Период в истории Художественной формы | Особенности художественной формы | Примеры, иллюстрирующие особенности художественной формы |
Первопечатные книги | Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.). | Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный "Апостол" Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга "такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как "парсуна", "древнейший портрет", - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров |
XVII в. | Существенные изменения в оформлении русской печатной книги произошли в XVII веке, они были связаны с появлением первых светских книг и применением углубленной гравюры для иллюстрирования изданий. Большая заслуга в этом принадлежит печатнику и издателю Московского печатного двора В.Ф.Бурцеву-Протопопову, одним из первых на Руси начавшему издавать книги светского содержания массовым для того времени тиражом. В 1634 году им был выпущен первый в Москве "Букварь языка словенска…", предназначенный "малым детям в научение и познание божественного писания" и известный под названием "Азбука В.Ф.Бурцова". | В 1647-1649 годах в Москве была выпущена первая русская печатная книга с иллюстрациями, сделанными в технике резцовой гравюры на металле, - "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", явившаяся и одним из первых в России изданий по военному делу. Выход этой крупноформатной (в лист) книги с раскрашенным от руки гравированным титульным листом (художник Григорий Благушин) и 35 гравированными на меди рисунками и таблицами, исполненными в Голландии по заказу царя Алексея Михайловича и отдельно приложенными к тексту, ознаменовал начало нового этапа в оформлении русской книги, во многом определил приемы композиции, построения и художественного убранства книги в последующий исторический период. |
Рубеж XVII-XVIII вв. | На рубеже XVII-XVIII веков появляются первые русские цельногравированные издания альбомного типа. | Лучшим из них считается знаменитый "Лицевой букварь Кариона Истомина" (М., 1694) с гравюрами Леонтия Бунина. Написанный в нетрадиционной стихотворной форме, он иллюстрирован изображениями предметов (всего их 400), которые начинаются с соответствующей буквы. Не сшитый в книгу и при желании используемый в качестве наглядного пособия, этот "Букварь" по характеру своего оформления представляет собой издание альбомного типа, одно из первых русских иллюстрированных изданий для детей. |
Петровская эпоха | Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. Книги гуманитарного характера - исторические, по словесности и т.п. - обычно не иллюстрируются. В качестве элемента оформления широко применяются типографские наборные украшения (линейки, точки, звездочки). | Одним из интереснейших изданий начала века является "Книга Марсова, или воинских дел" (СПб., 1713), задуманная как книга славы русского оружия и посвященная описанию побед русских войск над шведами в Северной войне. Она имеет альбомный (поперечный) формат и состоит из снабженных текстом гравюр на меди с изображением военных действий в русско-шведской войне, исполненных лучшими граверами начала XVIII века А.Ф.Зубовым, П.Пикартом, А.Шхонебеком и др. "Книга Марсова" никогда не печаталась с определенного набора и не выходила определенным тиражом, каждый экземпляр ее индивидуален и обычно подбирался по требованию Петра I. Первоначальный вариант книги состоит из 18 реляций о победах русских войск. Текст в разных экземплярах книги не одинаков: иногда он краткий, иногда - более подробный; в первых экземплярах издания поправки в текст внесены рукой самого Петра Великого. Один из наиболее полных известных экземпляров книги содержит, помимо реляций, и изображения новогодних фейерверков и транспарантов 1702-1710 годов, которые составили ее органическую часть. |
XVIII в. после Петра I | При преемниках Петра I в России начался выпуск особо роскошных изданий отдельных гравированных листов и изданий альбомного типа, посвященных придворным событиям, изготовление которых осуществляла Гравировальная палата Академии наук. Широкое распространение в книге XVIII века получает виньетка (франц. vignette) - небольшое, композиционно завершенное графическое изображение орнаментального, предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением), помещаемое обычно на титульных элементах книги, ее начальных или последних страницах (например, в изданиях Петровского времени чаще всего встречалась в разных вариантах виньетка с видом на Неву, Петропавловскую крепость и церковь Троицы). Однако главным элементом художественного оформления книги XVIII века, определяющим весь стиль издания, является титульный лист, который в зависимости от характера и способа украшения может быть шрифтовым или "виньеточным", наборным или целиком гравированным. В конце XVIII века широкое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными или гуашевыми красками. В отличие от предшествующего периода оно носит издательский, то есть тиражный характер, а не распространяется лишь на подносные экземпляры, что объясняется не столько декоративными целями, сколько стремлением издателя к уточнению содержания книги. Этот прием обычно использовался при оформлении географических карт, атласов, планов и т.п. В конце XVIII столетия в России появляется двухцветная глубокая печать | Одним из лучших изданий подобного рода считается "Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного шествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования императрицы Елисавет Петровны еже быстьвшествия 28 февраля коронования 25 апреля 1742 года" (СПб., 1744). Приуроченное к торжественной дате и отразившее весь ритуал коронации, оно было выпущено в крупном формате (высота блока 40 и 45 см) на бумаге двух сортов, разных по цвету, плотности и гладкости, с многочисленными гравюрами (48 рисунков с изображением видов Москвы, портрет и три виньетки - работы И.А.Соколова, Г.А.Качалова и других русских граверов), вклеенными в текст книги и отдельно приложенными к нему, раскрашенными от руки в некоторых экземплярах. Были изготовлены переплеты трех видов (сафьяновый, с тисненным золотом вензелем императрицы, цельнокожаный с гербом Российской империи и атрибутами царской власти и простой, без каких бы то ни было украшений), с разными форзацами (под мрамор, павлинье перо и др.) и обрезами (золотой, "под мрамор", в крапинку, однотонно окрашенный: белый, красный). Издание одновременно вышло на латинском, немецком и французском языках. К лучшим изданиям подобного рода относится "Описание российских произрастаний" академика С.П.Палласа (СПб., 1786) - атлас растений с изображениями цветов и трав, выполненный в технике офорта и раскрашенный от руки. Этим способом были выполнены иллюстрации к "Басням и сказкам" И.И.Хемницера (1799). |
XIX в., первая половина | На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом. Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями. В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации. В 40-е годы в иллюстрировании русской книги применяется также гравюра на стали, которая, однако, не получила широкого распространения в России и печаталась преимущественно за границей. | Одной из первых иллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка с изображением Минервы на титульном листе издания "Об общественном призрении в России" (СПб., 1818), нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитию русской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге "Общество поощрения художников", видевшее свою основную цель в развитии в народе "вкуса к изящному" и начавшее целенаправленный выпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданий Общества является альбом "Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (СПб., 1821-1824). Тираж альбома - 350 экземпляров, в его рисовании принимали участие К.П. и А.П.Брюлловы, К.П.Беггров, С.Ф.Галактионов и другие; некоторые иллюстрации раскрашены от руки. В числе известных русских художников книги, работавших в технике литографии, - В.Ф.Тимм, издатель "Русского художественного листка" (1851-1862), почти сплошь иллюстрировавшегося литографиями, который по замыслу и превосходному исполнению не знал себе равных в Европе. Им же созданы рисунки к изданию "Очерки русских нравов" Ф.В.Булгарина (1843). В 1857 году в Петербурге вышел альбом рисунков русского живописца и рисовальщика П.А.Федотова "Сцены из повседневной жизни", литографированный П.П.Семечкиным, а в 1858 году в Москве - альбом рисунков художника П.М.Боклевского "Галерея гоголевских типов", литографированный В.Пуговишниковым. В 1867 году вышел в свет "Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы московских художников" с иллюстрациями А.К.Саврасова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Большое количество литографий - иллюстраций к произведениям русской классики (М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и др.) - создал художник А.И.Лебедев. В технике литографии, черно-белой или раскрашенной от руки, выпускались многочисленные альбомы, альманахи, детские книжки, журналы (особенно сатирические), народные лубочные картинки. Ее появление и развитие способствовали расцвету русской реалистической иллюстрации, связанной с деятельностью выдающихся художников и граверов XIX века А.А.Агина, В.Ф.Тимма ("Сенсации и замечания госпожи Курдюковой" (Т. 1-3; 1840-1841), "Картинки русских нравов" (Кн. 1-6; 1842-1843), "Физиология Петербурга" (Ч. 1;1844), "Наши, списанные с натуры русскими" (1841-1842)), П.А.Федотова, И.С.Щедровского, Е.Е.Бернардского и других, создавших замечательные произведения книжного искусства. В этой технике были созданы иллюстрации роскошного издания А.Ф.Смирдина "100 русских литераторов" (Т. 1-3; 1839-1845), гравюры которого были исполнены в Лондоне с портретов, написанных К.П.Брюлловым, В.Ф.Тиммом, Ф.П.Толстым и другими художниками; "Картин русской живописи" Н.В.Кукольника (1846), гравюры которых также печатались в Англии. В России ряд гравюр на стали создал Н.Менцов, в том числе серию медальонов Ф.П.Толстого, посвященную войне 1812-1815 годов (1838), "Собрание русских медалей" (1840-1846). |
XIX в., вторая половина | Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии - хромолитография. В конце 80-х годов XIX века получают распространение фотомеханические способы изготовления иллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процесс воспроизведения иллюстрации. Вводятся фототипия, изобретение которой способствовало получению репродукций, отличающихся особо высокой степенью точности воспроизведения оригинала, автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра, давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения. | Первым русским хромолитографическим изображением считается репродукция книжной миниатюры из Изборника Святослава 1073 года (портрет князя Святослава с семьей), изготовленная московским палеографом и художником К.Я.Тромониным для "Трудов и летописей Общества истории и древностей российских" (1833). В последующие годы К.Я.Тромонин применил хромолитографию для иллюстрирования изданий "Достопамятности Москвы" (1842) и "Художественный литографический альбом" (1846), в который он поместил тринадцатикрасочную литографию.
Выдающимся явлением книгоиздательского дела дореволюционной России по масштабу замысла и качеству воспроизведения стал выпуск фундаментального издания "Русских народных картинок" (СПб., 1881), предпринятого Д.А.Ровинским, известным искусствоведом, собирателем и исследователем русского народного лубка и гравюры. Издание вышло в четырех вариантах оформления ![]() |
Начало ХХ в. | В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). | Большой вклад в создание художественной формы русской книги тех лет внесли художники объединения "Мир искусства" А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский и др., превратившие иллюстрацию и декоративное оформление книги в одну из ведущих областей русского изобразительного искусства. "Их всех - столь разных по направлению и дарованиям, порою глубоко чуждых друг другу - объединяет одно общее: создать в книге не картинку, а именно книжную иллюстрацию", - писал известный книговед и историк искусства книги М.И.Щелкунов. Среди лучших по художественному оформлению иллюстрированных ими изданий начала века - "Казначейша" М.Ю.Лермонтова (1914) и "Свинопас" Х.К.Андерсена (1917) в оформлении М.В.Добужинского, "Медный всадник" А.С.Пушкина (1923), над иллюстрациями к которому работал с 1903 по 1921 год А.Н.Бенуа, "Сказка о золотом петушке" (1910) А.С.Пушкина с рисунками И.Я.Билибина.Билибин создал особый тип оформления русской сказки: книга представляет собой тонкую тетрадь крупного формата, отпечатанную высокой печатью (оригинал раскрашивался акварелью и воспроизводился цинковым клише) на плотной бумаге красками высшего качества. |
1920-е гг. | В книжной графике этого времени отразилась патетика революции, ее романтический накал, активно шли поиски новых форм и стилей художественного выражения. В оформлении изданий преобладали гиперболическая образность, известная условность, символика, однако лучшие книги отличались простотой и выразительностью оформления. В начале 20-х годов в связи с упадком репродукционной техники широкое развитие в русской книге получает ксилография, в области которой работали В.А.Фаворский, А.И.Кравченко, П.Я.Павлинов, Н.И.Пискарев, А.Д.Гончаров, И.Н.Павлов, П.А.Шиллинговский и другие художники, выдвинувшие деревянную гравюру на ведущее место в мировом искусстве. Благодаря их работам был создан новый тип изданий - одновременно массовых и художественных, иллюстрированных оригинальными гравюрами на дереве. | Таково, например, графическое оформление серии Госиздата РСФСР "Классики мировой литературы" (1922-1930) и первых изданий сочинений В.И.Ленина (1920-1926), К.Маркса и Ф.Энгельса (1928-1947). |
1930-е – 1940-е гг. | В 1931 году был провозглашен принцип типизации книги, который лег в основу разработки различных типов художественно-полиграфического оформления изданий в зависимости от их целевого и читательского назначения, создана эстетика советской книги. Большой вклад в этот процесс был сделан издательством "Academia" (1922-1937), предложившим новый тип оформления книги как единого организма, созданного общими усилиями комментатора, переводчика, редактора, с одной стороны, и художника, художественного редактора - с другой, соответствующий ее читательскому назначению и жанровым особенностям. В 40-е годы окончательно сформировался тип научного издания со всеми присущими ему особенностями. | Самобытными по оформлению являются выпущенное "Academia" роскошное издание "Слова о полку Игореве" (1934), выполненное палехским мастером И.И.Голиковым в стиле рукописной книжности (текст написан от руки кириллицей и воспроизведен фотолитографией, иллюстрации носят иконописный характер, орнаментика выполнена по рисункам древних рукописей), крупноформатное издание "Конституции СССР" (1937) на шести языках в сафьяновом переплете с металлическим гербом Союза Советских Социалистических Республик на верхней крышке (художники-оформители Н.А.Седельников и С.Б.Телингатер; орнамент внутри книги выполнен в технике гравюры на дереве П.Н.Староносовым), получившие Большую премию на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Значительным достижением для советской полиграфии и искусства оформления книги тех лет было издание Большой и Малой советских энциклопедий, серии книг "Классики естествознания". |
Послевоенный период | Послевоенный период - это новый этап в развитии художественной формы советской книги, начало которому положило постановление ЦК ВКП(б) "О полиграфическом оформлении книг" (1945). В нем были отмечены серьезные недостатки в художественно-полиграфическом оформлении изданий массового типа (примитивность оформления, пассивное копирование исторических образцов, излишняя загроможденность переплета и обложки книг сложными графическими элементами, не связанными с содержанием книги и т.п.), перед издательствами были поставлены задачи повышения его качества. | |
|
|
|
Знаковая форма книги