ЦИФРОВОЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫЦКРМ УГНТУ
№ п/п | Тема | Видеолекции к теме | Тезисы к видеолекциям | Термины |
1. | Музыка эпохи барокко. Композиторы, музыкальные жанры и инструменты 17-18 веков «Если бы вся музыкальная литература… исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен» (Иоганнес Брамс) | 1. Органная музыка эпохи барокко | - Орган – как инженерное чудо. - Что нужно знать о полифонии. - И.С. Бах и компания - Профессия – органист | Барокко Орган Полифония Прелюдия и фуга |
2. Инструментальная музыка эпохи барокко | - Стилевые тенденции и основные периоды истории зарубежной музыки. - Орган, клавесин - Струнные и духовые инструменты эпохи барокко - Инструментальные ансамбли | Камерная музыка Клавесин Скрипка Ансамбль | ||
3. Вокальная музыка эпохи барокко | - Голос как божественный дар - Типы голосов - Вокальные шедевры музыки барокко | Бас, баритон, тенор, альт, сопрано Оратория Месса Кантата Ария А капелла Вокализ | ||
2. | Венский классический стиль– золотой век музыкальной культуры «Музыка властвует самодержавно и заставляет забывать обо всем остальном» (Вольфганг Амадей Моцарт) | 4. «Венская образцовая» | - Что скрывается за мифами о великих композиторах и знаменитых произведениях - Что необходимо знать о венской классической школе… | |
5. Симфония-вершина инструментальной музыки | - Й. Гайдн – создатель классической симфонии - Профессия дирижёр - Из чего состоит оркестр - О чём рассказывает симфония - Самые знаменитые симфонии венских классиков – № 103 Гайдна, № 40 Моцарта, №5 и №9 Бетховена | Оркестр Симфония Группы оркестра Партитура Менуэт Скерцо Тутти | ||
6. Соната и концерт -фавориты эпохи классицизма | - Почему именно соната и концерт? - Особенности камерной музыки венских классиков | Гомофонно-гармонический стиль Соната Концерт Интерпретация | ||
7. Вокальная и хоровая музыка классицизма | - Слушаем «Реквием» Моцарта - Как аккомпанемент и мелодия поменялись местами | Реквием Хоровая партитура | ||
3. | Четыре века оперы (XVII-XX) «Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня. Через три дня нация проснется освеженной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой... Я в это верю» (Борис Покровский) | 8.Итальянская опера | - Рождение оперы - от Монтеверди до Верди - Исторический обзор лучших опер итальянских композиторов 18-19 вв. - 10 оперных шедевров (великие увертюры, арии, хоры) - Дж. Верди – «Травиата», «Риголетто» - Дж. Россини «Севильский цирюльник» - Дж. Пуччини «Тоска», «Богема» | Бельканто Увертюра Опера-серия Опера-буффа Ария Речитатив Серенада |
9.Австро-немецкая опера | - Оперная реформа К.В.Глюка. Опера «Орфей» - Оперы В.А. Моцарта – фавориты оперных сцен мира - К. М. Вебер – лучшее | Либретто Лейтмотив Каватина Марш Вальс | ||
10. Французская опера | - Ж.Бизе – «Кармен», «Арлезианка», «Искатели жемчуга» - великая тройка - Ш. Гуно – «Фауст» - Л. Делиб – «Лакме» | Интродукция | ||
4. | История балета «Танец - единственное искусство, материалом для которого служим мы сами» (Тед Шон) | 11. От придворных танцев – до балета | - Территория Терпсихоры - Балет – ожившая скульптура - Л. Минкус – «Дон Кихот», «Баядерка» - А. Адан - «Жизель», «Корсар» | Хореография Балетмейстер Дивертисмент Па-де-де Па-де труа Па-де-катр Вариация Апломб |
12. Жизнь во имя танца. Танцевальные стили | - Истории великих балетмейстеров, балерин и танцовщиков - Мария Тальони - Айседора Дункан - Марта Грэм - Мариус Петипа | Классический и характерный танец Прима-балерина Премьер Кордебалет | ||
13. Как стать балериной – экскурсия по БХК им. Нуреева | - История хореографического колледжа - Интервью с директором колледжа - Путешествие по БХК | Позиция Реверанс | ||
14. Лучшие балетные номера | - Выдающиеся хореографические миниатюры | |||
5. | Приглашение за кулисы музыкального театра | 15. Виртуальная экскурсия по Башкирскому государственному театру оперы и балета | - Из чего она сделана? - Театральные профессии - Школа оперных драматургов - Истории из оркестровой ямы | Режиссёр Художник-постановщик Звукорежиссёр Осветитель |
16. Театральные механизмы | - Знакомство с театральными цехами - Театральная инженерия - Театральные мастерские и цеха – гримёрный, бутафорский, реквизиторский и др. | Макет Постижёр Гримёр Бутафория | ||
17. Особенности театрального этикета | - Интерактивная беседа в Музее БГТОиБ о театральных обычаях, традициях и этикете - Ответы на вопросы по теме | Абонемент Антреприза Партер Амфитеатр Балкон Бэльэтаж | ||
Романтическая эпоха: музыка XIX века "Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная" (ФридерикФранцишек Шопен) | 18. Романтические тенденции в европейской музыке первой половины – середины XIX века | - Наследие Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Г. Берлиоза - Песни и «Неоконченная симфония» Шуберта - Фортепианные циклы Шумана «Карнавал» и «Симфонические танцы» Вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» - Фортепианная музыка Шопена - «Фантастическая симфония» Берлиоза | Романтизм Романс Мазурка Полонез | |
19. Романтические тенденции в европейской музыке середины - второй половины XIX века. | - Ф. Лист, Р. Вагнер, И. Брамс, Ф.Мендельсон - Фортепианное и симфоническое творчество Листа. - Инструментальная музыка Брамса - Знаменитые фрагменты из опер Вагнера | Сюита Поэма в музыке Тетралогия | ||
Импрессионизм и другие стилевые течения рубежа XIX-XX в.в. „Если бы Бог не любил мою музыку, я бы её не писал…“ (Клод Дебюсси) | 20. Импрессионизм в музыке Франции и Испании | - Французский импрессионизм. К. Дебюсси – фортепианные миниатюры - М. Равель «Болеро» | Импрессионизм Вариации | |
21. Формирование национальных композиторских школ | - Новые «игроки» на европейском поле: - Польша (С. Монюшко, Ф. Шопен) - Венгрия (Ф. Лист, И. Кальман, Б. Барток) - Норвегия (Э. Григ) - Чехия (А. Дворжак, Б. Сметана) - Финляндия (Я. Сибелиус) | |||
ХХ век в истории музыкальной культуры «Именно в этом заключается смысл жизни и смысл искусства: погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет. Культура — это первое. Все остальное потом!» (М.Казиник) «Музыка существует не для того, чтобы спасти мир. Она существует для того, чтобы спасти твою жизнь» (Тони Парсонс) | 22. Джаз. Имена и стили | - История и основные принципы джаза - Джазовые инструменты - Отличия в исполнительской манере - Биг-бэнд и знаменитые оркестры - Великие имена джаза (Л. Армстронг, Э. Фитцджеральд, Д. Эллингтон, Д. Гиллеспи, Ч. Паркер и др.) | Джаз Спиричуэлс Блюз Рэгтайм Импровизация Свинг Бибоп | |
23. Рок и другие течения в молодёжной культуре ХХ века | - Чем запомнится музыкальный 20 век - «Битлз» и битломания - Знаменитые рок-оперы (Э. Ллойд-Уэббер) | |||
24. Я – меломан! или Как попасть в элиту | - Навигация в мире музыки - Знакомьтесь - лучшие современные зарубежные исполнители и дирижёры |
|
|
|
Автор цикла - музыковед, Заслуженный работник культуры РБ,
лектор Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова
В.А. Симонова