РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ




Основной радионавигационный прибор - радиопеленгаторный приемник (РП) - это простая система, позволяющая взять пеленг на сигнал от передающей станции и пересечь его с пеленгами на сигналы от других станций, чтобы определить положение яхты. Вдоль многих береговых линий и на плавучих маяках расположены радиомаяки, оснащенные радиопередатчиками. Каждый имеет свой отличительный сигнал. Данные о местоположении этих круговых радиомаяков и частоты, на которых они передают сигналы, можно найти в „Морском астрономическом ежегоднике" и в справочнике „Радиомаяки", эту же информацию часто приводят на картах. Однако с помощью РП нельзя определить дистанцию до радиомаяка. Кроме того, показания РП содержат различные погрешности и их обычно следует проверять информацией, полученной другими средствами.

РП-ОБОРУДОВАНИЕ РП-оборудование, установленное на борту яхты, состоит из радиоприемника, антенны и компаса (см. рисунок). Если корпус яхты стальной, понадобится комплект петлевой антенны с автоматическим управлением на топе мачты. Однако системы такого типа дороги.
РП со встроенной антенной Сигнал принимается радиоприемником и воспроизводится через динамик или наушники (см. слева). Ферритовая стержневая антенна и компас скомпонованы в отдельном узле, который. можно держать в руках (см. справа)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РП

Для определения местоположения яхты с помощью РП необходимо знать, какой радиомаяк будет ближайшим и на какой частоте он передает сигнал. Настройте приемник и антенну на данную частоту и идентифицируйте кодовый сигнал. Когда найден непрерывный сигнал, начинайте поворачивать блок с антенной в горизонтальной плоскости. Слушайте звук и зафиксируйте положение антенны, когда сигнал наиболее слаб или исчезает. Эту точку называют «нуль". Антенна в данном положении указывает либо в сторону источника сигнала, либо в противоположную. Воспользуйтесь компасом, чтобы взять пеленг и проложить его на карте от радиомаяка. Обычно всегда известно, с какой стороны от радиомаяка находится яхта. Повторите процесс еще с одним, а лучше с несколькими радиомаяками и проложите пеленги. Приблизительная точка положения яхты будет там, где линии всех пеленгов пересекутся.

Точка А — „нуль". В точке В сигнал наиболее мощный Для определения местоположения яхты проложите пеленги от двух или более радиомаяков

ПОГРЕШНОСТИ

На точность РП не всегда можно положиться из-за возникновения погрешностей нескольких типов. Радиоволны могут искажаться, когда они пересекают береговую линию под углом. Между закатом и восходом солнца зачастую происходит интерференция радиоволн, отраженных от атмосферы. Кроме того, надо сделать допуск на погрешность самого РП. Необходимо сравнить пеленги, взятые ручным компасом-пеленгатором, когда радиомаяк находится в пределах видимости, с результатом, полученным от РП. Любую существенную ошибку надо выявить и учесть в будущих расчетах. Можно обнаружить и другую погрешность, которая зависит от направления ДП яхты относительно радиомаяка. Она известна как квадратичная погрешность, обусловленная воздействием металлических частей яхты, таких как стоячий такелаж, на радиосигнал. Эту погрешность можно уменьшить, если установить антенну РП вдали от предметов, вызывающих подобные помехи.

НАВИГАЦИЯ В ТУМАНЕ

Туман обычно усложняет задачи, стоящие перед капитаном. Если штурман знает, что скоро опустится туман, он должен заранее сделать необходимые приготовления. Самое главное - как можно точнее определить местоположение яхты, прежде чем видимость ухудшится. Если лоцманское плавание невозможно, местоположение яхты находят только по счислению или пользуясь невизуальными средствами. Счисление может быть неточным, так как во время тумана обычно стихает ветер. А когда скорость яхты невелика, большинство лагов имеет тенденцию показывать меньшее значение. Кроме того, курс, который держит рулевой, может оказаться неправильным, так как на малом ходу яхтой трудно управлять - она плохо слушается руля. Использование двигателя облегчит задачу штурмана, но осложнит положение капитана: из-за шума двигателя он не услышит приближения другого судна.

Если штурман хочет достаточно точно определить местоположение яхты по счислению, ему надо в первую очередь тщательно проверить всю информацию по приливу. Ошибки рулевого можно свести к минимуму, если поставить кого-нибудь из членов экипажа наблюдать за управлением по курсу. Если в судоходном районе около навигационного буя внезапно опускается туман, яхту следует вести на буй так, чтобы видеть его как можно дольше или лечь в дрейф рядом с ним, или огибать его, выигрывая время, чтобы проверить свою прокладку и рассчитать следующий курс.

ОБСЕРВАЦИЯ

Один из очень немногих способов получения в тумане обсервованной точки - использование РП. Поскольку на большинстве яхт РП применяют сравнительно редко, по получении прогноза, предвещающего туман, необходимо проверить РП на точность, пеленгуя достаточно большое число визуальных объектов. Если не удалось сделать это вовремя, воспользуйтесь следующим методом: сблизившись с буем, возьмите как можно больше пеленгов из нескольких положений и сравните точки, полученные по РП, с определенными по карте. Если разница окажется большой, радиопеленги необходимо повторить. РП можно использовать в качестве радиолоцмана для входа в гавань или подхода к ней, так как некоторые гавани оснащены специальными радиомаяками направленного действия. С помощью радиобуев ненаправленного действия можно последовательно взять повторяющиеся пеленги и уточнить по ним курс. Однако всегда надо проверять безопасность полученной линии подхода к гавани.

СБЛИЖЕНИЕ СО ЗНАКОМ

В некоторых ситуациях, таких, например, когда необходимо определить в тумане вход в гавань или уточнить местоположение, надо найти и опознать навигационный знак. Помните, что плавание у берега в тумане может привести яхту в район, часто посещаемый другими судами, а этого следует избегать. Многие знаки навигационной обстановки подают звуковые сигналы, и штурман должен держать под рукой их описание, чтобы точно идентифицировать знак. Иногда можно следовать по изобате с помощью эхолота. Использование счисления - более рискованная операция. Если буй не появился в ожидаемое время, единственное решение - организовать его поиск, как описано на с. 209. Никогда не идите, надеясь, что найдете следующий буй, - вы почти наверняка не найдете его!

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЭХОЛОТОМ

Найдите соответствующую контурную линию на карте района и непрерывно измеряйте глубину, держа яхту как можно ближе к линии изобаты

Эхолот может оказать хорошую помощь в тумане. Разумеется, это справедливо лишь в том случае, когда приборы точны. Поэтому их необходимо проверять в начале каждого сезона, выявляя любые погрешности. При использовании эхолота надо точно знать высоту прилива, чтобы привести промеры к нулю глубин для сравнения с картой. С помощью эхолота можно уточнить местоположение яхты (см. с. 249).

Другой очень полезный метод - следовать контуру морского дна. Так как штурман делает промеры, чтобы держаться изобаты, путь яхты будет несколько зигзагообразным. Этим же методом можно искать нужный знак, буй или вход в гавань, предварительно убедившись, что маршрут безопасен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: