Художественная форма книги




Период в истории Художественной формы Особенности художественной формы Примеры, иллюстрирующие особенности художественной формы
Первопечатные книги Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.).   Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный "Апостол" Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга "такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как "парсуна", "древнейший портрет", - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров
XVII в.   Существенные изменения в оформлении русской печатной книги произошли в XVII веке, они были связаны с появлением первых светских книг и применением углубленной гравюры для иллюстрирования изданий. Большая заслуга в этом принадлежит печатнику и издателю Московского печатного двора В.Ф.Бурцеву-Протопопову, одним из первых на Руси начавшему издавать книги светского содержания массовым для того времени тиражом. В 1634 году им был выпущен первый в Москве "Букварь языка словенска…", предназначенный "малым детям в научение и познание божественного писания" и известный под названием "Азбука В.Ф.Бурцова". В 1647-1649 годах в Москве была выпущена первая русская печатная книга с иллюстрациями, сделанными в технике резцовой гравюры на металле, - "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", явившаяся и одним из первых в России изданий по военному делу. Выход этой крупноформатной (в лист) книги с раскрашенным от руки гравированным титульным листом (художник Григорий Благушин) и 35 гравированными на меди рисунками и таблицами, исполненными в Голландии по заказу царя Алексея Михайловича и отдельно приложенными к тексту, ознаменовал начало нового этапа в оформлении русской книги, во многом определил приемы композиции, построения и художественного убранства книги в последующий исторический период.
Рубеж XVII-XVIII вв. На рубеже XVII-XVIII веков появляются первые русские цельногравированные издания альбомного типа. Лучшим из них считается знаменитый "Лицевой букварь Кариона Истомина" (М., 1694) с гравюрами Леонтия Бунина. Написанный в нетрадиционной стихотворной форме, он иллюстрирован изображениями предметов (всего их 400), которые начинаются с соответствующей буквы. Не сшитый в книгу и при желании используемый в качестве наглядного пособия, этот "Букварь" по характеру своего оформления представляет собой издание альбомного типа, одно из первых русских иллюстрированных изданий для детей.
Петровская эпоха Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. Книги гуманитарного характера - исторические, по словесности и т.п. - обычно не иллюстрируются. В качестве элемента оформления широко применяются типографские наборные украшения (линейки, точки, звездочки). Одним из интереснейших изданий начала века является "Книга Марсова, или воинских дел" (СПб., 1713), задуманная как книга славы русского оружия и посвященная описанию побед русских войск над шведами в Северной войне. Она имеет альбомный (поперечный) формат и состоит из снабженных текстом гравюр на меди с изображением военных действий в русско-шведской войне, исполненных лучшими граверами начала XVIII века А.Ф.Зубовым, П.Пикартом, А.Шхонебеком и др. "Книга Марсова" никогда не печаталась с определенного набора и не выходила определенным тиражом, каждый экземпляр ее индивидуален и обычно подбирался по требованию Петра I. Первоначальный вариант книги состоит из 18 реляций о победах русских войск. Текст в разных экземплярах книги не одинаков: иногда он краткий, иногда - более подробный; в первых экземплярах издания поправки в текст внесены рукой самого Петра Великого. Один из наиболее полных известных экземпляров книги содержит, помимо реляций, и изображения новогодних фейерверков и транспарантов 1702-1710 годов, которые составили ее органическую часть.
XVIII в. после Петра I   При преемниках Петра I в России начался выпуск особо роскошных изданий отдельных гравированных листов и изданий альбомного типа, посвященных придворным событиям, изготовление которых осуществляла Гравировальная палата Академии наук. Широкое распространение в книге XVIII века получает виньетка (франц. vignette) - небольшое, композиционно завершенное графическое изображение орнаментального, предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением), помещаемое обычно на титульных элементах книги, ее начальных или последних страницах (например, в изданиях Петровского времени чаще всего встречалась в разных вариантах виньетка с видом на Неву, Петропавловскую крепость и церковь Троицы). Однако главным элементом художественного оформления книги XVIII века, определяющим весь стиль издания, является титульный лист, который в зависимости от характера и способа украшения может быть шрифтовым или "виньеточным", наборным или целиком гравированным. В конце XVIII века широкое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными или гуашевыми красками. В отличие от предшествующего периода оно носит издательский, то есть тиражный характер, а не распространяется лишь на подносные экземпляры, что объясняется не столько декоративными целями, сколько стремлением издателя к уточнению содержания книги. Этот прием обычно использовался при оформлении географических карт, атласов, планов и т.п. В конце XVIII столетия в России появляется двухцветная глубокая печать   Одним из лучших изданий подобного рода считается "Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного шествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования императрицы Елисавет Петровны еже быстьвшествия 28 февраля коронования 25 апреля 1742 года" (СПб., 1744). Приуроченное к торжественной дате и отразившее весь ритуал коронации, оно было выпущено в крупном формате (высота блока 40 и 45 см) на бумаге двух сортов, разных по цвету, плотности и гладкости, с многочисленными гравюрами (48 рисунков с изображением видов Москвы, портрет и три виньетки - работы И.А.Соколова, Г.А.Качалова и других русских граверов), вклеенными в текст книги и отдельно приложенными к нему, раскрашенными от руки в некоторых экземплярах. Были изготовлены переплеты трех видов (сафьяновый, с тисненным золотом вензелем императрицы, цельнокожаный с гербом Российской империи и атрибутами царской власти и простой, без каких бы то ни было украшений), с разными форзацами (под мрамор, павлинье перо и др.) и обрезами (золотой, "под мрамор", в крапинку, однотонно окрашенный: белый, красный). Издание одновременно вышло на латинском, немецком и французском языках.   К лучшим изданиям подобного рода относится "Описание российских произрастаний" академика С.П.Палласа (СПб., 1786) - атлас растений с изображениями цветов и трав, выполненный в технике офорта и раскрашенный от руки. Этим способом были выполнены иллюстрации к "Басням и сказкам" И.И.Хемницера (1799).
XIX в., первая половина На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом. Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями.     В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации.   В 40-е годы в иллюстрировании русской книги применяется также гравюра на стали, которая, однако, не получила широкого распространения в России и печаталась преимущественно за границей. Одной из первых иллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка с изображением Минервы на титульном листе издания "Об общественном призрении в России" (СПб., 1818), нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитию русской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге "Общество поощрения художников", видевшее свою основную цель в развитии в народе "вкуса к изящному" и начавшее целенаправленный выпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданий Общества является альбом "Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (СПб., 1821-1824). Тираж альбома - 350 экземпляров, в его рисовании принимали участие К.П. и А.П.Брюлловы, К.П.Беггров, С.Ф.Галактионов и другие; некоторые иллюстрации раскрашены от руки. В числе известных русских художников книги, работавших в технике литографии, - В.Ф.Тимм, издатель "Русского художественного листка" (1851-1862), почти сплошь иллюстрировавшегося литографиями, который по замыслу и превосходному исполнению не знал себе равных в Европе. Им же созданы рисунки к изданию "Очерки русских нравов" Ф.В.Булгарина (1843). В 1857 году в Петербурге вышел альбом рисунков русского живописца и рисовальщика П.А.Федотова "Сцены из повседневной жизни", литографированный П.П.Семечкиным, а в 1858 году в Москве - альбом рисунков художника П.М.Боклевского "Галерея гоголевских типов", литографированный В.Пуговишниковым. В 1867 году вышел в свет "Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы московских художников" с иллюстрациями А.К.Саврасова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Большое количество литографий - иллюстраций к произведениям русской классики (М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и др.) - создал художник А.И.Лебедев. В технике литографии, черно-белой или раскрашенной от руки, выпускались многочисленные альбомы, альманахи, детские книжки, журналы (особенно сатирические), народные лубочные картинки.   Ее появление и развитие способствовали расцвету русской реалистической иллюстрации, связанной с деятельностью выдающихся художников и граверов XIX века А.А.Агина, В.Ф.Тимма ("Сенсации и замечания госпожи Курдюковой" (Т. 1-3; 1840-1841), "Картинки русских нравов" (Кн. 1-6; 1842-1843), "Физиология Петербурга" (Ч. 1;1844), "Наши, списанные с натуры русскими" (1841-1842)), П.А.Федотова, И.С.Щедровского, Е.Е.Бернардского и других, создавших замечательные произведения книжного искусства.   В этой технике были созданы иллюстрации роскошного издания А.Ф.Смирдина "100 русских литераторов" (Т. 1-3; 1839-1845), гравюры которого были исполнены в Лондоне с портретов, написанных К.П.Брюлловым, В.Ф.Тиммом, Ф.П.Толстым и другими художниками; "Картин русской живописи" Н.В.Кукольника (1846), гравюры которых также печатались в Англии. В России ряд гравюр на стали создал Н.Менцов, в том числе серию медальонов Ф.П.Толстого, посвященную войне 1812-1815 годов (1838), "Собрание русских медалей" (1840-1846).
XIX в., вторая половина Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии - хромолитография.   В конце 80-х годов XIX века получают распространение фотомеханические способы изготовления иллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процесс воспроизведения иллюстрации. Вводятся фототипия, изобретение которой способствовало получению репродукций, отличающихся особо высокой степенью точности воспроизведения оригинала, автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра, давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения. Первым русским хромолитографическим изображением считается репродукция книжной миниатюры из Изборника Святослава 1073 года (портрет князя Святослава с семьей), изготовленная московским палеографом и художником К.Я.Тромониным для "Трудов и летописей Общества истории и древностей российских" (1833). В последующие годы К.Я.Тромонин применил хромолитографию для иллюстрирования изданий "Достопамятности Москвы" (1842) и "Художественный литографический альбом" (1846), в который он поместил тринадцатикрасочную литографию.   Выдающимся явлением книгоиздательского дела дореволюционной России по масштабу замысла и качеству воспроизведения стал выпуск фундаментального издания "Русских народных картинок" (СПб., 1881), предпринятого Д.А.Ровинским, известным искусствоведом, собирателем и исследователем русского народного лубка и гравюры. Издание вышло в четырех вариантах оформления . Его альбомная часть содержит 1800 больших (в размер оригинала) репродукций (одноцветных и раскрашенных от руки), выполненных на специальной, имитирующей старинную, бумаге и воспроизведенных в различной полиграфической технике, в том числе ручным литографированием, фотолитографией, гелиогравюрой. При этом была достигнута очень высокая для того времени степень факсимильности, то есть точности воспроизведения оригинала. Акварельная раскраска всех оттисков производилась от руки, наподобие того, как она была выполнена в подлинных лубках.    
Начало ХХ в. В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). Большой вклад в создание художественной формы русской книги тех лет внесли художники объединения "Мир искусства" А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский и др., превратившие иллюстрацию и декоративное оформление книги в одну из ведущих областей русского изобразительного искусства. "Их всех - столь разных по направлению и дарованиям, порою глубоко чуждых друг другу - объединяет одно общее: создать в книге не картинку, а именно книжную иллюстрацию", - писал известный книговед и историк искусства книги М.И.Щелкунов. Среди лучших по художественному оформлению иллюстрированных ими изданий начала века - "Казначейша" М.Ю.Лермонтова (1914) и "Свинопас" Х.К.Андерсена (1917) в оформлении М.В.Добужинского, "Медный всадник" А.С.Пушкина (1923), над иллюстрациями к которому работал с 1903 по 1921 год А.Н.Бенуа, "Сказка о золотом петушке" (1910) А.С.Пушкина с рисунками И.Я.Билибина.Билибин создал особый тип оформления русской сказки: книга представляет собой тонкую тетрадь крупного формата, отпечатанную высокой печатью (оригинал раскрашивался акварелью и воспроизводился цинковым клише) на плотной бумаге красками высшего качества.
1920-е гг. В книжной графике этого времени отразилась патетика революции, ее романтический накал, активно шли поиски новых форм и стилей художественного выражения. В оформлении изданий преобладали гиперболическая образность, известная условность, символика, однако лучшие книги отличались простотой и выразительностью оформления.   В начале 20-х годов в связи с упадком репродукционной техники широкое развитие в русской книге получает ксилография, в области которой работали В.А.Фаворский, А.И.Кравченко, П.Я.Павлинов, Н.И.Пискарев, А.Д.Гончаров, И.Н.Павлов, П.А.Шиллинговский и другие художники, выдвинувшие деревянную гравюру на ведущее место в мировом искусстве. Благодаря их работам был создан новый тип изданий - одновременно массовых и художественных, иллюстрированных оригинальными гравюрами на дереве. Таково, например, графическое оформление серии Госиздата РСФСР "Классики мировой литературы" (1922-1930) и первых изданий сочинений В.И.Ленина (1920-1926), К.Маркса и Ф.Энгельса (1928-1947).
1930-е – 1940-е гг. В 1931 году был провозглашен принцип типизации книги, который лег в основу разработки различных типов художественно-полиграфического оформления изданий в зависимости от их целевого и читательского назначения, создана эстетика советской книги. Большой вклад в этот процесс был сделан издательством "Academia" (1922-1937), предложившим новый тип оформления книги как единого организма, созданного общими усилиями комментатора, переводчика, редактора, с одной стороны, и художника, художественного редактора - с другой, соответствующий ее читательскому назначению и жанровым особенностям. В 40-е годы окончательно сформировался тип научного издания со всеми присущими ему особенностями. Самобытными по оформлению являются выпущенное "Academia" роскошное издание "Слова о полку Игореве" (1934), выполненное палехским мастером И.И.Голиковым в стиле рукописной книжности (текст написан от руки кириллицей и воспроизведен фотолитографией, иллюстрации носят иконописный характер, орнаментика выполнена по рисункам древних рукописей), крупноформатное издание "Конституции СССР" (1937) на шести языках в сафьяновом переплете с металлическим гербом Союза Советских Социалистических Республик на верхней крышке (художники-оформители Н.А.Седельников и С.Б.Телингатер; орнамент внутри книги выполнен в технике гравюры на дереве П.Н.Староносовым), получившие Большую премию на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.   Значительным достижением для советской полиграфии и искусства оформления книги тех лет было издание Большой и Малой советских энциклопедий, серии книг "Классики естествознания".
Послевоенный период Послевоенный период - это новый этап в развитии художественной формы советской книги, начало которому положило постановление ЦК ВКП(б) "О полиграфическом оформлении книг" (1945). В нем были отмечены серьезные недостатки в художественно-полиграфическом оформлении изданий массового типа (примитивность оформления, пассивное копирование исторических образцов, излишняя загроможденность переплета и обложки книг сложными графическими элементами, не связанными с содержанием книги и т.п.), перед издательствами были поставлены задачи повышения его качества.  
     

 

 

 

Знаковая форма книги

Название шрифта Особенности шрифта Время создания шрифта Имя создателя шрифта (если известно)
Латинский алфавит (латиница) который при помощи диакритических знаков (дополнительных надстрочных или подстрочных знаков, указывающих на передачу буквой иного звучания), добавочных и составных букв мог быть легко приспособлен к любому национальномуязыку. VIII-VIIвека дон.э  
Кириллица (Кириллическое письмо) Создан на основе букв греческого алфавита. С течением времени оно трансформировалось в систему почерков и стилей (устав, полуустав, вязь, скоропись и т.д.). IX в. Просветители Кирилл и Мефодий.
Гражданская азбука Русский кириллический алфавит состоял из 41 буквы, многие из них являлись чисто традиционными и не соответствовали звуковому строю тогдашней русской речи. Петр I реформировал русскую азбуку, изъяв устаревшие буквы, приспособив начертание к бытовавшим в ту эпоху рукописным почеркам и стилистике зарубежных типографских шрифтов. Является и сегодня фактической графическойосновой русского письма и русского типографского шрифта. Однако сопротивление церковников не позволило в Петровское время довести до конца реформу русской азбуки, а с развитием русской культуры, языка, письменности петровские нормы правописания устарели. Первоисточник современного русского шрифта. Сущность реформы в изменении его алфавитного состава и графики шрифта, упрощении правописания. Так, например, в гражданском шрифте 1708 года были исключены применявшиеся ранее лишние буквы и сочетания "иже", "омега", "пси", "от" и др., введены начертания новых букв - Я, Э и пр.; устанавливалось два начертания букв - прописное и строчное. Гражданская азбука была разработана в трех основных размерах: большом, среднем и малом. Кроме того, из текста устранялись обозначения силы (ударений) и многочисленные сокращения (титла). Одновременно были заменены славянские обозначения чисел буквами на арабские цифры, что в значительной степени облегчило арифметические действия. Уже в Петровскую эпоху новый шрифт рассматривался в качестве важного элемента художественного оформления издания. 1708-1710 гг.   Петр I  
Петербургский Графической основой шрифта, созданного в середине XVIII века типографией Академии наук, послужили шрифты, гравированные на металле искусными русскими граверами Иваном Соколовым, Григорием Качаловым и др. Его характерные особенности - резко выраженная контрастность, удлиненные буквы и наличие тонких прямых засечек. XVIII в.   Тип. Академии Наук, И. Соколов, Г. Качалов.  
Московский   Рисунок шрифта, созданного отличался меньшей контрастностью штрихов, большей округлостью контура и новым начертанием некоторых букв. Так, например, буквы Д, Ц и Щ имели длинные вертикальные хвосты, а буква З отличалась круглым симметричным построением. Интересно, что многие издания Н.И.Новикова, арендовавшего в конце XVIII века университетскую типографию, набраны академическими шрифтами. Конец XVII в.   Тип. Московского ун-та  
Курсив   Шрифты созданы в стиле русского классицизма и представляющие дальнейшую разработку московских шрифтов. Курсив Семена - один из лучших шрифтов того времени. Русские типографии начинают регулярно выпускать каталоги своих шрифтов. 1734 – Начало XIX столетия А. И. Рене-Семен и С. И. Селиванский  
Обыкновенные русские (контрастные) и обыкновенные английские (очень контрастные). Сделал шрифт красивее, повысил качество печати. По богатству пунсонов, отличной отливке шрифтов, их разнообразию Ревильон мог соперничать с крупнейшими западными фирмами. Кроме того, в его заведении изготовлялись разнообразные орнаментальные украшения и политипажи. Он широко ввел в практику приобретение в Париже как политипажей, так и оригинальных гравированных на дереве досок, уже использованных в различных изданиях.   Ж. Ревильон  
Диамант   Мельчайший (размером 3 пункта) шрифт, отлитый из серебра специально для "Басен" И.А.Крылова (1855) - самой маленькой русской книги дореволюционной России, отпечатанной с наборной формы. Позднее шрифт этого размера по-русски стал именоваться бриллиантом, диамантом же называли шрифт размером 4 пункта (около 1,5мм). В XIX веке появляется большое количество новых титульных шрифтов, в том числе египетского типа (так называемые брусковые, то есть массивные, с засечками прямоугольной формы, малоконтрастные), гротесковые (без засечек), узорчатые, рукописные и др. В 60-70-х годах XIX века в связи с развитием русской периодической печати формируются новые требования к типографским шрифтам. На первое место выдвигается принцип экономии бумаги, экономичности и емкости шрифта. Книги имеют маленькие поля, набираются плотными обыкновенными шрифтами. Такими шрифтами, например, набирались издания "Дешевой библиотеки" А.С.Суворина. Первая половина XIX века Словоотлитни Экспедиции  
Алфавит для большинства народов бывшего СССР были внесены существенные изменения в состав русского алфавита, установлены новые правила орфографии, которыми мы в своей основе пользуемся и сегодня. В последующие пятнадцать лет был разработан алфавит для большинства народов бывшего СССР в соответствии со звуковым составом их языков; накануне Великой Отечественной войны завершился перевод большинства из них с латинской на русскую графическую основу. Советский период, 1918 г. Декретом "О введении новой орфографии" (1918)
Рукописный текст пишется от руки на мягком материале (папирусе, коже, бумаге)    
Рисованный надписи выполняются кистью, пером и т.п. на переплетах, обложках, титульных листах и других элементах книги    
Гравированный текст гравируется на дереве, металле, камне, линолеуме или на каком-нибудь другом твердом материале и воспроизводится на бумаге    
Типографский или наборный: Текстовые Титульные Акцидентные слова и строки текста составляются из отдельных литер (рельефных изображений букв) ручным или механическим способом и воспроизводятся при печати. Предназначены для набора основного текста издания. Применяются для набора заголовков, обложек, титульных листов. Для набора бланков, объявлений, таблиц и др.    
Плотные обыкновенные шрифты набирались издания "Дешевой библиотеки" А.С.Суворина. 60-70-х годах XIX века  
эльзевир употреблялся преимущественно в подарочных изданиях Вольфа (например, "Божественной комедии" Данте, 1874, стихотворном сборнике "Родные отголоски", 1880). Кроме того, этим шрифтом были набраны "Византийские эмали" (1892), а также юбилейное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова, выпущенное в 1891 году типографией И.Н.Кушнерева. 70-е годы XIX века М.О.Вольф
Елизаветинский шрифт был изготовлен для набора текста роскошного альбома А.Н.Бенуа "Русская школа живописи", отпечатанного в типографии Р.Голике и А.Вильборга, а кеглей 10 и 8 - в 1907 году для набора собрания сочинений А.С.Пушкина в издании Брокгауза и Ефрона.   1904 год. О.И.Леман.
Академический шрифт В настоящее время он широко применяется в книжных изданиях художественной, научной, научно-популярной литературы, в литературно-художественных, научно-популярных журналах и изданиях по искусству. Там же в 1901 году была создана и литературная гарнитура, модернизированная в советское время; сегодня она имеет универсальное назначение. 1910 год. Бертгольд


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: