Испарения арктических морей возникают там, где холодные массы воздуха перемещаются над теплой водой |
Испарения арктических морей - четвертый (последний) тип тумана - наблюдают над арктическими морями у кромки льдов. Из названия тумана ясно, что он образуется за полярным кругом, когда холодный воздух поглощает испарения более теплой воды. Из-за низкой температуры воздуха, а следовательно, и точки росы любая влага, попадающая в воздух, почти немедленно превращается в туман. Однако одновременно с возникновением тумана воздушные массы нагреваются от поверхности моря, температура точки росы растет и туман над поверхностью моря немедленно рассеивается. Теплый воздух затем поднимается вверх, где охлаждается, и туман формируется опять, но несколько выше. Этот постоянный процесс образования тумана, рассеивания и переформирования создает странный эффект, по которому он -и получил свое название. Испарения арктических морей длятся краткое время, так как условия, приводящие к туману, быстро теряют равновесие, холодный воздух становится более теплым и сходство с туманом исчезает.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОГОДЫ
Умение контролировать и прогнозировать погоду так же важно для яхтсмена, как настраивать паруса. Объем необходимой капитану информации зависит от вида плавания, которое он собирается предпринять. Плавающему на швертботе потребуются знания погодных условий в каких-то отдельных районах в течение короткого периода времени. Команде крейсерской яхты необходимо знать изменения погоды в течение ряда дней над обширными районами. Те яхтсмены, которым предстоит плавание в широтах, где погода более переменчива (т. е. в районах полярных фронтов), должны знать, как контролировать прогнозы погоды, уметь составлять собственные метеорологические карты и самостоятельно прогнозировать погоду.
|
Первое, что должен сделать яхтсмен еще до того, как думать о выходе в море или о составлении собственной метеорологической карты, - это понаблюдать и записать в журнал реальные изменения погоды в порту или на якорной стоянке. Необходимо отмечать значения давления по барометру, а если известен морской прогноз, записывать изменения давления. Тогда будет ясно, поднимается или падает давление, и это даст некоторое представление о том, улучшается или ухудшается погода. Также надо записывать направление и скорость ветра. При отсутствии необходимых инструментов о направлении ветра можно судить по положению якорной цепи или по линии ветровых волн (но не по мертвой зыби) на воде. Волны почти всегда идут под прямым углом к истинному направлению ветра. Определите и запишите направление по компасу. Представление о скорости ветра дает состояние моря (см. фотографии, показывающие состояние моря в умеренные и очень сильные ветры). На закрытой якорной стоянке можно понаблюдать за деревьями и другими объектами. Необходимо принимать в расчет видимость, обращая внимание на тип и характер облаков и на то, какая часть неба затянута облаками. Подобные наблюдения надо продолжать в течение всего плавания. Выработав своего рода стенографические приемы, можно быстро и легко вести записи собственных прогнозов и прогнозов с метеостанций. Некоторые условные обозначения, используемые метеорологами, приведены на с.283.
|
Слабый ветер (3 балла) Скорость ветра 3,4-5,4 м/с. Волны короткие, гребни образуют стекловидную пену. Средняя высота волны 0,6 м | |
Умеренный ветер (4 балла) Скорость ветра 5,5— 7,9 м/с. Волны удлиненные, белые барашки видны во многих местах. Средняя высота волны 1м | |
Свежий ветер (5 баллов) Скорость ветра 8,0— 10,7 м/с. Волны умеренные с частыми белыми барашками и отдельными брызгами. Средняя высота волны 1,8м | |
Крепкий ветер (7 баллов) Скорость ветра 13,9— 17,1 м/с. Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру. Средняя высота волны 4 м | |
Шторм (9 баллов) Скорость ветра 20,8— 24,4 м/с. Волны высокие, гребни опрокидываются, рассыпаясь в брызги. Средняя высота волны 7м | |
Жестокий шторм (11 баллов) Скорость ветра 28,5— 32,6 м/с. Исключительно высокие волны, море покрыто длинными хлопьями пены, срывающимися с гребней. Средняя высота волны 11,3 м |
Шкала Бофорта, баллы | Характеристика ветра и скорость, м/с | Береговые признаки | Рекомендации для плавающих на швертботе | Рекомендации для плавающих на крейсерской яхте |
Штиль 0-0,2 | Дым поднимается вертикально. Листья деревьев неподвижны | Накрените швертбот, чтобы уменьшить смоченную поверхность и дать возможность парусам принять правильную аэродинамическую форму | Часто невозможно поддерживать скорость яхты, при которой она слушается руля. Используйте двигатель | |
Тихий 0,3-1,5 | Дым,,плывет". Флюгер не вращается | Паруса следует выбрать. Швертбот должен иметь дифферент на нос и крен на подветренный борт | Спинакер может наполниться, но опадает в затишье. Используйте двигатель | |
Легкий 1,6-3,3 | Ощущение легкого ветра на лице. Листья деревьев колышатся. Флаги слегка колеблются. Флюгеры вращаются | Ветра достаточно, чтобы идти с постоянной скоростью на ровном киле. Паруса могут быть наполнены ветром | Тоже | |
Слабый 3,4-5,4 | Ветер развевает флаги. Листья деревьев в постоянном движении | Большинство швертботов идут полным ходом; возможно глиссирование. Идеальные условия для тренировок | Ветра достаточно, чтобы паруса наполнились и яхта шла с небольшой скоростью. Чтобы не потерять ход, возможно понадобится использовать двигатель | |
Умеренный 5,5-7,9 | Вымпелы вытягиваются, флаги заполаскивают. Колышатся небольшие ветки деревьев.В воздух поднимается пыль и мусор | Шкотовый откренивает швертбот, полностью вывешиваясь за борт. Глиссирование возможно на большинстве галсов | Большинство крейсерских яхт идет полным ходом. Можно поставить все паруса, но на некоторых яхтах возможно придется взять один риф на гроте | |
Свежий 8,0-10,7 | Небольшие деревья раскачиваются. Вершины всех деревьев в заметном движении | Идеальные условия плавания для опытных яхтсменов. У неопытных экипажей возможно опрокидывание | Большие передние паруса можно заменить на меньшие. Тяжелые яхты с традиционными обводами идут на предельной скорости. На легких яхтах меняют передние паруса и рифят гроты | |
Сильный 10,8-13,8 | Крупные ветви деревьев в движении. Начинают гудеть провода | Без рифления парусов плавание затруднено. В гонках могут участвовать только опытные экипажи | Большинство экипажей начинают искать укрытие или остаются в гавани. На гротах надо взять два ряда рифов | |
Крепкий 13,9-17,1 | Деревья качаются. Движение против ветра затруднено | Большинство швертботов остается на берегу. Те, кто спускают лодки на воду, рискуют потерпеть неудачу, так как возможны поломки и перегрузка парусов | Семейные экипажи, за исключением очень опытных, ищут укрытие или, если по прогнозу ожидается шторм, стараются уйти от берега, чтобы переждать шторм в море | |
Очень крепкий 17,2-20,7 | На деревьях ломаются ветки. Скорость ветра препятствует движению | Швертботы нужно крепко привязать, иначе их может унести | Сильно зарифлен грот и поднят штормовой стаксель. Необходимо задраить люки и выход из каюты. Приготовьтесь к тому, что волны будут перекатываться через яхту и заливать кокпит | |
Шторм 20,8-24,4 | Срывает черепицу с крыш, валит заборы | Опасность опрокидывания. Некоторые яхты продолжают идти под парусами. Другие должны убрать паруса и принайтовить румпель. На сильном волнении можно поставить трисель | ||
10 и более | Сильный шторм 24,5 и более | Деревья вырывает с корнем. Серьезные повреждения в оснастке и надстройках | Очень опасные условия, особенно вблизи отмелей. Реальная опасность крена 90° и опрокидывания. Держитесь на хорошем расстоянии от береговой линии |
|
КАРТЫПОГОДЫ
Точно так же, как географы составляют топографические карты, используя контурные линии и соединяя точки равной высоты, метеорологи обозначают области высокого и низкого давлений линиями, соединяющими точки равного давления. Эти линии называют изобарами. На картах погоды (синоптических картах) изобары позволяют оценить направление и скорость градиентного ветра. По рисунку изобар можно определить области циклонов с центром низкого давления и антициклонов с центром высокого давления. Вообще говоря, чем ниже давление в центре циклона, тем выше вероятность проливного дождя. Чем глубже циклон, тем больше перепады давления и соответственно сильнее ветер. Аналогично, чем выше давление в антициклоне, тем слабее будет ветер. Яхтсмен должен уметь читать эти карты, чтобы иметь представление об изменениях погоды и соответственно организовать предстоящее плавание.
Яхтсмен может составить собственную изобарическую карту на основании информации метеорологической службы в прогнозе для судов, перенеся ее на специально отпечатанный бланк карты. Прогноз для судов содержит около 500 слов, и, как правило, ни одно из них не бывает лишним. Чтобы не пропустить чего-либо из этой информации, необходимо выработать своего рода вид стенографической записи. Можно использовать также официальный свод условных обозначений метеорологической службы, внеся в них некоторые изменения.
Прогноз для судов обычно состоит из четырех частей:
первая содержит краткое сообщение о штормовых предупреждениях;
вторая - информацию о состоянии погоды;
третья - прогноз в районе на следующие 24 ч;
четвертая - отчеты об особых условиях в прибрежных районах, полученные со станций наблюдения за морем по всему побережью.
Рассмотрим запись прогноза для судов в течение одного дня в декабре, который дает специальная служба. Во-первых, в перечне морских районов надо сделать отметки, где ожидаются штормы. Общие синоптические данные, записанные в верхней части листа, дадут информацию о местоположении циклонов, антициклонов, теплых и холодных фронтов. Далее надо записать подробности прогнозов на район. Именно здесь яхтсмену понадобится стенография, так как иначе он почти ничего не успеет записать. Однако надо быть уверенным, что используемая система записи эффективна и достаточно понятна. В этой части приводят данные о ветре, погоде и дальности видимости. Пусть по первым трем районам (в данном примере) по радио сообщают следующие подробности о ветре, погоде и видимости: „Викинг, Фортиз, Кроматри, северный, семь-девять, уменьшающийся до пяти с запада. Снег с дождем. Умеренная до хорошей". Это записывают на карте в виде ряда чисел, букв и условных обозначений. Затем надо рассмотреть прибрежные отчеты. Для первого передают: „Тайри, северный, пять, 27 миль, 1033, растущее". Эти подробности, как и предыдущие, стенографируют. В таблицу записывают изменение давления. Построенная кривая покажет характер изменения давления: поднимается ли оно медленно, падает постепенно или резко и т. д.
Данную информацию с некоторыми усложнениями можно перевести на карту погоды. По мере накопления опыта этот процесс становится на удивление простым. Во-первых, нужно записывать прогнозы изменения ветра в каждом морском районе в соответствующем месте на карте. Положение станций наблюдения за морем отмечают точками и стрелками и показывают направление ветра по данным метеослужбы. Оперение стрелки используют для обозначения силы ветра по шкале Бофорта: один штрих - 2 балла, полштриха - 1 балл. Здесь также указывают атмосферное давление.
Затем строят изобары по значениям давления, приведенным в прибрежных отчетах. Точки равного давления соединяют линиями, рисунок которых определяет положения циклонов и антициклонов (сведения о них получают из метеорологических сводок). Для начала проведите легкие линии мягким карандашом, так как возможно их придется корректировать. В данном примере давление в районе островов Силли и Белл Рок одинаковое (1028 мбар), следовательно, изобара пройдет между этими островами. Направление градиентного ветра параллельно изобарам, но надо учитывать, что в приземном слое существуют искажения (см.с.272), и стрелки, нанесенные с учетом этого, дадут некоторое представление о направлении, в котором пойдут изобары. По логарифмической шкале изобар в верхней части карты приблизительно определяют соотношение между силой ветра по Бофорту и градиентом давления над морем.
Небольшие части метеокарт, в которые заносят детали прогноза для судов. Показан способ деления прогноза на три части: общее изложение, прогнозы районов и прибрежные отчеты |
Если поместить шкалу на карте, совместив изобару с нулевой отметкой на шкале, то точка, в которой следующая изобара (через 2 мбар) пересечет шкалу, покажет наиболее вероятную силу ветра. С другой стороны, зная силу ветра, можно проложить изобару. Расстояние между изобарами зависит от направления ветра в приземном слое и от скорости движения фронтов. Две другие геострофические шкалы позволяют определить скорость движения фронтов на время составления карты. И, наоборот, промежуток между изобарами можно рассчитать, зная скорость движения фронтов. Получившаяся изобарическая карта может быть не точна, но в море она дает яхтсмену более полное представление об ожидаемых изменениях скорости и направления ветра, а следовательно, и погоды в следующие 24 ч. Только научившись составлять такие карты на берегу, вы сможете безошибочно делать это в море. В процессе составления карт необходимо сравнивать собственную работу с работой профессиональных метеорологов по картам погоды в одной из отпечатанных сводок.
БАРОМЕТРЫ
Регулируемую стрелку следует совместить со стрелкой после записи показаний давления. В этом случае легче следить за повышением и падением давления. |
Наиболее важной, действительно необходимой частью метеорологического оборудования является барометр-анероид. Сейчас во всем мире давление измеряют в миллибарах, поэтому не следует приобретать барометр только с дюймовой или сантиметровой шкалой. Один из дефектов барометра-анероида заключается в том, что пружина его постепенно ослабевает и по истечении одного сезона плавания барометр становится неточным. Однако можно не обращать на это особого внимания, так как яхтсмену гораздо важнее знать не само давление, а его изменение. Так, подъем или падение давления на 3 мбар или более в час предвещает плохую погоду. Регулируют барометр следующим образом. Сообщают местоположение яхты на ближайшую станцию погоды и запрашивают значение давления в миллибарах на среднем уровне моря. Затем уточняют показания барометра, осторожно поворачивая винт на задней стенке.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРИЛИВОВ
Причины возникновения приливов, бывшие предметом постоянного изучения в течение многих столетий, относятся к тем проблемам, которые породили много противоречивых теорий даже в сравнительно недавнее время.
Ч. Дарвин писал в 1911 г.: „Нет необходимости искать античную литературу ради гротесковых теорий приливов". Однако морякам удается измерять их высоту и использовать возможности приливов, не имея представления о действительных причинах их возникновения. Информация о приливах, необходимая штурману, приведена в гл. „Навигация", ниже сделана попытка дать простое объяснение происхождению приливов.