Черникова Ксения Владимировна
Разработка конспекта по теме «Заучивание стихотворения
А.Плещеева «Осень наступила»
для детей второй младшей группы»
(контрольная работа)
выполнена в рамках изучения дисциплины
«Литературное образование детей в дошкольных образовательных учреждениях (с практикумом)»
Направление: 44.03.01 «Педагогическое образование»
Профиль: «Дошкольное образование»
Проверила:
кандидат педагогических наук, доцент
Тарасенко Татьяна Викторовна
Липецк 2018
Цель:
● обобщить знания детей об осени;
● помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила».
Задачи:
Воспитательные:
● воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
● воспитывать интерес к стихам;
● помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Развивающие:
● развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки;
● развивать чувство ритма, устную речь, воображение;
● развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Обучающие:
● закрепить характерные приметы и признаки осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворении;
● продолжать формировать умение внимательно слушать литературные произведения и отвечать на вопросы воспитателя, не перебивать друг друга;
● формировать умение детей запоминать короткое стихотворение, уточнять и расширять словарный запас детей;
● вырабатывать правильный темп речи, силу голоса, интонационную выразительность.
Предварительная работа:
● рассматривание на проулке вместе с воспитателем цветы на клумбах (цветы высохли), кусты с облетевшей листвой (голые кусты);
● беседы об осени;
● рассматривание иллюстраций об осени;
● чтение художественной литературы.
Словарная работа: уныло, голые, кроет, воет, моросит.
Демонстрационный материал:
● картинки-схемы для заучивания стихотворения;
● картины, иллюстрирующие пасмурную осень.
Ход работы:
В: Ребята, к нам в гости прибежал ежик. (Слайд 2) Ежик, почему ты такой грустный? Что случилось? Воспитатель наклоняется к ежу.
В: Ребята, ежик просит помочь ему. Осенний ветер так сильно дул, что начался сильный листопад, и листья покрыли всю землю, ежик потерял дорогу домой, а ведь ему уже пора ложиться в спячку. Ветер обещал ежику помочь, если он выучит стихотворение. (Слайд 3)
В: Ребята, мы можем помочь ежику? (Ответы детей).
Ежик отдает стихотворение воспитателю.
Дети садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель обращает внимание на осанку детей.
В: Стихотворение называется «Осень наступила». Написал его Алексей Николаевич Плещеев.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
3.Анализ стихотворения
В: Какое настроение вызывает это стихотворение веселое или грустное? (Ответы детей).
В: О каком времени года говорится в стихотворении? (Ответы детей).
В: Что произошло с цветами? (Ответы детей). (Слайд 4)
В: «Голые кусты» - это какие кусты? (Ответы детей). «Глядеть уныло» – это как? (Ответы детей). (Слайд 5)
В: Как вы понимаете «туча небо кроет» значит, что делает? (Ответы детей).
В: Как вы понимаете выражение «ветер воет»? (Ответы детей).
В: Как вы понимаете слово «дождик моросит»? (Ответы детей).
4. Пальчиковая игра «Осень»
Солнышко греет уже еле-еле (дети показывают пальцы на обеих руках и соединяют ладошки вместе, затем соединяют пальчики).
Перелётные птицы на юг улетели (машут ручками как крылышками);
Голы деревья, пустынны поля (разводят ручками),
Первым снежком принакрылась земля (плавно опускают ручки вниз).
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимают ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе (разводят руками перед собой).
5.Заучивание стихотворения
В: Ребята, сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.
Чистоговорки произносятся по два раза сначала медленно,
а потом быстрее.
● Ли-ли-ли листья падают вдали.
● До-до-до дождь идёт уже давно.
● Ру-ру-ру по ветру давно иду.
В: Ребята, легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки-схемы.
Воспитатель показывает картинки-схемы к стихотворению, а дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели. (садятся на корточки)
Ветер дунул, полетели. (махают руками, имитируя полет)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. (вновь тихо садятся)
Ветер снова набежал. (поднимаются)
И листочки все поднял. (поднимают руки вверх)
Повертел их, покружил. (кружатся)
И на землю опустил. (снова садятся.)
6. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
В: Я начинаю строчку, а вы ее заканчиваете.
Осень…(наступила).
Высохли…(цветы).
И глядят …(уныло)
Голые…(кусты).
Туча небо…(кроет),
Солнце… (не блестит).
Ветер в поле…(воет).
Дождик…(моросит).
Воспитатель приглашает к себе ребенка,
вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать
стихотворение.
Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому ребенку (по желанию), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка).
Стихотворение читают 2–3 детей.
7.Рефлексия
Ежик: Спасибо, ребята, огромное всем
За то, что упорно всем миром трудились,
Работали дружно, совсем не ленились.
Вы помогли мне запомнить стихотворение. Теперь ветер поможет найти мой домик.
В: Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Вам понравилось сегодня играть? Что больше всего понравилось? Кто запомнил, как называлось стихотворение? (Ответы детей).