1. Основные логистические стратегии
Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками.
Логистическая стратегия - долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями. Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей.
Цели логистических стратегий зависит от профиля, видов деятельности предприятия, уровня экономического развития, обеспеченности материальными и информационными ресурсами, уровня подготовки персонала и многих других факторов. Например, для торговых фирм такими целямии могут стать постоянное внедрение новых подходов и инновационных идей на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса, а также прогнозирование потребительского спроса и его удовлетворение. Для производственных фирм к этим целям добавляются еще и такие, как обеспечении высокого качества логистического сервиса в снабжении при оптимизации цен на закупаемые материальные ресурсы и готовую продукцию под влиянием рыночной конъюнктуры.
Среди большого числа логистических стратегий, применяемых компаниями, можно выделить несколько базовых, наиболее широко используемых в бизнесе при построении логистической системы.
1. Минимизации общих логистических издержек. Пути реализации:
-Сокращение логистических издержек в отдельных логистических функциях;
|
-Оптимизация уровней запасов в логистической системе;
-Выбор оптимальных вариантов «складирование — транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную);
-Оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек;
-3PL подход. Технология 3PL — означает предоставление комплекса логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.
2. Улучшения качества логистического сервиса. Пути реализации:
-Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.);
-Поддержка предпродажного и послепродажного сервиса;
-Сервис с добавленной стоимостью;
-Использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта;
-Создание системы управления качеством логистического сервиса;
-Сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000);
-Бенчмаркинг и т.д.
3. Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру. Пути реализации:
-Оптимизация конфигурации логистической сети: прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование;
-Использование складов общего пользования;
|
-Использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке;
-Использование логистической технологии «точно в срок»;
-оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.
4.Логистический аутсорсинг. Пути реализации:
-Решение «делать или покупать»;
-Сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функций;
-Оптимизация выбора источников внешних ресурсов;
-Оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры;
-Применение инноваций поставщиков; оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций.
Логистические стратегии построены на основе минимизации или максимизации одного ключевого показателя, например общих логистических издержек. Однако при этом необходимо ввести ограничения на другие, существенные с точки зрения стратегии фирмы, показатели. Для стратегии минимизации общих логистических издержек таким показателем будет качество логистического сервиса. В общем случае — чем выше требования потребителей к качеству логистического сервиса, тем выше должны быть логистические издержки, обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественным ограничением является ограничение на базовый уровень качества потребительского сервиса. В ряде случаев стратегия минимизации общих логистических издержек может быть трансформирована в стратегию максимизации отношения: уровень качества сервиса / общие логистические издержки. Реализация стратегии минимизации общих логистических издержек осложняется слабой формализуемостью параметров качества логистического сервиса и субъективной оценкой качества сервиса со стороны потребителей.