Общие проблемы развития современной отечественной школы




Качество деятельности современной российской школы оце­нивают по-разному. Одни считают, что созданная в советский период система образования была одной из лучших в мире и остается пока на этом высоком уровне. Другие заявляют о глу­бинных противоречиях современной школы, усилившихся за последние 15 лет, что резко снижает ее качество и перспективы дальнейшего развития. К основным «упрекам» относятся:

- школа недостаточно развивает способности учащихся, что
требует ее гуманизации, умения работать не с массой учени­ков, а индивидуально с каждым;

- советская школа учила качественно далеко не всех, а толь­ко тех учеников, кто по разным социальным и личным причи­нам хотел учиться. Именно последняя группа пополняла ряды
студенчества вузов и интеллигенции страны, первая же (выхо­дившая в систему ПТУ, например) не имела отношения к вы­сокому уровню обучения. Иначе говоря, считаясь формально
равной для всех учащихся, школа реально уже несла в себе при­знаки социального расслоения;

- наша школа отличалась авторитарными отношениями педагогов и учащихся, проявлявшимися в монологе педагогов (учитель всегда знает, ученику надо только воспринимать), в воспитательной работе, воспроизводившей педагогический авторитаризм. Поэтому стала необходимой демократизация школьной жизни и педагогической деятельности;

- школа учила (и учит) детей тому, что достаточно оторва­но от реальностей жизни, иначе говоря, она не осуществляла социализации учащихся.

В условиях относительной стабильности 60-80-х годов это было терпимо, хотя негативные черты такого состояния отмеча­лись учеными уже в те годы. В условиях кризиса общества 90-х годов такое положение существовать далее не могло (по край­ней мере, для социально незащищенных учащихся, которые не пойдут далее учиться в вузы). Это позволяет говорить сегодня о необходимости научно обоснованного определения целей и со­держания обучения для разных типов учебных заведений.

В советский период (да и в дореволюционные годы) в рос­сийской педагогической истории формировалось особое от­ношение школы и семьи. Только школа рассматривалась как способная осуществлять правильное, подлинное обучение, раз­витие и воспитание молодого поколения. Семья постепенно утрачивала педагогическую значимость, передавая ее школе, лее снимая с себя ответственность за воспитание детей. Не удивительно, что когда в условиях современности государственная школа перестала действовать эффективно, в семье (со всеми ее сложностями) она не обрела союзника в борьбе за решение проблем учащихся и системы образования.

Таким образом, школа сегодня осталась без активной поддержки государства и семьи, возложив на себя непомерное бремя ответственности: за качественное обучение, за индивидуализированное развитие детских способностей, за воспитание молодежи. Не удивительно и то, что в последние годы школа пыталась дистанцироваться от воспитательной работы, мотивируя это свободой выбора жизненных ценностей в обще­стве демократии, нежеланием навязывать детям какие-либо «правильные» модели поведения. Действительно, трудно ска­зать, что означает сегодня «воспитанный человек», возможно ли говорить о наличии устойчивых ценностей и стратегий со­циального поведения. Каковы они? Христианские, гуманис­тические, постмодернистские? Мнений много, но только в пос­ледние годы проблемы воспитательные начали привлекать большее внимание педагогов, политиков, ученых. Например, сейчас готовится проект концепции программы развития до 2004 года «Воспитание в Санкт-Петербурге». Трудно сказать, какова будет эффективность в создании и реализации этого начинания, но само обращение к проблеме явно запаздывает, учитывая проблемы молодежи города.

Таким образом, на рубеже веков намечается переход к су­щественным педагогическим изменениям, касающимся новых смыслов целей и ценностей в работе школы, ее содержания и форм. Но главное в этом изменении — необходимость осуще­ствления единства качественного обучения, индивидуально­го и коллективного развития способностей и осуществления общего воспитания учащихся. Совместимы ли эти задачи шко­лы, способна ли она взять на себя столь всеобъемлющую от­ветственность?

Опыт последнего десятилетия показал, во-первых, что не­возможно механически отделить обучение и развитие от вос­питания, и, во-вторых, что нельзя механически отождествлять воспитание с идеологией эпохи и потому легко отказываться от воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: