Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан




 

Развитие внутриполитических и внешнеполитических событий в Республике Казахстан в 2001 году, так или иначе, во многом продолжает определяться деятельностью администрации Президента и Правительства.[29]

Немаловажным внутриполитическим событием, происходящим в период политического затишья - летом 2001 года, стало проведение в республике Казахстан разовой акции по легализации теневых капиталов.

Легализация капиталов в первую очередь была вызвана желанием части политического истэблишмента обезопасить свои средства находящиеся за рубежом. Многочисленные публикации в западной прессе о тайных счетах, пик которых пришелся на последние три года, арест Бородина и дело Гиффена были тревожным сигналом казахстанской политической элите о наличии возможных рычагов давления со стороны Запада и, в первую очередь США. Последний момент очень важен, так как отношения между Вашингтоном и Астаной за последние годы эволюционировали в худшую сторону. Одним из последних подтверждений этого являются некоторые негативные публикации в авторитетных казахстанских печатных СМИ по поводу назначения нового посла США в Казахстане Ларри Наппера.

О том, что следует внести корректировки в существующее законодательство об иностранных инвестициях несколько раз указывал премьер-министр Казахстана во время заседаний Правительства.

Стоит отметить, что для казахстанских властей не составит большого труда найти то или иное нарушение со стороны иностранных компаний, так как они действительно были, но на них долгое время закрывали глаза. Встреча Президента с инвесторами в очередной раз продемонстрировала ужесточение позиций казахстанского руководства по отношению к ним.

В результате монополизации банковской системы, произойдет повышение конкурентноспособности отечественных банков на казахстанско-финансовом рынке при конкуренции с банками зарубежных государств.

Стоит отметить, что такие прецеденты уже были, как, например, в ситуации с канадской нефтяной компанией "Харрикейн Кумколь Мунай" в Южном Казахстане. Поводом для "столкновений" послужило предложение, поступившее со стороны филиала казахстанского "Казкоммерцбанка" о приобретении контрольного пакета акций "Харрикейна" за 121 млн долл. На данный момент "Казкоммерцбанк" имеет в "Харрикейне" 30% акций и, в последнее время, пытается увеличить свою долю до 53%.

Если исходить из последних тенденций увеличения влияния и роли "Казкоммерцбанка" на финансовом рынке и в промышленной сфере, что не могло произойти без инициативы некоторых влиятельных лиц в республике, то в ситуации с "Харрикейн" счет будет 1:0 в пользу Казкоммерцбанка, который уже использовал все свои информационные ресурсы для полной дискредитации данной компании. Не исключено, что инвестор стал объектом внимания в силу того, что за эти годы, компания стабильно наращивает добычу нефти, а следовательно получает неплохие доходы. Так, в 2000 году добыча нефти достигла 3 млн. 335 тысяч тонн, или на 31% больше 1999 года.

Специалисты подчеркивают, что ценность этого предприятия не только в его высокой доходности, но и в оптимальном для Казахстана его технологическом оснащении. Независимые аналитики, причину конфликта видят в попытке определенных кругов поставить под свой полный или частичный контроль "Харрикейн-Кумколь Мунай", который в результате успеха этой акции принесет авторам заказа новые сотни миллионов долларов. Ряд специалистов сегодняшний ажиотаж вокруг "Харрикейн-Кумколь Мунай" рассматривают как следствие продолжающейся скрытой борьбы между крупными финансово-промышленными группами Казахстана. Согласно их мнению, в ближайшее время в нефтяной отрасли республики возможен новый передел собственности и сфер влияния. Иностранные специалисты, в частности, не исключают, что это простой захват корпоративных активов конкурентами, часто встречаемое в западном мире.

Подписанные на саммите ШОС лидерами стран-участниц важнейшие документы (Декларация о создании Шанхайской организации содружества, лозунг которой - "Безопасность через сотрудничество", а также Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом) способны в значительной мере улучшить развитие отношений внутри сообщества. С созданием совместного антитеррористического центра в рамках ШОС будет положено качественное начало совместного скоординированного мониторинга в области обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе, и вопросы противодействия международному терроризму и экстремизму в Центральноазиатском регионе выходят за пределы Содружества, в рамках которого (ДКБ), аналогичный центр уже существует.

Что касается Центрально-азиатского экономического союза, то его перспективы достаточно туманные в виду наличия серьезных межгосударственных трений в регионе, которые в этом году могут перерасти в серьезный конфликт. При этом не исключено, что экстремистские силы могут инициировать приграничные инциденты создав условия для межгосударственных столкновений. Мало вероятно, что в случае повторного вторжения в соседние Киргизию, Таджикистан и Узбекистан экстремистов из Исламского движения Узбекистана Казахстан несмотря на договор, подписанный в апреле 2000 года на саммите президентов четырех стран Центральной Азии, окажет этим странам военную помощь "живой силой".

Надо сказать, что в течении 2001 года, Казахстану также предстоит решить ряд проблематичных вопросов с Россией и Туркменистаном относительно делимитации государственной границы и с Китаем - по поводу трансграничных рек. Несколько натянутыми возможно станут отношения между Казахстаном и США. В частности парламент Казахстана в свою очередь присоединился к меморандуму соглашения 1972 года, показав тем самым США свою противоположную позицию и приверженность позициям России и Китая. Возможно, что в целях "возвращения" Казахстана в качестве своего козыря США будут давить на республику принятой Конгрессом резолюцией № 397, где призывается исключить РК и другие центрально-азиатские республики из ОБСЕ за несоблюдение основных принципов этой организации в области демократии и прав человека. Казахстан в ответ будет активизировать свои отношения со странами, которых не жалуют США. Не исключено, что в будущем при участии Казахстана будет создан политический блок Москва-Астана-Пекин-Тегеран, противостоящий главным образом США и НАТО.

Заключение

 

За десять лет независимости внешняя политика Казахстана прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики.

Усилия казахстанской дипломатии увенчались успехом на канадском, европейском и других направлениях по обеспечению безопасности, добрососедства и дружбы. Казахстанской дипломатией были созданы необходимые внешние условия для укрепления суверенитета страны, продвижения экономических интересов страны.

Подводя итоги внешнеполитической деятельности за десять лет независимого развития, важно отметить непреходящее значение обретения Казахстаном статуса безъядерного государства, приверженного режиму нераспространения. Казахстан является непосредственным участником глубоких трансформационных процессов, которые происходят сейчас в мире.

Судьбоносные решения руководства страны в военно-политической, экономической, а также в сфере демократических преобразований и государственного строительства позволили Казахстану осуществить плавное вхождение в мировое сообществе.

Путь, пройденный казахстанской дипломатией за первое десятилетие независимости отражает такие ключевые события, как принятие «Закона о дипломатической службе Республики Казахстан»[30]; в основном завершен процесс создания зарубежной инфраструктуры; возрос международный авторитет страны; далеко за ее пределами известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего, касающиеся вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.

Как и всем, казахстанцам импонирует широкий спектр задач, обозначенных ЮНЕСКО перед человечеством в среднесрочной стратегии на пороге XXI века: обновление систем образования; содействие продвижению, передаче и распространению знаний; повышение роли культурного наследия и поощрение творчеств; содействие свободному распространению информации и развития коммуникаций; поддержка и укрепление демократических процессов; содействие предупреждению конфликтов и постконфликтному миростроительству. [31]

Важно в полной мере воспользоваться широкими возможностями не только ЮНЕСКО, но и других подразделений ООН: ЭСКАТО, ПРООН, ЮНЕП, ВОЗ.

География международных связей нашей республики охватывает практически все континенты. Среди наших партнеров есть ведущие страны Азии, Европы, Америки и далекая Австралия. Благодаря сбалансированной и многосторонней политике успешно развиваются отношения Казахстана с США, Китаем, Японией, Францией, Канадой, Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, Венгрией и другими восточно-европейскими государствами, с Прибалтикой, Скандинавией, Украиной и Закавказьем. Наметились подвижки в латиноамериканском направлении и с государствами Юго-восточной Азии. Активизируются связи с арабским и в целом с мусульманским миром. [32]

Нам удалось избежать “провинциализма” в политике, выйти на уровень внешнеполитических инициатив, отвечающих основным тенденциям мирового развития.

В целом, резюмируя итоги внешнеполитической деятельности, можно сделать вывод о том, что в основном сформировались ее инфраструктура и договорно-правовая база. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера, примером могут служить Казахстано- Канадские взаимоотношения.

Список использованной литературы

 

1. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года № 187-1 «О дипломатической службе» (внесены изменения Законом РК от 4.11.99 г. №472-1 (вступил в действие с 1.01.2000))

2. Декларация об экономическом сотрудничестве между Республикой Казахстан и Канадой. Алма-Ата, 10/07/92. (Вступила в действие с момента подписания) // Бюллетень международных договоров, 1997, № 1.

3. Декларация о принципах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Канадой. Оттава, 29/03/95. (Вступила в действие с момента подписания). // Бюллетень международных договоров, 1997, № 2.

4. Торговое соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Канады. Письмо к нему. Оттава, 29/03/95. (с 10 января 1997 г.) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1.

5. Конвенция между Правительством РК и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на капитал. Алматы, 25/09/96. (с 30 марта 1998 г.)// Бюллетень международных договоров, 1998, № 6

6. Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (г.Чолпон-Ата, 30 апреля 1994 года) (внесены изменения Решением Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 17 июля 1998 года) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 8.

7. Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 12 августа 1992 года № 3-10р «О создании совместного с Канадской фирмой "ВЕГА-Д" предприятия "Туранпетролеум"».

8. Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 7 октября 1992 года № 293-р «Об использовании кредита Канады».

9. A new era and outlooks of the Eurasian Union//Oil Watch.- Almaty,2001, N 65,February 1-15.-P.15-21.О роли Евразийского Экономического Союза (EAEU) в новую эпоху.// Время нефти. Алматы, 1-15 февраля 2001 г., №65, с. 15-21.

10.Абазов Р. АТР в новых условиях. //Мировая экономика и международные отношения. 1995, №8. стр. 151

11.Абыкаев Нуртай. (Первый Вице-Министр иностранных дел Республики Казахстан.) Казахстан - Европейский союз: партнерство и cотрудничество.// Казахстанская правда, 24 июня 2000 г.

12.Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с.

13.Батурин А. Внутреняя социальная политика Канады.//Иммигрант и турист. – Алматы, ТОО «Лингва», Сентябрь, 2001 г., с. 2.

14.Батурин А. Канада: Исскуство выживать….//Иммигрант и турист. – Алматы, ТОО «Лингва», Сентябрь, 2001 г., с. 3.

15.Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы.-Алматы: Атамура, 2000.-352с.

16.Жумасултанов Т. Казахстан сегодня – Алматы: ТОО «Инфэком – Азия», 1998 г., 150 с.

17.Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.

18.История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред В. К. Григорьева и А. К. Кусаинова./ – Акмола, 1999. –128 с

19.Kazakstan's New oil policy places new burdens on foreign firms//Oil watch.- Almaty,2001,february 16 - 28.- P.11-12.- На англ.яз. Иностранные фирмы участвуют в разработке нефтяных месторождений в Казахстане.// Время нефти. Алматы, 16-28 февраля 2001 г., с. 11-12.

20.Key points of the National Economy. Interview of Zhaksybek Kulikeyev, Minister of Economy of the Republic of Kazakstan//Alpari Journal. Economic Journal.- Almaty,2000, Special Issue.- P.47-49.- На анг.яз. Ключевые моменты национальной экономики. Интервью Жаксыбека Куликеева, Министра Экономики Республики Казахстан.//Альпари. Экономический журнал. – Алматы, 2000 г, специальный выпуск, с. 47-49.

21.Мальцева 0. Семенов Е. Экономическая интеграция в АТР. // Мировая экономика и международные отно­шения. 1995, №9. стр.71

22.Nazarbayev outlines priorities of economic development//Oil Watch.-Almaty,2001,N 65,February 1-15.-P.1.- На анг.яз. Назарбаев уделяет внимание приоритетному развитию экономики Казахстана. Время нефти. Алматы, 1-15 февраля 2001 г., №65, с. 1.

23.Н. Назарбаев. На пороге XXI века. – Алма-Ата. Онер. 1996, 288 с.

24.Н. Назарбаев. 5 лет независимости. – Алма-Ата. Казахстан. 1996, 624 с.

25.Н. Назарбаев. Европейский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997 гг. – М. Фонд содействию и развитию социальных и политических наук. 1997, 480 с.

26.Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы. Дипломатический курьер. 1997, №4, 117стр.

27.Назарбаев Н. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа­нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спец­выпуск. 1998. - октябрь. 5-7.

28.Н. Назарбаев. Послание Президента страны народу Казахстана.
Октябрь, 2000 г. К свободному, эффективному и безопасному обществу.// "Казахстанская правда", 21 Октября, 2000 г.

29.Нигматуллин М. Привлекая западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, стр. 63

30.Петрова В. Ф. Демократия посттоталитарного мира: история и современность. – Алматы, 1999. – 224 с

31.Пресс-релиз Министерства иностранных дел Республики Казахстан, посвященный предстоящему празднованию 10-летия Независимости Республики Казахстан

32.Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.)

33.Служба политического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований (APR). Представительство Международного Центра социально-политических исследований в Центральной Азии (ISS). Аналитический доклад. Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан на 2001 год. От 18. 09. 2001 г.

34.Сыздыков М.З. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г.

35.Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий.//Казахстан и мировое сообщество. 1995, №2

36.Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы, Б1л1м 1997. – 610 с.с. 14

37.Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, 2000. – 584 с.

38.Умаров. К. Е. Казахстанско-канадские отношения, отношения со странами латинской Америки. К. Е. Умаров, Заместитель директора Департамента МИД Республики Казахстан. В книге «Актуальные проблемы внешней политики Казахстана.» Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с.

39.Шепель В. Н., Касымбеков М.Б. Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев. (Хроника деятельности 1.06.93 – 30.06.97) – Алматы: Ана Тили – 1997 г., 400 с.

40.Г. Б. Хан, Л. С. Суворов. “АТР в мировой экономике и политике”, “Казахстан и АТР: перспективы сотрудничества”, стр. 43. Алматы, 1996 г.


[1] Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с. С. 569-570.

[2] Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа­нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. // Дипломатия жаршысы. Спец­выпуск. 1998. - октябрь. - С. 5.

[3] Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы.-Алматы: Атамура, 2000.-352с.

 

[4] Николаев В. Укреплять международные позиции Казахстана. // Казахстанская правда, 1998, 15 сентября.

[5] Сыздыков М.З. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г., с. 5.

[6] Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.) с. 2.

[7]Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы, Б1л1м 1997. – с. 14

 

[8] Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (г. Чолпон-Ата, 30 апреля 1994 года) (внесены изменения Решением Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 17 июля 1998 года) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 8.

 

[9] Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы. 1997. стр.6

 

[10] Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.

[11] Назарбаев Н. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа­нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спец­выпуск. 1998. – октябрь.С. 5.

[12] 25.07.01 Служба политического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований (APR) Представительство Международного Центра социально-политических исследований в Центральной Азии (ISS), с. 6.

[13] Там же, с. 7.

 

[14] Пресс-релиз Министерства иностранных дел Республики Казахстан, посвященный предстоящему празднованию 10-летия Независимости Республики Казахстан планируется выпускать с конца января с.г., посвящая каждый месяц отдельному году независимости Республики Казахстан. Январский выпуск посвящен первому году становления суверенного Казахстана 1991 - 1992 гг.

[15] Декларация об экономическом сотрудничестве между Республикой Казахстан и Канадой. Алма-Ата, 10/07/92. (Вступила в действие с момента подписания) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1.

[16] "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.)

[17] Абыкаев Нуртай. Первый Вице-Министр иностранных дел Республики Казахстан. // Казахстан - Европейский союз: партнерство и cотрудничество.: "Казахстанская правда", 24 июня 2000 г.

[18] Абазов Р. АТР в новых условиях. Мировая экономика и международные отношения. 1995, №8. стр. 151

[19] Цыганов Е. Республика Корея и Китай в интеграционных процессах Мировой экономики. // Мировая эконо­мика и международные отношения. 1995, №5. стр.121

[20] Мальцева 0. Семенов Е. Экономическая интеграция в АТР. // Мировая экономика и международные отно­шения. 1995, №9. стр.71

[21] Рамазанова Б. Каждый японец знает, где проходит Великий шелковый путь. // Казахстанская правда, 1997, 2 сентября

[22] К. Е. Умаров, Заместитель директора Департамента МИД Республики Казахстан. Казахстанско-канадские отношения, отношения со странами латинской Америки. Из книги «Актуальные проблемы внешней политики Казахстана». Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., с. 398-402.

 

[23] Декларация об экономическом сотрудничестве между Республикой Казахстан и Канадой. Алма-Ата, 10/07/92. (с момента подписания) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1.

[24] Декларация о принципах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Канадой. Оттава, 29/03/95. (с момента подписания). Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2.

 

[25] Торговое соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Канады. Письмо к нему. Оттава, 29/03/95. (с 10 января 1997 г.) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1.

[26] Конвенция между Правительством РК и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на капитал. Протокол к Конвенции. Алматы, 25/09/96. (с 30 марта 1998 г.) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 6

 

[27] Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 7 октября 1992 года № 293-р «Об использовании кредита Канады».

[28] Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 12 августа 1992 года № 3-10р «О создании совместного с Канадской фирмой "ВЕГА-Д" предприятия "Туранпетролеум"».

[29] 25.07.01 Служба политического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований (APR). Представительство Международного Центра социально-политических исследований в Центральной Азии (ISS). Аналитический доклад. Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан на 2001 год

[30] Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года N 187-1 «О дипломатической службе» (внесены изменения Законом РК от 4.11.99 г. N 472-1 (вступил в действие с 1.01.2000))

[31] Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. Сборник статей. Ст. “Казахстан - ЮНЕСКО: навстречу XXI веку”. Даненов, стр. 84.

[32] Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. Сб. Статей. Выступление президента Н. А. Назарбаева на совещании по вопросам внешней политики. Алматы, 15 февраля 1995 г., стр. 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: