Период в истории Художественной формы | Особенности художественной формы | Примеры, иллюстрирующие особенности художественной формы |
Первопечатные книги | Основные приемы и принципы художественного оформления книги сформировались в глубокой древности. В книгописных мастерских сложился и стал почти каноническим художественный облик богослужебной книги. Первые печатные книги в своем художественном оформлении копировали лучшие рукописные образцы: началу книги предшествовал фронтиспис - изображение легендарного автора произведения, текст набирался шрифтом, напоминавшим рукописный полуустав; начало страницы и каждый раздел текста предварялись заставками и инициалами и т.д. Однако в них уже проявляются и специфические черты оформления, присущие книге как продукту полиграфического производства (печатный шрифт, ксилографическая иллюстрация, тиражный формат и т.п.). | Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный "Апостол" Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Эта книга "такого же рода высокоценное и внутренне единое создание русской национальной культуры, как храм Василия Блаженного, башни Кремля, как "парсуна", "древнейший портрет", - писал один из крупнейших русских искусствоведов и историков книги А.А.Сидоров |
XVII в. | Существенные изменения в оформлении русской печатной книги произошли в XVII веке, они были связаны с появлением первых светских книг и применением углубленной гравюры для иллюстрирования изданий. Большая заслуга в этом принадлежит печатнику и издателю Московского печатного двора В.Ф.Бурцеву-Протопопову, одним из первых на Руси начавшему издавать книги светского содержания массовым для того времени тиражом. В 1634 году им был выпущен первый в Москве "Букварь языка словенска…", предназначенный "малым детям в научение и познание божественного писания" и известный под названием "Азбука В.Ф.Бурцова". | В 1647-1649 годах в Москве была выпущена первая русская печатная книга с иллюстрациями, сделанными в технике резцовой гравюры на металле, - "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", явившаяся и одним из первых в России изданий по военному делу. Выход этой крупноформатной (в лист) книги с раскрашенным от руки гравированным титульным листом (художник Григорий Благушин) и 35 гравированными на меди рисунками и таблицами, исполненными в Голландии по заказу царя Алексея Михайловича и отдельно приложенными к тексту, ознаменовал начало нового этапа в оформлении русской книги, во многом определил приемы композиции, построения и художественного убранства книги в последующий исторический период. |
Рубеж XVII-XVIII вв. | На рубеже XVII-XVIII веков появляются первые русские цельногравированные издания альбомного типа. | Лучшим из них считается знаменитый "Лицевой букварь Кариона Истомина" (М., 1694) с гравюрами Леонтия Бунина. Написанный в нетрадиционной стихотворной форме, он иллюстрирован изображениями предметов (всего их 400), которые начинаются с соответствующей буквы. Не сшитый в книгу и при желании используемый в качестве наглядного пособия, этот "Букварь" по характеру своего оформления представляет собой издание альбомного типа, одно из первых русских иллюстрированных изданий для детей. |
Петровская эпоха | Оформление книг этого времени соответствует рациональному духу петровских преобразований: уменьшаются форматы, исчезают роскошные переплеты, двухцветная печать, заставки, зато большое внимание уделяется рисунку шрифта, качеству печати, иллюстрации в собственном смысле слова почти не встречаются, их заменяют технические рисунки, чертежи, схемы, таблицы, выполненные в технике гравюры на металле. Книги гуманитарного характера - исторические, по словесности и т.п. - обычно не иллюстрируются. В качестве элемента оформления широко применяются типографские наборные украшения (линейки, точки, звездочки). | Одним из интереснейших изданий начала века является "Книга Марсова, или воинских дел" (СПб., 1713), задуманная как книга славы русского оружия и посвященная описанию побед русских войск над шведами в Северной войне. Она имеет альбомный (поперечный) формат и состоит из снабженных текстом гравюр на меди с изображением военных действий в русско-шведской войне, исполненных лучшими граверами начала XVIII века А.Ф.Зубовым, П.Пикартом, А.Шхонебеком и др. "Книга Марсова" никогда не печаталась с определенного набора и не выходила определенным тиражом, каждый экземпляр ее индивидуален и обычно подбирался по требованию Петра I. Первоначальный вариант книги состоит из 18 реляций о победах русских войск. Текст в разных экземплярах книги не одинаков: иногда он краткий, иногда - более подробный; в первых экземплярах издания поправки в текст внесены рукой самого Петра Великого. Один из наиболее полных известных экземпляров книги содержит, помимо реляций, и изображения новогодних фейерверков и транспарантов 1702-1710 годов, которые составили ее органическую часть. |
XVIII в. после Петра I | При преемниках Петра I в России начался выпуск особо роскошных изданий отдельных гравированных листов и изданий альбомного типа, посвященных придворным событиям, изготовление которых осуществляла Гравировальная палата Академии наук. Широкое распространение в книге XVIII века получает виньетка (франц. vignette) - небольшое, композиционно завершенное графическое изображение орнаментального, предметного или сюжетно-тематического характера (часто с символическим или аллегорическим значением), помещаемое обычно на титульных элементах книги, ее начальных или последних страницах (например, в изданиях Петровского времени чаще всего встречалась в разных вариантах виньетка с видом на Неву, Петропавловскую крепость и церковь Троицы). Однако главным элементом художественного оформления книги XVIII века, определяющим весь стиль издания, является титульный лист, который в зависимости от характера и способа украшения может быть шрифтовым или "виньеточным", наборным или целиком гравированным. В конце XVIII века широкое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными или гуашевыми красками. В отличие от предшествующего периода оно носит издательский, то есть тиражный характер, а не распространяется лишь на подносные экземпляры, что объясняется не столько декоративными целями, сколько стремлением издателя к уточнению содержания книги. Этот прием обычно использовался при оформлении географических карт, атласов, планов и т.п. В конце XVIII столетия в России появляется двухцветная глубокая печать | Одним из лучших изданий подобного рода считается "Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного шествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования императрицы Елисавет Петровны еже быстьвшествия 28 февраля коронования 25 апреля 1742 года" (СПб., 1744). Приуроченное к торжественной дате и отразившее весь ритуал коронации, оно было выпущено в крупном формате (высота блока 40 и 45 см) на бумаге двух сортов, разных по цвету, плотности и гладкости, с многочисленными гравюрами (48 рисунков с изображением видов Москвы, портрет и три виньетки - работы И.А.Соколова, Г.А.Качалова и других русских граверов), вклеенными в текст книги и отдельно приложенными к нему, раскрашенными от руки в некоторых экземплярах. Были изготовлены переплеты трех видов (сафьяновый, с тисненным золотом вензелем императрицы, цельнокожаный с гербом Российской империи и атрибутами царской власти и простой, без каких бы то ни было украшений), с разными форзацами (под мрамор, павлинье перо и др.) и обрезами (золотой, "под мрамор", в крапинку, однотонно окрашенный: белый, красный). Издание одновременно вышло на латинском, немецком и французском языках. К лучшим изданиям подобного рода относится "Описание российских произрастаний" академика С.П.Палласа (СПб., 1786) - атлас растений с изображениями цветов и трав, выполненный в технике офорта и раскрашенный от руки. Этим способом были выполнены иллюстрации к "Басням и сказкам" И.И.Хемницера (1799). |
