Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
По обществознанию
Учебный год
Класс
Максимальный балл – 56 баллов
Время выполнения – 90 минут
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (8 баллов).
1.1. Какие науки относятся к социальным:
А) экономика;
Б) социология;
В) биология;
Г) политология;
Д) физика.
1.2. Что такое социальная группа:
А) люди, которые обладают властью в обществе
Б) общность людей с устойчивыми связями, схожими интересами, определёнными правилами взаимоотношений
В) группа людей, обладающая правами и обязанностями.
1.3. Что такое утопия?
А) деление общества на социальные группы
Б) обособившаяся от природы часть материального мира
В) модель идеального воображаемого общества
1.4. Признаком какой из этнических групп является следующий: «общие условия ведения хозяйства»:
А) народность;
Б) племя;
В) нация.
1.5. Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным?
А) студент
Б) англичанин
В) священник
Г) царь
Д) мужчина
Таблица для ответа:
1.1 | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. |
2. Решите задачи:
2.1. Социологическая задача. (5 баллов).
Римский политический деятель, философ и писатель Сенека писал: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». Какие два вида социальных норм сравнивает мыслитель? Поясните ответ, опираясь на текст задачи. Приведите по одному примеру каждого из упомянутых видов норм.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2.2. Правовая задача. (5 баллов).
В семье Лаптевых «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».
Какое право ребенка нарушается? Кто вправе определять имя ребенка? В каких документах отражено данное право ребенка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Установите истинность или ложность суждения: «да» – истинное суждение; «нет» – ложное суждение. Ответы внесите в таблицу. (10 баллов).
1) Молодежь в российском обществе одна из малочисленных групп населения.
2) В отличие от фирмы, государство не сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов.
3) Семейное право регулирует отношения между членами семьи, определяя их взаимные права и обязанности как имущественного, так и личного характера.
4) Театральный кружок школы – это пример формального подросткового общества.
5) Функция денег как средства платежа проявляется в магазине при оплате товаров и услуг.
|
6) Статья 26 Конституция РФ гласит «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность».
7) Россия времен правления Алексея Михайловича – традиционное общество.
8) Митинг против строительства Томинского ГОКа является ярким примером экономического права гражданина РФ.
9) Духовенство, крестьянство, дворянство – это классы средневековой Франции.
10) Среднее общее образование – конституционная обязанность гражданина РФ.
Таблица для ответа:
4. Какое обществоведческое понятие проиллюстрировано в рисунках? Назовите понятие и его типологию. (5 баллов).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Решите кроссворд (9 баллов).
1. Форма получения образования
|
2. Объединение людей, связанное общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
3. Совокупность действий человека, направленная к определенной цели.
4. Терпимость к чужому образу жизни.
5. Намерение ознакомиться с каким-либо предметом, стремление изучить его.
6. Несогласие, спор, столкновение.
7. Побудительная причина поведения
8. Обязанность отвечать за свои поступки
9. С латинского «неделимое».
6. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и словосочетаний больше, чем пропусков в тексте (9 баллов).
Все общества, известные истории, были организованы так, что одни _____ (1) всегда имели привилегированное перед другими положение. Это выражается, прежде всего, в неравном распределении _____ (2). Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще _____ (3). Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим _____ (4), интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. Критериями деления общества выступают ______ (5), власть, образование, престиж. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее.
В развитом обществе устройство более сложное и дифференцированное, разные слои обладают различными _____ (6). При этом неизбежно какие-то социальные статусы и ______ (7) предпочтительнее, а какие-то рассматриваются большинством как унизительные, сопряженные с низким уровнем жизни.
Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту _____ (8). Государство пытается решить эту проблему, проводя ______ (9).
А) социальные статусы;
Б) доход;
В) социальная напряженность;
Г) социальное неравенство;
Д) социальные роли;
Е) социальные блага;
Ж) конкуренция;
З) экономическая политика;
И) социальная политика;
К) способности;
Л) социальные группы;
М) прогресс
Таблица для ответа:
7. Рассмотрите изображения, определите принцип группировки. Выпишите номер лишнего изображения, дайте обоснование (5 баллов).
1 | 3 | 4 | |
5 | 6 | 7 | 8 |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________