Логистическая стратегия
Логистическая стратегия – это долгосрочное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированная высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.
Выделяют следующие виды стратегий:
1) Минимизация общих логистических издержек.
Стратегия может быть реализована по следующей схеме:
- сокращение операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях;
- оптимизация уровня запасов в логистической системе;
- выбор оптимальных вариантов складирования/транспортировки;
- оптимизация решений в отдельных функциональных областях по критерию «минимум логистических издержек»;
- использование логистических провайдеров.
При использовании данной стратегии особое внимание компания должна уделять качеству логистического сервиса. Чем выше требования потребителей к уровню качества логистического сервиса, тем выше должны быть издержки, обеспечивающие этот уровень. Следовательно, естественным ограничением, которое задается корпоративной стратегией, является ограничение на базовый уровень качества потребительского сервиса.
2) Улучшение качества логистического сервиса.
Стратегическое улучшение качества сервиса предполагает повышение качества выполнения логистических операций, логистическую поддержку пред- и послепродажного сервиса, логистический сервис с добавленной стоимостью, использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукции, создание системы управления качеством логистического сервиса, использование процедуры бенч-маркинга.
|
В данном случае, при реализации этой стратегии сдерживающим фактором являются логистические издержки.
3) Минимизация инвестиций в логистической инфраструктуру.
Включает:
- оптимизацию по конфигурации логистической сети/системы;
- прямую поставку товаров потребителям, минуя складирование;
- использование складов общего пользования;
- привлечение логистических посредников к транспортировке, складированию, грузопереработке;
- осуществление логистической технологии JIT (точно-в-срок);
- оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры.
4) Стратегия логистического аутсорсинга.
Включает:
- определение основных видов деятельности;
- выбор источников внешних ресурсов;
- выбор поставщиков логистических услуг;
- использование инвестиций и инноваций поставщиков;
- оптимизация сервиса логистических посредников.
В последнее время для большинства компаний стало необходимостью достижение баланса «затраты-сервис».
Выбранная логистическая стратегия предопределяет выбор логистической сети, в которой обозначаются (идентифицируются) ключевые бизнес-процессы, звенья цепи поставок включаются как самостоятельные юр.лица, или как отдельные подразделения.
Стратегические решения по конфигурации логистической сети включают определения перспективной структуры логистических каналов и цепей, дислокации инфраструктуры логистики (собственные и арендуемые склады, терминалы, распределительные центры, транспортные подразделения, дорожная инфраструктура и т.д.)
|
Логистическая сеть является фундаментом логистической системы, что определяет эффективность логистики фирмы.
Логистическая сеть включает:
- инфраструктурные подразделения;
- автопарк (свой, собственный, арендованный);
- где находятся поставщики;
- где находятся потребители;
- участвуют ли логистические посредники (транспортно-экспедиторские фирмы и т.д.);
- какие возможные каналы закупок охватываются.
При определении ключевых логистических бизнес-процессов необходимо решить следующие задачи:
1) сокращение нерациональных расходов и потерь времени;
2) оптимизация использования ресурсов с целью достижения соответствия требованиям потреителей определенного сегмента рынка;
3) оперативное реагирование на изменения внешней и внутренней окружающей среды.
При этом под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании в результат, заданный логистической стратегией фирмы, которая определяется в соответствии с ключевыми измерителями эффективности логистики.
Среди ключевых бизнес-процессов можно выделить следующие:
1) развитие торговой марки (управление брендом);
2) логистические бизнес процессы в цепи поставок (включая закупки, производство, дистрибьюцию, проектирование логистической сети);
3) управление информацией и знаниями,
4) управление человеческими ресурсами.
После того, как определены ключевые бизнес-процессы, можно приступать к моделированию и реинженирингу.
Понятие стратегических решений
|
В процессе управления логистической системой любая организация принимает важные решения, которые можно разделить на четыре основных класса:
1. Стратегические решения высшего уровня являются наиболее важными, определяющими общее направление хозяйственной деятельности предприятия; они имеют долгосрочный характер, требуют больших затрат ресурсов и считаются наиболее рискованными. К решениям высшего уровня относятся:
- миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации, как правило, связанные с совершенствованием работы с партнерами и потребителями в интегрированной цепи поставок. Например, в миссии германской транспортной группы «Шенкер» утверждается, что «наше будущее – наши заказчики», а миссия английской сети супермаркетов Теско - «создание ценности для потребителей, чтобы добиться их пожизненной лояльности»;
- корпоративная стратегия – это план реализации миссии, например, осуществление долгосрочных инвестиций в производство и логистику; постоянное внедрение новых подходов и инновационных идей на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса, а также прогнозирование потребительского спроса;
- бизнес стратегия - комплекс мероприятий по развитию вида деятельности конкретного подразделения предприятия (бизнес-единицы).
2. Стратегические логистические решения определяют основные цели и направления деятельности цепи поставок в долгосрочной перспективе и касаются взаимодействия логистики с другими сферами бизнеса; в качестве примера можно привести следующие основные цели организации: стремление быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами и качеством продукции мирового уровня; развитие новых проектов по выпуску новой продукции; использование современных производственных и информационных технологий; применение современных методов планирования и управления.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); К стратегическим логистическим решениям относятся:
- функциональная стратегия - план реализации каждой функции организации: логистической, маркетинговой, инвестиционной и производственной;
- логистическая стратегия - задает общую структуру логистической системы, или цепи поставок и направление логистической деятельности; она состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением эффективной логистикой в цепи поставок: «закупки-производство-распределение». Логистическая стратегия занимается фактическим перемещением материальных и сопутствующих потоков, способствующим реализации корпоративной и бизнес-стратегий, а также оптимизации спроса и предложения продукции, снижению общих логистических издержек, минимизации инвестиций в логистику и улучшению логистического сервиса. Общая цель стратегии логистики заключается в том, чтобы предоставить покупателям требуемый ими объем и качество обслуживания при минимальных затратах в цепи поставок. Не случайно девиз совершенной логистической стратегии ЕСR (немедленного реагирования на потребности рынка): «Обязательно, своевременно и точно».
3. Тактические логистические решения связаны с реализацией стратегии на более детальном уровне в среднесрочной перспективе. К ним относятся:
- планы использования мощностей организации, гарантирующие удовлетворение долгосрочного потребительского спроса;
- обобщенные календарные планы - в которые сводятся все виды работ по всем видам деятельности цепи поставок, как правило, ежемесячно;
-основной график – подробное описание всех видов деятельности на неделю;
4. Операционные логистические решения касаются конкретных видов деятельности в краткосрочном плане; их выполнение требует небольших затрат ресурсов с минимальным уровнем риска. К ним относятся краткосрочные графики, представляющие собой детальное выполнение работ и требуемые для этого ресурсы, как правило, на каждый день. Это позволяет избежать многих проблем логистической деятельности.
В реальной жизни границы между данными решениями порой сильно размыты. Например, при выборе системы распределения готовой продукции запасы – это стратегический аспект, но он переходит на тактический уровень, когда следует решить сколько денежных средств необходимо инвестировать в запасы, и на операционный уровень, когда следует решить вопрос об изменении объема запасов.
Универсальной стандартной процедуры разработки логистической стратегии, применимой к любой организации не существует.
Концепция же формирования логистической стратегии предполагает прежде всего поиск ответов на следующие ключевые вопросы:
1. Какой тип организации мы представляем сегодня, а какой хотим – в будущем?
2. Каковы особенности нашей деятельности и возможности для ее развития?
3. Кто наши потребители (покупатели) и конкуренты?
4. Каковы наши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами?
5. Какая маркетинговая (продуктовая) стратегия является наиболее подходящей для нас?
6. Каковы основные цели и задачи логистической стратегии?
8. Какой бюджет необходим для реализации логистического плана и где взять новые инвестиции?
9. Как организовать мониторинг выполнения стратегического плана?
10. Каковы должны быть наиболее актуальные программы для достижения целей логистической стратегии?
11. Каковы риски, связанные с выполнением логистической стратегии?
12. Как количественно оценить реализацию логистической стратегии?