XIX в., первая половина | На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом. Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями. В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации. В 40-е годы в иллюстрировании русской книги применяется также гравюра на стали, которая, однако, не получила широкого распространения в России и печаталась преимущественно за границей. | Одной из первых иллюстраций, отпечатанных литографским способом, считается виньетка с изображением Минервы на титульном листе издания "Об общественном призрении в России" (СПб., 1818), нарисованная художником А.Г.Венециановым. Развитию русской литографии способствовало возникшее в 1821 году в Петербурге "Общество поощрения художников", видевшее свою основную цель в развитии в народе "вкуса к изящному" и начавшее целенаправленный выпуск изданий по искусству. Первым по времени и одним из лучших изданий Общества является альбом "Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей" (СПб., 1821-1824). Тираж альбома - 350 экземпляров, в его рисовании принимали участие К.П. и А.П.Брюлловы, К.П.Беггров, С.Ф.Галактионов и другие; некоторые иллюстрации раскрашены от руки. В числе известных русских художников книги, работавших в технике литографии, - В.Ф.Тимм, издатель "Русского художественного листка" (1851-1862), почти сплошь иллюстрировавшегося литографиями, который по замыслу и превосходному исполнению не знал себе равных в Европе. Им же созданы рисунки к изданию "Очерки русских нравов" Ф.В.Булгарина (1843). В 1857 году в Петербурге вышел альбом рисунков русского живописца и рисовальщика П.А.Федотова "Сцены из повседневной жизни", литографированный П.П.Семечкиным, а в 1858 году в Москве - альбом рисунков художника П.М.Боклевского "Галерея гоголевских типов", литографированный В.Пуговишниковым. В 1867 году вышел в свет "Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы московских художников" с иллюстрациями А.К.Саврасова, В.Г.Перова, В.Е.Маковского. Большое количество литографий - иллюстраций к произведениям русской классики (М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова и др.) - создал художник А.И.Лебедев. В технике литографии, черно-белой или раскрашенной от руки, выпускались многочисленные альбомы, альманахи, детские книжки, журналы (особенно сатирические), народные лубочные картинки. Ее появление и развитие способствовали расцвету русской реалистической иллюстрации, связанной с деятельностью выдающихся художников и граверов XIX века А.А.Агина, В.Ф.Тимма ("Сенсации и замечания госпожи Курдюковой" (Т. 1-3; 1840-1841), "Картинки русских нравов" (Кн. 1-6; 1842-1843), "Физиология Петербурга" (Ч. 1;1844), "Наши, списанные с натуры русскими" (1841-1842)), П.А.Федотова, И.С.Щедровского, Е.Е.Бернардского и других, создавших замечательные произведения книжного искусства. В этой технике были созданы иллюстрации роскошного издания А.Ф.Смирдина "100 русских литераторов" (Т. 1-3; 1839-1845), гравюры которого были исполнены в Лондоне с портретов, написанных К.П.Брюлловым, В.Ф.Тиммом, Ф.П.Толстым и другими художниками; "Картин русской живописи" Н.В.Кукольника (1846), гравюры которых также печатались в Англии. В России ряд гравюр на стали создал Н.Менцов, в том числе серию медальонов Ф.П.Толстого, посвященную войне 1812-1815 годов (1838), "Собрание русских медалей" (1840-1846). |
XIX в., вторая половина | Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии - хромолитография. В конце 80-х годов XIX века получают распространение фотомеханические способы изготовления иллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процесс воспроизведения иллюстрации. Вводятся фототипия, изобретение которой способствовало получению репродукций, отличающихся особо высокой степенью точности воспроизведения оригинала, автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра, давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения. | Первым русским хромолитографическим изображением считается репродукция книжной миниатюры из Изборника Святослава 1073 года (портрет князя Святослава с семьей), изготовленная московским палеографом и художником К.Я.Тромониным для "Трудов и летописей Общества истории и древностей российских" (1833). В последующие годы К.Я.Тромонин применил хромолитографию для иллюстрирования изданий "Достопамятности Москвы" (1842) и "Художественный литографический альбом" (1846), в который он поместил тринадцатикрасочную литографию.
