ТЕМА 4. ЗАПАСЫТОВАРОВ И ИХ НОРМИРОВАНИЕ.
ТОВАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ.
Характеристика товарных запасов.
Необходимым условием бесперебойного обеспечения населения и ЛПУ товарами аптечного ассортимента служит наличие оборотных средств, большую часть которых составляют товарные запасы. Товарные запасы являются важнейшим разделом товарооборота. Размер товарных запасов должен обеспечить не только бесперебойный процесс продажи, но и широкий выбор товаров аптечного ассортимента. Прогноз величины товарных запасов должен быть научно обоснован.
Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость, ведут к излишним издержкам по хранению товаров.
Недостаточные товарные запасы вызывают перебои в продаже, снижают степень удовлетворения спроса населения в ЛП и ИМН. Создание товарных запасов – это обязательный элемент реализации сбытовой функции.
Важнейший показатель работы предприятий, выполняющих торговую функцию - оборачиваемость товаров. Одной из наиболее важных проблем в экономике аптечных предприятий является проблема ускорения оборачиваемости лекарственных средств в товарных запасах. Ускорение оборачиваемости способствует сокращению потребности в оборотных средствах и снижению затрат на хранение товаров.
Задачей анализа товарных запасов и их оборачиваемости является характеристика причин, влияющих на показатель объема продаж.
Большие товарные остатки, замедление их оборачиваемости свидетельствуют о неудовлетворительной организации товарооборота, либо низком качестве товаров, о наличии неходового ассортимента и о неравномерном завозе товаров.
|
Факт значительного отклонения фактических товарных запасов от норматива – явление отрицательное. Запасы товаров всегда должны быть в пределах норматива или отклоняться от него незначительно.
Товарные запасы – все товары, находящиеся во владении фирмы и предназначенные для продажи, в т.ч. товары в пути. Товарные запасы в аптеках обеспечивают бесперебойное снабжение населения и ЛПУ ЛС и ИМН от момента их поступления до реализации
Товарные запасы, как часть товарных ресурсов, представляет собой предложение товаров на каждый данный момент. В этой связи важно понимать, что они формируются под вилянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и степень влияния на величину запасов.
Необходимость создания товарных запасов обусловлена рядом факторов:
• колебаниями спроса на ЛП;
• колебаниями сроков выпуска ЛП;
• колебаниями сроков поставки;
• возможный дефицит (отсутствие запасов или запаздывание доставки и др.)
Мотивами для создания товарных запасов являются:
1. необходимость совершения торговых операций;
Торговые операции совершаются каждый день. А если между поставками существует интервал, в аптеке должен быть запас товаров. При маленьких размерах запасов аптека не сможет поддерживать прогнозируемый объем сбыта, полностью не удовлетворяется потребность населения, при наличии больших запасов увеличиваются издержки по хранению товаров, уменьшается прибыль, замедляется оборачиваемость, замораживается капитал, вложенный в его производство.
|
2. предосторожность;
Спрос может изменяться под воздействием случайных факторов, чтоб избежать этих случайностей в аптеке должен быть определенный запас и его надо пополнять.
Получение прибыли.
Классификация товарных запасов, измерение и оценка запасов.
Товарные запасы классифицируются:
По назначению: Запасы текущего хранения
Запасы сезонного накопления и досрочного завоза
Запасы целевого назначения
По месту нахождения:
Запасы в розничной сети
Запасы на оптовых предприятиях
Запасы в пути
По срокам: Запасы отчетные
Начальные или входные запасы
Конечные или выходные запасы
По размерам: Минимальные запасы
Максимальные запасы
Средние запасы
По назначению :
1. Запасы текущего хранения предназначены для текущей продажи. За их поступлением в аптечную сеть непосредственно следует реализация.
Нормированию подлежат запасы текущего хранения. Составными элементами товарных запасов текущего хранения являются: торговый (рабочий) запас, запас текущего пополнения, страховой (резервный) запас.
2. Товарные запасы сезонного накопления и досрочного завоза. Кроме запаса товаров, предназначенных для текущей продажи, в аптечном учреждении могут создаваться дополнительные запасы товаров, пользующихся сезонным спросом и поступающие на склад с большими интервалами, тем самым обеспечивается бесперебойная продажа, или в течение года, или в период повышенного спроса.
|
3. Товарные запасы целевого назначения. Создаются для выполнения определенной задачи (например, запасы ЛП на период эпидемии гриппа).
По месту нахождения товарные запасы разграничиваются на товары, находящиеся :
1. В розничной сети.
2. На оптовых предприятиях (складах, базах и пр.).
3. В пути.
По срокам:
1. Отчетные товарные запасы определяются на конкретную дату по отчетным данным.
2. Начальные (входные) - ожидаемые запасы на начало планируемого периода.
3. Конечные (выходные) - запасы на конец планируемого периода.
По размерам:
1. Минимальные - запасы характерны для периода перед очередным завозом.
2. Максимальные - характерны для периода очередного завоза товаров.
3. Средние - рассчитываются как средняя арифметическая между минимальным и максимальным запасами или как средняя хронологическая.
Товарные запасы измеряются:
1. В натуральных измерителях (спирт, яды, наркотики). Например: запас
наркотических ЛП должен быть не более месячной потребности для городских аптек.
2. В стоимостных измерителях: в отпускных ценах поставщика или оптовых
ценах (ценах закупки). Нормирование товарных запасов производится в ценах закупки.
3.В относительных показателях - днях запаса (время обращения товаров).
Факторы, влияющие на размер товарных запасов.
Наиболее существенное влияние на величину товарных запасов оказывают
следующие факторы:
• объем реализации. Чем крупнее аптека по товарообороту, тем большим товарным запасом она должна располагать, при прочих равных условиях.
• местоположение аптеки (город, сельская аптека, расстояние до баз снабжения).
• структура реализации (по покупателям, по ассортименту).
• организация работы товаропроводящей сети.
Сложностью нормирования товарных запасов является то, что их величину определяют две тенденции:
с одной стороны, к сокращению запасов ведет:
улучшение организации продажи, рационализация товаропродвижения,
а с другой стороны, увеличение объема реализации, рост производства, расширение ассортимента выпускаемых изделий, повышение культуры продажи немыслимы без дальнейшего возрастания товарных запасов и доведения их до такого уровня, который обеспечил бы самый широкий выбор и гарантировал бесперебойную продажу.
Особенности образования запасов товаров в аптеке определяют:
1) Условия производства – равномерность, периодичность или сезонность производства. Приближение производства к районам потребления исключает участие промежуточных оптовых звеньев в продвижении товаров, что способствует уменьшению времени пребывания товаров на складах и в пути, сокращает перевозку.
2) Условия транспортировки - регулярность на протяжении всего года или сезонность перевозки, например, в районы Крайнего Севера и другие отдаленные районы доставка товаров не может быть регулярной в течение всего года. На величину товарных запасов влияет состояние транспортных средств, которыми осуществляется доставка товаров в аптечную сеть.
3) Условия потребления - регулярное, сезонное и др.
4. 4. Анализ и планирование товарных запасов.
Для оценки состояния товарных запасов эффективности их использования и надежности товароснабжения используется определенная система показателей:
1. Величина товарных запасов в сумме (натуральных показателях) на конкретную дату и их уровень в днях к товарообороту. Величина товарных запасов определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности.
Уровень в днях к товарообороту рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный объем реализации того же периода, в котором эти запасы будет реализоваться.