Доклад
По вопросу: «Внимание как выражение памяти и его роль в процессе познания.»
Цель доклада:
1) Разобрать принцип работы человеческой памяти
2) Определить роль внимания в процессах памяти
3) Обосновать роль внимания в процессе познания.
Принцип работы человеческой памяти.
Память – это свойство мыслительной деятельности, заключающееся в способности хранить и воспроизводить информацию в сферу сознания о прошлом.
Чтобы понять принцип работы памяти, достаточно визуализировать виды памяти как функциональные блоки электронного механизма, где каждый блок выполняет строго отведённую ему задачу. (стрелками обозначено направление поступления информации.)
Наличие последовательной цепочки поступления/анализа/хранения информации обуславливается энергозатратами человеческого мозга на вышеуказанные процессы.
Информация передаётся нервными клетками, которые, переплетаясь между собой с помощью межклеточных контактов, образуют нервную сеть. Доказано, что чем большее количество контактов образуется, тем больше «вычислительная способность» отделов памяти. Однако, учитывая «характер» человеческого мозга уменьшать количество потребляемой энергии для уменьшения нагрузки на нервную систему, улучшение «вычислительной способности» приводит к увеличению энергозатрат организма. Этим и обуславливается способность памяти «забывание»
Информация, поступая от анализаторов чувств, поступает в Сенсорную память, где хранится до нескольких секунд. (если смотреть на яркий свет и закрыть глаза, наблюдаются световые остаточные пятна.) Далее информация переходит в Оперативную память, где части информации, полученных от всех анализаторов и мыслительных процессов, сверяется с данными из кратковременной и долговременной памяти, что позволяет частям информации получить свои опознавательные ярлыки, наподобие штрих-кодов у товаров. В дальнейшем информация поступает в Кратковременную память, где может храниться 3-5 минут. Кратковременная память выступает как буферная зона памяти, где одна часть информации перейдёт в долговременную память или будет перенаправлена (с сохранением в кратковременной памяти) в отдел оперативной для более точного анализа, а другая часть по причине низкого приоритета информации безвозвратно забудется, высвобождая ресурсы и объёмы других отделов памяти. Перейдя в Долговременную память, информация останется на неопределённо-длительное хранение, а также будет участвовать в отделе оперативной памяти с целью более точного анализа информации.
Стоит отметить, что информация в процессе передачи из одного отдела в другой может не дойти до пункта своего дальнейшего расположения, в следствие нарушения целостности/внезапного исчезновения межклеточных контактов, причиной чего может стать высокая нагрузка нервной системы, или серьёзные травмы головы.
(Можно смело утверждать, что некоторую информацию, полученную в процессе жизни, человек запоминает на всю длительность таковой, особенно в это верится если учесть среднюю продолжительность жизни человека, с большим трудом населяющего постсоветское пространство (мужчины- 67 лет; женщины- 77 лет)).
Роль внимания в процессах памяти.
Внимание – это способность человека избирательно воспринимать информацию, видеть и слышать то, что нужно, не реагируя на посторонние раздражители.
Классифицировать внимание можно на произвольное, которое имеет активный сознательный характер, и н епроизвольное, которое имеет характер противоположный предыдущему. Постпроизвольное внимания - наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.
Чтобы понять взаимосвязь внимания с памятью, будет достаточным объяснить и перечислить свойства такового:
- Сосредоточенность - это свойство концентрироваться на одних лишь источниках информации, или на раздражителях от определённых анализаторов (зрительных, слуховых). Достигается это путём выставления нужной информации наивысшего приоритета в отделе оперативной памяти, когда вся прочая информация с низким приоритетом может не дойти до кратковременной памяти (в силу ограниченного объёма оперативной) или же стираться непосредственно в кратковременной. Примером проявления сосредоточенности может послужить громко озвученный преподавателем вопрос совершенно здоровому студенту, сосредоточенному на каком-либо аспекте студенческой жизни. И ответом на данный вопрос служит фраза: «Повторите пожалуйста вопрос».
- Утомляемость – так как внимание является выражением памяти и всецело связано с её процессами, внимание требует затрат энергии, причём, чем менее интересен, разнообразен, понятен объект внимания, тем более процесс внимания становится затратным для организма.
- Распределяемость - возможность одновременного выполнения человеком двух или более видов деятельности. Это не означает, что эти виды деятельности в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к прерванному действию до того, как наступит забывание. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении область его распределения значительно сужается. Примером может послужить водитель маршрутного такси. У таких людей была неоднократно замечена способность одновременно следить за скоростным режимом, расстоянием до ближайших объектов, представляющих потенциальную опасность, разговаривать по телефону, поддерживая логично-связанный диалог, контролировать деятельность по пассивному выслеживанию пассажиров без билетов и считать в уме сдачу, которую он должен сдать порядочному гражданину. Однако, если водитель достаточно долго будет придерживаться данного режима внимания, то качество выполняемых им действий со временем будет ухудшаться, что приведёт к непоправимым последствиям.
- Переключаемостъ — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается за счет повышения устойчивости и сосредоточенности.