Выдающимся явлением книгоиздательского дела дореволюционной России по масштабу замысла и качеству воспроизведения стал выпуск фундаментального издания "Русских народных картинок" (СПб., 1881), предпринятого Д.А.Ровинским, известным искусствоведом, собирателем и исследователем русского народного лубка и гравюры. Издание вышло в четырех вариантах оформления ![]() |
Начало ХХ в. | В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). | Большой вклад в создание художественной формы русской книги тех лет внесли художники объединения "Мир искусства" А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский и др., превратившие иллюстрацию и декоративное оформление книги в одну из ведущих областей русского изобразительного искусства. "Их всех - столь разных по направлению и дарованиям, порою глубоко чуждых друг другу - объединяет одно общее: создать в книге не картинку, а именно книжную иллюстрацию", - писал известный книговед и историк искусства книги М.И.Щелкунов. Среди лучших по художественному оформлению иллюстрированных ими изданий начала века - "Казначейша" М.Ю.Лермонтова (1914) и "Свинопас" Х.К.Андерсена (1917) в оформлении М.В.Добужинского, "Медный всадник" А.С.Пушкина (1923), над иллюстрациями к которому работал с 1903 по 1921 год А.Н.Бенуа, "Сказка о золотом петушке" (1910) А.С.Пушкина с рисунками И.Я.Билибина.Билибин создал особый тип оформления русской сказки: книга представляет собой тонкую тетрадь крупного формата, отпечатанную высокой печатью (оригинал раскрашивался акварелью и воспроизводился цинковым клише) на плотной бумаге красками высшего качества. |
1920-е гг. | В книжной графике этого времени отразилась патетика революции, ее романтический накал, активно шли поиски новых форм и стилей художественного выражения. В оформлении изданий преобладали гиперболическая образность, известная условность, символика, однако лучшие книги отличались простотой и выразительностью оформления. В начале 20-х годов в связи с упадком репродукционной техники широкое развитие в русской книге получает ксилография, в области которой работали В.А.Фаворский, А.И.Кравченко, П.Я.Павлинов, Н.И.Пискарев, А.Д.Гончаров, И.Н.Павлов, П.А.Шиллинговский и другие художники, выдвинувшие деревянную гравюру на ведущее место в мировом искусстве. Благодаря их работам был создан новый тип изданий - одновременно массовых и художественных, иллюстрированных оригинальными гравюрами на дереве. | Таково, например, графическое оформление серии Госиздата РСФСР "Классики мировой литературы" (1922-1930) и первых изданий сочинений В.И.Ленина (1920-1926), К.Маркса и Ф.Энгельса (1928-1947). |
1930-е – 1940-е гг. | В 1931 году был провозглашен принцип типизации книги, который лег в основу разработки различных типов художественно-полиграфического оформления изданий в зависимости от их целевого и читательского назначения, создана эстетика советской книги. Большой вклад в этот процесс был сделан издательством "Academia" (1922-1937), предложившим новый тип оформления книги как единого организма, созданного общими усилиями комментатора, переводчика, редактора, с одной стороны, и художника, художественного редактора - с другой, соответствующий ее читательскому назначению и жанровым особенностям. В 40-е годы окончательно сформировался тип научного издания со всеми присущими ему особенностями. | Самобытными по оформлению являются выпущенное "Academia" роскошное издание "Слова о полку Игореве" (1934), выполненное палехским мастером И.И.Голиковым в стиле рукописной книжности (текст написан от руки кириллицей и воспроизведен фотолитографией, иллюстрации носят иконописный характер, орнаментика выполнена по рисункам древних рукописей), крупноформатное издание "Конституции СССР" (1937) на шести языках в сафьяновом переплете с металлическим гербом Союза Советских Социалистических Республик на верхней крышке (художники-оформители Н.А.Седельников и С.Б.Телингатер; орнамент внутри книги выполнен в технике гравюры на дереве П.Н.Староносовым), получившие Большую премию на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Значительным достижением для советской полиграфии и искусства оформления книги тех лет было издание Большой и Малой советских энциклопедий, серии книг "Классики естествознания". |
