Исследование неречевых психических функций
Общие данные
Особенности поведения____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние слухового внимания
Восприятие и воспроизведение ритма
– – –. ____________ –.. – ____________
... – ____________ – –... ____________
Исследование зрительного восприятия
Показ основных и оттеночных цветов
белый | черный | красный | |||
желтый | зеленый | синий | |||
розовый | голубой | оранжевый |
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда)
круг | квадрат | овал | треугольник | прямоугольник |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Ориентировка в пространстве:
- показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа
вверху | внизу | впереди | сзади | слева | справа |
Ориентировка в схеме тела:
показать правый глаз | показать левый глаз |
показать правое ухо | показать левое ухо |
правой рукой показать левый глаз | |
левой рукой показать правое ухо |
Складывание картинок из 4 – 8 частей:____________________________________
Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики
попрыгать на двух ногах | |
на левой ноге | |
на правой ноге | |
прыгнуть в длину с места | |
потопать ногами и похлопать руками одновременно | |
перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку |
Состояние ручной моторики
Ведущая рука _________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук _________________________________________________
Кинетическая основа движений:
упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой _______________________________
проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой _______________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
v закрыть правый глаз____________________________________________
v закрыть левый глаз_____________________________________________
v поднять брови вверх («удивиться»)_____________________________
v нахмурить брови («рассердиться»)______________________________
v надуть щеки («толстячок»)_____________________________________
v втянуть щеки («худышка»)____________________________________
Состояние артикуляционной моторики
а) губы: упражнение «Улыбка-Трубочка»
v тонус (нормальный, вялый, напряженный)_______________________
v темп движения (нормальный, быстрый, медленный)_______________
v длительность (способность удерживать губы в заданном положении)_________________________________________________
б) язык: упражнения «Лопатка», «Качели»
v тонус (нормальный, вялый, напряженный)_______________________
v темп движения (нормальный, быстрый, медленный)_______________
v длительность (способность удерживать язык в заданном положении)_________________________________________________
v добавочные и лишние движения (синкинезия)____________________
в) «Цоканье»_______________________________________________________
v тонус___________________________________________________________
v темп___________________________________________________________
v наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка___________
(нужное подчеркнуть)
v точность выполнения___________________________________________
Мягкое нёбо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений.) ______________________________
_________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы ____________________________________________________
(N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина, шрамы)
б) зубы ____________________________________________________
(N, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
в) прикус___________________________________________________
(N, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус)
г) твердое небо _____________________________________________
(N, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
д) мягкое небо ______________________________________________
(N, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
е) язык_____________________________________________________
(N, массивный, «географический», маленький)
ж) подъязычная связка_______________________________________
(N, укороченная, короткая)
Состояние звукопроизношения
с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й | г | к | х | б | п | д | т | в | ф |
Состояние дыхательной и голосовой функций
голос______________________________________________________________
(нормальный, тихий, громкий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)
тип физиологического дыхания________________________________________
(верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
• Изолированные слова
парашютист | милиционер | ||
аквариум | литература | ||
регулировщик | температура |
• Предложения
В универсаме продают продукты._______________________________
________________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________
_______________________________________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._______________
_______________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
Повторить сочетание звуков и слов:
БА-ПА-БА | ДА-ТА-ДА | ГА-КА-ГА | МАК-БАК-ТАК |
ЗА-СА-ЗА | ЖА-ША-ЖА | ТА-ТЯ-ТА | БОК-БАК-БЫК |
Состояние фонематического анализа и синтеза
а) выделение первого звука в слове:
аист _______________ мак _______________
утка _______________ дым _______________
осы _______________ пол _______________
иглы_______________ банка_______________
б) выделение последнего звука в слове:
дом | муха |
кот | ведро |
волк | руки |
в) определение последовательности звуков в слове:
дом_______________ вата_______________ зубы_______________
г) определение количества звуков в слове:
лук _______________ ваза_______________ батон_______________
Исследование состояния импрессивной речи
Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам)
Кот на крыше | Кот за домом | ||
Кот перед домом | Кот под крыльцом |
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам)
Машина выезжает из гаража | Машина объезжает гараж | ||
Машина отъезжает от гаража | Машина въезжает в гараж |
Понимание родственных слов
Гриб – грибы, корзина, грибник, лес, грибок, береза, грибной суп.
_________________________________________________________________
Рыба – рыбак, рыбный, удочка, рыбалка, река, рыбка.
_________________________________________________________________