№ п/п | Тема | Лекции | Семинары | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | Всего часов |
1. | Тема 1. Введение. Предмет и структура философского знания | - | - | ||||
2. | Тема 2. Основные этапы и направления исторического развития философии.Ч.1 | ||||||
3. | Тема 2. Основные этапы и направления исторического развития философии.Ч.2 | ||||||
4. | Тема 2. Основные этапы и направления исторического развития философии.Ч.3 | ||||||
5. | Тема 2. Основные этапы и направления исторического развития философии.Ч.4 | ||||||
6. | Тема 3. Русская философия | ||||||
7. | Тема 4. Философия бытия | ||||||
8. | Тема 5. Философия человека | ||||||
9. | Тема 6. Философия познания | ||||||
10. | Тема 7. Социальная философия. Заключение |
Содержание занятий
лекционные занятия
№ темы | Содержание лекций | Кол-во часов |
1. | Лекция 1. Предмет и структура философского знания. 1. Определения философии, ее предмет. 2. Происхождение философии. 3. Функции философии. 4. Структура философского знания. | |
2. | Лекция 2. Основные этапы и направления исторического развития философии. Ч. 1. Философия Древнего Востока. Античная философия. 1. Философия Древней Индии и Древнего Китая. 2. Особенности и периодизация античной философии. 3. Философия досократиков: ионийская и элейская школы, атомизм, пифагореизм. 4 Сократ и софисты. Платон и Аристотель. 5. Эллинистическая философия. | |
2. | Лекция 3. Основные этапы и направления исторического развития философии. Ч. 2 Философия Средних веков и эпохи Возрождения. 1. Предпосылки возникновения средневековой философии, ее периодизация и особенности. 2. Средневековая патристика: Тертуллиан, александрийская школа. Фундаментальная теология А.Августина. 3. Средневековая схоластика: основные задачи и проблематика. Творчество Боэция, Эриугены, А. Кентерберийского, П. Абеляра, Ф. Аквинского, У. Оккама. Арабские средневековые мыслители. 4. Антропоцентризм, гуманизм и эстетизм философской мысли Возрождения. 5. Философские учения выдающихся мыслителей Ренессанса. Н. Кузанский, М. Фичино, П. делла Мирандола, М. Монтень, Н. Макиавелли, Т. Мор, Э. Роттердамский, Дж. Бруно. | |
2. | Лекция 4. Основные этапы и направления исторического развития философии. Ч. 3. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.). Немецкая классическая философия. 1. Принцип «субъект-объектного противостояния» в философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм в теории познания Нового времени. 3. Правила метода Р. Декарта. Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. 4. Европейское Просвещение. 5. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г.-В.-Ф. Гегель. | |
2. | Лекция 5. Основные этапы и направления исторического развития философии. Ч. 4. Постклассическая философия XIX - ХХ вв. 1. Главные проблемы и тенденции философии новейшего времени. 2. Направления философии XIX - ХХ вв. 3. «Философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 4. Герменевтика и феноменология: Г.-Г. Гадамер, Э.Гуссерль. 5. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра и М. Хайдеггера. | |
3. | Лекция 6. Русская философия. 1. Характерные особенности и периодизация русской философии. 2. Древнерусская философия: проблематика и представители. Митрополит Илларион, иосифляне и нестяжатели, старец Филофей, М. Грек, Ю. Крижанич. 3. Русское Просвещение. Киево-Могилянская философия. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. 4. Русская философия XIX – XX вв.: основные направления и проблематика. Славянофилы и западники, консерватизм, космизм, философия всеединства. Персонализм Н.А. Бердяева. 5. Современная русская философия. | |
4. | Лекция 7. Философия бытия. 1.Предмет онтологии. История онтологических учений. 2. Формы бытия. 3. Сознание, его сущность, структура и основные характеристики. 4. Основные характеристики бытия природы. | |
5. | Лекция 8. Философия человека. 1. Предмет антропологии. Антропологические учения в истории философии. 2. Научные и религиозные теории антропогенеза. 3. Биологическое и социальное в природе человека. 4. Смысл и цель жизни. | |
6. | Лекция 9. Философия познания. 1. Предмет гносеологии. Знание как результат познания. Знание и вера. 2. Структура познавательного процесса. Виды и формы познания. Уровни и методы познания. 3. Истина и ее критерии. 4. Практика и ее роль в познании. | |
7. | Лекция 10. Социальная философия. Заключение. 1. Предмет социальной философии. Социальная философия в системе обществознания. 2. Общество как социальная система. 3. Основные сферы жизни общества. 4. Гражданское общество и государство. 5. Основные факторы развития общества. |
семинарские занятия
№ темы | Содержание семинаров | Кол-во часов |
1. | Семинар 1. Предмет и структура философского знания. Вопросы для обсуждения: 1. Определения философии как науки, формы духовной культуры и мировоззрения. 2. Происхождение философии. Философия как любовь к мудрости. 3. Функции философии. Структура философского знания. 4. Роль философии в жизни человека и общества. | |
2. | Семинар 2. Философия Древнего Востока. Вопросы для обсуждения: 1. Философия Древней Индии. Возникновение древнеиндийской философии. Философские понятия и школы Древней Индии. 2. Философия Древнего Китая. Направления древнекитайской философии. | |
2. | Семинар 3. Античная философия. Вопросы для обсуждения: 1. Становление древнегреческой философии, особенности и периодизация. 2. Досократики: ионийская и элейская школы. 3. Досократики: атомизм и пифагореизм. | |
2. | Семинар 4. Античная философия. Вопросы для обсуждения: 1. Гуманистический период: софисты и Сократ. 2. Философия Платона. 3. Философия Аристотеля. 4. Эллинистическая философия: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. | |
2. | Семинар 5. Философия Средних веков. Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки, периодизация, характерные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. Философские учения Августина Аврелия (Блаженного). 3. Средневековая схоластика. Фома Аквинский. Полемика реализма и номинализма. | |
2. | Семинар 6. Философия эпохи Возрождения. Вопросы для обсуждения: 1. Антропоцентризм, гуманизм и эстетизм в философской мысли Возрождения. 2. Философские концепции эпохи Возрождения: Н. Кузанский; П. делла Мирандола; М. Фичино; М. Монтень; Н. Макиавелли; Э. Роттердамский; Т. Мор; Дж. Бруно. | |
2. | Семинар 7. Философия Нового Времени. Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки и характерные черты философии Нового времени. 2. Эмпиризм. - Ф. Бэкон. Критика философии и индуктивный метод. Идолы разума - Субъективный идеализм Д. Юма. 3. Рационализм. - Правила дедуктивного метода Р. Декарта. - Пантеизм Б. Спинозы. | |
2. | Семинар 8. Французское Просвещение и немецкая классическая философия. 1. Основные направления философии французского Просвещения. - Энциклопедизм. - Антиклерикализм. - Материализм. - Социально-философский активизм. 2. Немецкая классическая философия. - Гносеологические и этические идеи И. Канта. - Диалектика Гегеля. - Антропологический материализм Л. Фейербаха. | |
2. | Семинар 9. Постклассическая философия XIX-XX вв. Вопросы для обсуждения: 1. Психоанализ З. Фрейда. 2. «Философия жизни»: А.Шопенгауэр, Ф. Ницше. Детерминизм и свобода воли. 3. Герменевтика: В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер. 4. Экзистенциальная философия: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр. | |
3. | Семинар 10. Русская философия. Вопросы для обсуждения: 1. Характерные особенности и периодизация русской философии. 2. Древнерусская философия: проблематика и представители. Митрополит Илларион, иосифляне и нестяжатели, старец Филофей, М. Грек, Ю. Крижанич. 3. Русское Просвещение. Киево-Могилянская философия. М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. 4. Русская философия XIX – XX вв.: основные направления и проблематика. Славянофилы и западники, консерватизм, космизм, философия всеединства. Персонализм Н.А. Бердяева. 5. Современная русская философия. | |
4. | Семинар 11. Философия бытия. 1.Предмет онтологии. История онтологических учений. Современные онтологические концепции: "критическая онтология" Н. Гартмана; "фундаментальная онтология" М. Хайдеггера; "экзистенциально-феноменологическая онтология" Ж.П. Сартра; "онтология языка" (Л. Витгенштейн, Ж. Деррида). 2. Формы бытия: материальное, идеальное, социальное. 3. Сознание, его сущность, структура и основные характеристики. 4. Философское осмысление природы. | |
5. | Семинар 12. Философия человека. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет антропологии. Антропологические учения в истории философии. 2. Научные и религиозные теории антропогенеза. 3. Биологическое и социальное в природе человека. 4. Смысл и цель жизни. | |
5. | Семинар 13. Философия человека. Вопросы для обсуждения: 1. Индивид, индивидуальность, личность. 2. Формирование личности. 3. Личность и социальная среда. 4. Свобода и ответственность личности. Интерактивная форма: дискуссия. | 2* |
6. | Семинар 14. Философия познания. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет гносеологии. Объект и субъект познания. 2. Знание как результат познания. Знание и вера. 3. Структура познавательного процесса. Виды и формы познания. 4. Уровни и методы познания. Интерактивная форма: дискуссия. | 2* |
6. | Семинар 15. Философия познания. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема истины в познании. Относительная и абсолютная истина. 2. Практика и ее роль в познании. 3. Проблема познаваемости мира. Интерактивная форма: дискуссия. | 2* |
7. | Семинар 16. Социальная философия. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет социальной философии. Социальная философия в системе обществознания. 2. Общество как социальная система. 3. Основные сферы жизни общества. Интерактивная форма: дискуссия. | 2* |
7. | Семинар 17. Социальная философия. Вопросы для обсуждения: 1. Государство и гражданское общество: варианты взаимодействия. 2. Факторы развития общества. 3. Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 4. Проблема общественного прогресса. Интерактивная форма: конференция, дискуссия. | 2* |
* Занятия в интерактивной форме
2.4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы:
методические рекомендации Для преподавателя
Методические рекомендации преподавателям представлены в печатном и электронном варианте на кафедре социально-гуманитарных дисциплин и включают в себя:
§ методические рекомендации для преподавателя;
§ оценочные средства для текущей аттестации;
§ анкету для получения «обратной связи» от студентов.
Методические рекомендации ДЛя студентА
Методические указания студентам представлены отдельно для очной и заочной формы обучения в печатном и электронном варианте на кафедре социально-гуманитарных дисциплин и включают в себя:
§ технологическая карта дисциплины;
§ методические указания по изучению теоретического материала;
§ методические указания по подготовке текущих аттестационных заданий;
§ методические указания по подготовке к промежуточной аттестации (экзамену);
§ глоссарий.