Бежит среди камней - чиста, нетороплива,




Актуальность опыта

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней - чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

"О, как же ты красива! ".

В настоящее время проблема формирования речи у детей становится все более актуальной. Современная школа предьявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы будущий щкольник самостоятельно умел высказываться на различные темы. Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы школьник имел широкий кругозор, полезно много расказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогощаем словарь ребенка новой лексикой, обьясняем каждое новое слово и вводим его в активный словарь. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в сопаставлении разных рассказов.

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачи развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

 

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ,

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

 

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных со6ытиях из окружающей жизни Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники

 

Начиная свою работу но данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора я выделила создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. К. Д. Ушинский писал "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету."

 

Актуальность выбранной темы:

 

·Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

·Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.

· Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

 

 

Ведущая идея опыта

 

Целью своей работы определила использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии детей.

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

 

·Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

·учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

·Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

·Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

·Развивать мелкую моторику у детей.

 

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 

Этапы использования мнемотаблиц:

 

Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено Этап №2 - Перекодирование информации, т е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.

Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

 

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 

 

Описание сути опыта

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико­грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. (приложение 1)

 

Работать с мнемотаблицами я начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания,- формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт других педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. (приложение 2)

 

Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы, елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - я усложняю или заменяю другой заставкой - изобразить персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы сложно создавать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эфективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. (приложение 3)

 

Этапы работы, стихотворением:

 

· Выразительное чтение стихотворения.

· Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

· Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

· Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

· Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

· Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

· Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Наиболее трудный вид в монологической речи - описательный расказ. Описание задействует все психические функции (восприятие,внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, чторебенку дается оченьтрудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

 

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

 

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

·Пересказ;

·Составление рассказов по картине и серии картин;

·Описательный рассказ;

·Творческий рассказ.

 

Описательные рассказы составляются детьми в начале за нятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работу на занятиях по мнемотаблицам я строю в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме с помощью воспитателя.

 

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О.А. которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.

(приложение 4)

 

Данные схемы служат своеобразным зрительным, планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 

Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой я использую настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Считаю необходимым включать материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Так же схемы-модели широко использую и в индивидуальной работе с детьми. (приложение 5)

 

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: