Могут возникнуть ситуации, когда информация, используемая для нанесения на карту счислимой точки, отличается от действительной. Поэтому местоположение яхты надо определять через регулярные промежутки времени (см. с. 247). Разница, или невязка, в координатах действительной и счислимой точек несет важную информацию. Если не было ошибок при прокладке курса, то невязка вызвана отличием действительного приливного течения от предполагаемого. Например, в 11.00 получена (обсервована) точка положения и на этот момент времени нанесена счислимая точка. Разница в их координатах показывает, что приливное течение на 50 % сильнее, чем предполагалось.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ
Умение с точностью находить координаты -важный навык в судовождении. После прокладки курса на карте, определения расчетного положения яхты необходимо проверить точность счисления пути яхты. Для этого проводят обсервацию, т. е. получают точку пересечения по крайней мере двух линии положения яхты, нанесенных на карту по пеленгам на видимые объекты, имеющиеся на той же карте. Точка пересечения пеленгов и даст местоположение яхты.
Существует несколько методов получения линии положения. Чаще всего визуальные направления - пеленги объектов - определяют с помощью ручного компаса-пеленгатора. Можно также применять радиопеленгатор (см. с. 250). При использовании другого метода находят расстояние до объекта и пеленг. В этом случае после определения расстояния от яхты до объекта получают линию положения в виде дуги окружности. Какой бы метод ни использовали, должна быть гарантирована идентификация выбранного объекта на карте. Обязательно проверьте, не допущено ли ошибок при идентификации, иначе ваш труд будет обесценен. Можно довольно точно определить местоположение яхты, если замерять глубины, следуя линии изобат (см. с. 251), или делать несколько промеров и сравнивать их с глубинами, отмеченными на карте. Для уточнения положения можно воспользоваться также створом.
|
ПЕЛЕНГОВАНИЕ ПО КОМПАСУ
Наиболее известный способ обсервации - пересечение на карте двух или трех линий положения, полученных компасным пеленгованием объектов. В этом случае важно, чтобы пеленги пересекались под углом, близким к 90°. Линии положения от трех объектов при пересечении должны образовывать два угла, близких к 60°. Значительное преимущество имеет использование трех объектов - любая ошибка сразу становится видна. На практике три линии пеленгов вряд ли пересекутся в одной точке, и тогда образуется треугольник погрешностей, размер которого служит показателем точности пеленгования. Если площадь треугольника велика, пеленги следует уточнить. Местоположение яхты определяют обычно в центре треугольника, но фактически яхта может оказаться и вне его. Если яхта находится рядом с каким-либо препятствием, проведите циркулем из центра треугольника окружность радиусом, равным двойной длине самой длинной стороны треугольника. Местоположение яхты выберете на окружности в точке, ближайшей к возможному препятствию.