Лабораторная работа №
1 Цель работы: изучить работу и характерные неисправности автомобильных датчиков, работа которых основана на эффекте Холла.
2. Оборудование и материалы: мультиметр, провод автомобильный 1 метр, датчик скорости ВАЗ, жидкость для чистки контактов, автомобиль ВАЗ 11173, отвертка, ключ на 8.
Задача:
1) Отсоединить датчик скорости от колодки проводов, тщательно обработать контакты датчика и колодки жидкостью для чистки контактов
2) Проверить подходит ли питание на колодку проводов.
3) Проверить исправность самого датчика.
4)Сделать вывод о исправности датчика.
3 Методические указания:
3.1 Конструкция и назначение.
Одним из элементов системы подачи топлива инжекторных двигателей является датчик скорости (ДС).
Его роль заключается в определении скорости вращения передних колес автомобиля и передачи этой информации на электронный блок управления (ЭБУ).
На основании полученной от датчика информации контроллер перерабатывает ее и отправляет на приборную панель, а также определяет нужные пропорции топлива и воздуха для горючей смеси, подаваемой в цилиндры двигателя.
В переднеприводных автомобилях ВАЗ ДС имеет конструкцию, состоящую из пластикового корпуса цилиндрической формы и электронного чувствительного элемента (рисунок 1).
Рисунок 1- Датчик скорости
Датчик скорости (датчик спидометра) установлен на корпусе КПП (рисунок 2).
Рисунок 2- Расположение датчика спидометра
Как все датчики на эффекте расположен возле вращающихся деталей. Так например при хождении зуба шестерни (гребенки шкива) рядом с чувствительным элементом датчика, в последнем создается импульс (рисунок3). Чем выше скорость вращения детали, тем выше частота импульсов.
Рисунок 3- принцип работы датчика скорости. Слева осциллограмма, которую можно увидеть при его нормальной работе. Справа: «А» - требуемый воздушный зазор и задатчик скорости или зубчатый шкив
На корпусе датчика имеется контакты «+» «-» для подвода напряжения бортовой цепи 12В и контакт для и третий контакт который посылает импульсы напряжения, этот контакт и передает информацию о скорости вращения детали. При прохождении
По данному принципу работают датчики фаз, датчики положения коленвала. Датчики скорости колес применяют в системе ABS.
Основными неисправностями датчика скорости являются:
§ отсутствие или плохой контакт в разъеме датчика;
§ обрыв проводов соединения;
§ загрязнение чувствительного элемента;
§ поломка чувствительного элемента.
Обрыв питания внутри датчика, обрыв на колодке датчика проверяют мултиметром в режиме прозвонки и вольтметра.
Неисправность импульсной части проверяют по схеме, изображенной на рисунке 212
Вместо диода можно использовать тестер или мультиметр в режиме вольтметра.
4. Ход работы:
1. Поставьте автомобиль на ровной площадке, зафиксируйте его при помощи стояночного тормоза.
2. Для удобства в работе снимите гофру воздуховода, ослабив хомут ее крепления к датчику массового расхода воздуха (рисунок) 4. Отодвиньте ее в сторону.
Рисунок 4- Демонтаж гофры.
3. Отсоедините провода на датчике, вынув их из разъема.
4. При выключенном зажигании отсоединяем колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика фаз.
5. Колодка жгута проводов системы управления двигателем, подсоединяемая к датчику скорости, имеет нумерацию выводов «1», «2» и «3». На вывод «1» колодки жгута проводов подается питания, равное напряжению бортовой сети автомобиля. Сигнал от датчика скорости через вывод «2» колодки подводится к выводу «59» контроллера. Вывод «3» колодки соединен с «массой» рисунок 5.
Рисунок 5 –Маркировка колодки проводов датчика скорости.
Проверка питания
Отсоединяем колодку датчика обрабатываем контакты жидкостью для чистки контактов.
Для проверки цепи питания датчика подсоединяем щупы тестера к выводам «1» и «3» колодки жгута проводов. При включенном зажигании и в течении 10 с после его выключения напряжение должно быть равным напряжению бортовой сети.
В противном случае проверяем исправность цепей (обрыв и замыкание на «массу») между выводом «1» колодки жгута проводов и реле напряжения бортовой цепи («+» питания), а также между выводом «3» колодки и точкой заземления
Отсутствие напряжение при исправной цепи питания свидетельствует о неисправности ЭБУ
7. Проверка провода, по которому идут импульсы до ЭБУ.
Подсоединяем щупы тестера к выводам «2» и «3» колодки жгута проводов.
При включенном зажигании (и при отсутствии сигнала датчика фаз) контроллер через свой внутренний резистор должен выдавать напряжение бортовой сети на вывод «2» колодки жгута проводов
В противном случае проверяем исправность цепи (обрыв и замыкание на «массу») между выводом «59» контроллера и выводом «2» колодки жгута проводов