РАССТОЯНИЕ, СКОРОСТЬ И ГЛУБИНА




При навигационных расчетах расстояние на море измеряют в морских милях. Одна морская миля равна Г широты (приблизительно 1852 м). Для ее обозначения используют символ М. Морскую милю разделяют на 10 кабельтовых, записывая их как десятую часть. Таким образом, стандартная запись 5 миль 2 кабельтова будет 5,2 М. Единица измерения скорости -узел (уз). Один узел равен одной морской миле, деленной на один час, - скорость, с которой яхта пройдет 1 М (милю) за 1 ч.

Единица измерения глубины -метр (м). Дробные значения указывают в дециметрах. Глубину 7,1 м записывают как 71

МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ

Когда ранее говорили о линиях, идущих от Севера к Югу, то имели в виду истинные Север и Юг, т. е. географические полюса. На яхте пользуются компасом, но он при отсутствии девиации указывает магнитные Север и Юг, т. е. картушка его выставляется вдоль магнитного меридиана, проходящего через магнитные полюса Земли. Отклонение магнитных меридианов от истинных называют склонением. Его значение (в градусах) указывают на картах. Склонение может быть западным W и восточным Е.

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Перед началом плавания необходимо приобрести определенное оборудование. Основные предметы не должны быть сложными и дорогими. В качестве прокладочных инструментов можно использовать традиционные и специальные. К первым относят роликовую и параллелограммную параллельные линейки, ко вторым - транспортир Дугласа и прокладчик Хурста. Выбор инструментов во многом определяют размеры яхты, а точнее размеры штурманского стола. Они должны быть не менее 58 х 75 см - на столе меньшего размера нельзя разместить морскую карту, сложенную пополам. Вместо постоянного штурманского стола можно использовать деревянный щит, обычно хранимый в другом месте.

Штурманский стол с правильно расположенными оборудованием и приборами  

Рядом со штурманским столом должно быть размещено все необходимое оборудование, а также полка для книг и пособии по навигации. Сами карты желательно хранить в развернутом или сложенном пополам виде. Судовые приборы обычно размещают около стола, так чтобы было удобно снимать показания. Равномерное рассеянное освещение штурманского стола не должно мешать ночью остальной команде. Для этого удобнее использовать маленькую лампочку, закрытую колпачком и расположенную на конце регулируемой гибкой стойки. Она должна легко перемещаться и обеспечивать сфокусированный или рассеяный свет над картой или книгой.

Обычно штурманский стол расположен близко к кокпиту яхты, чтобы штурман мог легко общаться с рулевым, но идеальным вариантом была бы установка его в средней части яхты, где качка наименьшая.

ТРАНСПОРТИР ДУГЛАСА

Транспортир Дугласа представляет собой кусок прозрачного пластика с маленьким отверстием в центре. Горизонтальные и вертикальные линии сетки, нанесенные на транспортир, совмещают с линиями широты и долготы на карте. Пеленги считывают с гравированной шкалы, нанесенной по периметру квадрата от 0 до 359°. Транспортиры бывают двух типов - со сторонами 12,5 и 25 см. Транспортиры меньшего размера обычно удобнее на малых яхтах для карт масштаба 1: 75 000.

ПРОКЛАДЧИК ХУРСТА

Прокладчик Хурста - это более совершенный вариант транспортира Дугласа. Кроме прозрачной пластины с нанесенной прямоугольной сеткой он имеет вращающийся диск, маркированный как картушка компаса, и поворачивающуюся линейку. Диск можно остановить в любом положении и затем закрепить, т. е. при работе с магнитными пеленгами легко учесть склонение. Например, при склонении 7° W надо повернуть диск против часовой стрелки до отметки 7°, пока она не совпадет с центральной вертикальной линией прямоугольной сетки, и затем закрепить диск в этом положении центральным винтом. Теперь все истинные пеленги и курсы, проложенные на карте, автоматически переводятся в магнитные: достаточно совместить с линией на карте поворачивающуюся линейку и прочитать на диске соответствующий магнитный угол.

Курс или пеленг считывают с градуированного диска после того, как рабочую кромку линейки совместят с требуемым направлением (линией на карте)

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛИНЕЙКИ

Роликовая параллельная линейка просто перекатывается по карте; у линеек параллелограммного типа одна линейка удерживается на месте, а вторая перемещается, затем движение повторяется

Параллелограммные линейки состоят из двух частей и рычагов, обеспечивающих передвижение линейки поперек карты без изменения угла, под которым она была размещена. У роликовой линейки два вращающихся ролика позволяют перекатывать ее по карте, достигая того же результата Когда линейка находится в нужном положении, ролики можно застопорить (зафиксировать), чтобы предотвратить смещение. Параллельные линейки -традиционный прокладочный инструмент, обеспечивающий высокую точность. Однако эти инструменты достаточно сложны, и часто даже опытные штурманы используют вместо них транспортиры Дугласа и прокладчики.

ИЗМЕРИТЕЛЬ И ЦИРКУЛЬ

Для того чтобы отмечать и измерять расстояния на карте, яхтсмену понадобятся пара измерителей и циркуль. Желательно купить их самого лучшего качества - медные или из нержавеющей стали. Высота измерителей должна быть не менее 15 см, чтобы они широко раздвигались. Циркуль может быть самым простым.

Штурманский (1) и простой (2) измерители и циркуль (5) Чтобы воспользоваться штурманским измерителем, надо взять его так, как показано на рисунке Большее расстояние, чем позволяет измеритель, измеряют поэтапно

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

Судовой журнал - один из основных судовых документов. В нем отмечают события, происходящие в плавании. Хранить его нужно, по возможности, аккуратнее, так как им часто пользуются и особенно в длительных плаваниях. Большинство штурманов берут с собой обычную, но специально разграфленную тетрадку. Некоторые штурманы держат второй судовой журнал, который использует вахтенный на палубе, а штурман переносит потом нужную информацию и результаты расчетов, обычно выполняемых в рабочей записной книжке, в главный судовой журнал. Если возникают какие-либо споры относительно прав капитана в море, судовой журнал можно использовать в качестве доказательства, и поэтому важно вести его подробно.

КАРАНДАШИ

На яхте понадобится несколько мягких карандашей (идеально подходят 2М и ЗМ), которые не портят карты при многократной работе с ней. Карандаши не должны быть круглыми - круглые легко скатываются со стола. Нужны также точилка и резинка.

 

 

КОМПАСЫ

Один из наиболее жизненно важных приборов на крейсерской яхте - компас. На яхте необходимы три компаса: один для удержания курса - путевой компас, другой для взятия пеленгов - ручной компас-пеленгатор и третий в комплекте радиопеленгатора (см. с. 250). Все компасы работают по одинаковому принципу: круговая картушка показывает направление компасного Севера (см. с. 240); окружность картушки разделена на 360, обычно с отметкой через каждые 5° и цифрой через каждые 10°. Маркируют компасы в зависимости от их типа - иногда по кромке картушки, иногда сверху.

Компасная картушка с верхней и боковой градуировкой и с осью вращения. Две курсовые черты, расположенные под углом 45° к основной черте, удобны для управления яхтой, когда рулевой сидит на ее борту

В нижней части картушки находится гнездо-топка, в которую упирается острие шпильки. С обеих сторон от топки прикреплены маленькие магнитные брусочки. Вся конструкция помещена в котелок, заполненный смесью воды и спирта. Эта жидкость поддерживает на плаву компасную картушку и гасит любые резкие колебания.

Линия, называемая курсовой чертой, служит линией отсчета: от нее отсчитывают любое движение картушки. Курсовую черту наносят краской или гравируют на внутренней стороне котелка, но ее положение зависит от типа компаса. Обычно компас установлен в кардановом подвесе, чтобы при крене яхты котелок сохранял горизонтальное положение. Конструкция некоторых компасов, в частности расположенных на стойках или переборках, обеспечивает горизонтальное положение картушки и вертикальное курсовой черты независимо от крена. Следовательно, таким компасам карданов подвес не нужен.

ПУТЕВОЙ КОМПАС

Выбирая путевой компас, прежде всего необходимо убедиться, что компас в хорошем состоянии. Брать надо такой, у которого самая большая картушка, самая четкая маркировка и есть подсветка, чтобы им можно было пользоваться ночью. Разместить компас лучше всего прямо перед рулевым, а не сбоку от него. Расстояние между двигателем и компасом должно быть не менее 2 м, и все стальные предметы необходимо убрать подальше от компаса. Если яхта со штурвалом, компас обычно устанавливает перед ним на подставке (нактоузе) под колпаком. Если яхта управляется румпелем, лучше иметь два компаса, расположенных на переборке, так чтобы всегда один из них был у рулевого перед глазами, на каком бы борту он ни находился. Удерживать яхту на курсе можно также при помощи компаса с сеткой, добиваясь параллельности линий. В этом случае компас должен быть установлен так, чтобы цифры на его шкале не искажались, даже если рулевой будет смотреть на компас под углом.

Такой компас устанавливают на переборке. Курсовая черта должна быть параллельна ДП яхты Нактоузный компас Большая стеклянная купол-линза зрительно увеличивает картушку и облегчает считывание показаний. Обычно его устанавливают на подставке (нактоузе) прямо перед штурвалом Универсальный компас Его необязательно устанавливать прямо перед рулевым. Добиваясь параллельности линий, нанесенных на картушке и на стекле, яхту удерживают на нужном курсе


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: