Говоря о современном воспитании в школе необходимо учитывать две вещи. Во-первых, сегодня воспитание понимается иначе, нежели еще 10-15 лет назад. Поэтому новые наработки педагогической науки в этом направлении необходимо учесть и использовать практикам. Во-вторых, практика организации воспитания в современной (речь идет об анализе воспитания на материале петербургской школы) школе представляет несколько ее типов. Причем, эта практика не всегда осознается педагогическими коллективами.
Современные теоретические взгляды на вопросы воспитания можно построить по известному принципу «от противного». Под эффективным воспитанием сегодня не понимается воздействие взрослого на ребенка. Современное воспитание не сводимо к набору мероприятий внеклассной работы. Оно не разделяется на самостоятельные направления (физическое, идеологическое, нравственное или школьное, внешкольное, семейное), ибо в реальности это грани единого процесса. Современное воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого, предусматривающее их равенство, сотрудничество и совместную жизнедеятельность.
Оно включает несколько уровней его понимания: систему воспитания, созданную в обществе в целом, воспитательную систему конкретного образовательного учреждения и воспитание как конкретные действия отдельных педагогов. Поэтому обучение может включаться, как составная часть, в широко понимаемое воспитание. Бесперспективной представляется с позиций современной педагогики попытка выразить сущность воспитания через идеальный набор качеств, которыми должна, в итоге, обладать личность воспитанника.
Современное воспитание представляет разные подходы к этому комплексу качеств. Человек культуры, человек успеха, общественный человек, человек самореализующийся - пример одного из распространенных сегодня вариантов характеристики человеческого Качества. Семьянин, участник группы, гражданин, широко мыслящий человек, сохраняющий неповторимую индивидуальность - в другом варианте. Но, в любом случае, современное воспитание включает две необходимых стороны одного процесса самореализацию личности в процессе и в результате воспитания, и ее социализацию. Современное воспитание стремится стать единством ценностей, целей, принципов и совместной деятельности детей и взрослых. Методы современного воспитания также должны представлять систему действий, включающую в себя средства воспитания (уроки, мероприятия), его формы (коллективная, индивидуальная, групповая), психологические приемы и потенциал самого педагога или педагогического коллектива, выступающего как единый педагогический организм.
|
Анализ современной петербургской школьной воспитательной практики, проведенный в 1996 году, показал, что наиболее осознаны практиками именно средства и формы воспитательной работы.
Они могут быть разделены на:
- праздники, конкурсы, экскурсии (мероприятия);
- классные часы, беседы, коллективные дела;
- введение в обучение новых воспитывающих курсов и предметов;
- секции и кружки дополнительного образования, их воспитательный потенциал;
- детские клубы по интересам, детское самоуправление,
организации и объединения.
К сожалению, из практики работы современной петербургской школы часто исчезают такие направления работы, как воспитание трудом и краеведческая деятельность. Нет конкретного понимания педагогами города функций таких специалистов, как педагог-организатор, старший вожатый, социальный педагог, педагог-психолог, освобожденный и не освобожденный классный руководитель (классный наставник), то есть всех тех, кто может и должен заниматься именно воспитанием. И новые технологии и методики не решают главную воспитательную проблему: частое отсутствие идеи, которая способна объединить педагогический коллектив с детьми, единство ценностей детей и взрослых.
|
Современное петербургское школьное воспитание в его практическом варианте позволяет разделить участвовавшие в исследовании школы на четыре группы, отражающие существующие на сегодня направления в этой работе:
1. Школа интеллектуального воспитания.
2. Школа культурно-нравственного воспитания.
3. Школа индивидуального развития учащихся.
4. Школа общественно-полезного воспитания.
Первая группа ориентирует педагогов и учеников на ценности познания, готовит будущих ученых, интеллектуалов, используя такие формы, как ученические научные общества и кружки, олимпиады и предметные недели. Родители в работе такой школы участвуют только в момент презентации результатов, педагог же напоминает скорее ученого, научного руководителя по своему предмету.
Вторая группа рассчитывает на подготовку человека, проживающего определенную культурную традиции (национальную, эстетическую, историческую, региональную). Идея знакомства, приобщения к какой-либо традиции, культуре связывает учебную и воспитательную работу, объединяет учеников и взрослых. В такой школе часто развиты традиции учебного заведения, корпоративный дух, усилено внимание к внеклассной работе, имеются собственные музей, театр.
|
Третья группа школ пытается создать для учащегося максимальные возможности для индивидуальной самореализации. Здесь много дополнительных курсов, объединенных в условный блок «Человековедение». Акцент делается на самостоятельную работу и самообразование учащихся. Всячески поощряется талантливость детей. В учебном плане велик этико-эстетический блок. Школа отлично и профессионально оформлена. Специализированные классы, как правило, гуманитарного профиля. Родители присутствуют только в момент демонстрации талантов ребенка, педагоги представляют собой не только предметников, но творческие личности.
Четвертая группа школ основана на таких принципах, как всеобщее участие, всеобщая польза; всякая деятельность здесь коллективна. Здесь развито детское самоуправление, поддержка слабых через ролевые игры идет обучение социальным. Здесь активно проводятся психологические тренинги туристские выезды, функционируют детские объединения и проводятся социологические исследования. Именно в такой модели социальная активность части родителей раскрывается и поддерживается. Поэтому, именно эта модель (общественно-активная школа) сегодня нам представляется оптимально состоятельной.