Послевоенный период | Послевоенный период - это новый этап в развитии художественной формы советской книги, начало которому положило постановление ЦК ВКП(б) "О полиграфическом оформлении книг" (1945). В нем были отмечены серьезные недостатки в художественно-полиграфическом оформлении изданий массового типа (примитивность оформления, пассивное копирование исторических образцов, излишняя загроможденность переплета и обложки книг сложными графическими элементами, не связанными с содержанием книги и т.п.), перед издательствами были поставлены задачи повышения его качества. | |
Знаковая форма книги
Название шрифта | Особенности шрифта | Время создания шрифта | Имя создателя шрифта (если известно) |
Латинский алфавит (латиница) | который при помощи диакритических знаков (дополнительных надстрочных или подстрочных знаков, указывающих на передачу буквой иного звучания), добавочных и составных букв мог быть легко приспособлен к любому национальномуязыку. | VIII-VIIвека дон.э | |
Кириллица (Кириллическое письмо) | Создан на основе букв греческого алфавита. С течением времени оно трансформировалось в систему почерков и стилей (устав, полуустав, вязь, скоропись и т.д.). | IX в. | Просветители Кирилл и Мефодий. |
Гражданская азбука | Русский кириллический алфавит состоял из 41 буквы, многие из них являлись чисто традиционными и не соответствовали звуковому строю тогдашней русской речи. Петр I реформировал русскую азбуку, изъяв устаревшие буквы, приспособив начертание к бытовавшим в ту эпоху рукописным почеркам и стилистике зарубежных типографских шрифтов. Является и сегодня фактической графическойосновой русского письма и русского типографского шрифта. Однако сопротивление церковников не позволило в Петровское время довести до конца реформу русской азбуки, а с развитием русской культуры, языка, письменности петровские нормы правописания устарели. Первоисточник современного русского шрифта. Сущность реформы в изменении его алфавитного состава и графики шрифта, упрощении правописания. Так, например, в гражданском шрифте 1708 года были исключены применявшиеся ранее лишние буквы и сочетания "иже", "омега", "пси", "от" и др., введены начертания новых букв - Я, Э и пр.; устанавливалось два начертания букв - прописное и строчное. Гражданская азбука была разработана в трех основных размерах: большом, среднем и малом. Кроме того, из текста устранялись обозначения силы (ударений) и многочисленные сокращения (титла). Одновременно были заменены славянские обозначения чисел буквами на арабские цифры, что в значительной степени облегчило арифметические действия. Уже в Петровскую эпоху новый шрифт рассматривался в качестве важного элемента художественного оформления издания. | 1708-1710 гг. | Петр I |
Петербургский | Графической основой шрифта, созданного в середине XVIII века типографией Академии наук, послужили шрифты, гравированные на металле искусными русскими граверами Иваном Соколовым, Григорием Качаловым и др. Его характерные особенности - резко выраженная контрастность, удлиненные буквы и наличие тонких прямых засечек. | XVIII в. | Тип. Академии Наук, И. Соколов, Г. Качалов. |
Московский | Рисунок шрифта, созданного отличался меньшей контрастностью штрихов, большей округлостью контура и новым начертанием некоторых букв. Так, например, буквы Д, Ц и Щ имели длинные вертикальные хвосты, а буква З отличалась круглым симметричным построением. Интересно, что многие издания Н.И.Новикова, арендовавшего в конце XVIII века университетскую типографию, набраны академическими шрифтами. | Конец XVII в. | Тип. Московского ун-та |
Курсив | Шрифты созданы в стиле русского классицизма и представляющие дальнейшую разработку московских шрифтов. Курсив Семена - один из лучших шрифтов того времени. Русские типографии начинают регулярно выпускать каталоги своих шрифтов. | 1734 – Начало XIX столетия | А. И. Рене-Семен и С. И. Селиванский |
Обыкновенные русские (контрастные) и обыкновенные английские (очень контрастные). | Сделал шрифт красивее, повысил качество печати. По богатству пунсонов, отличной отливке шрифтов, их разнообразию Ревильон мог соперничать с крупнейшими западными фирмами. Кроме того, в его заведении изготовлялись разнообразные орнаментальные украшения и политипажи. Он широко ввел в практику приобретение в Париже как политипажей, так и оригинальных гравированных на дереве досок, уже использованных в различных изданиях. | Ж. Ревильон | |
Диамант | Мельчайший (размером 3 пункта) шрифт, отлитый из серебра специально для "Басен" И.А.Крылова (1855) - самой маленькой русской книги дореволюционной России, отпечатанной с наборной формы. Позднее шрифт этого размера по-русски стал именоваться бриллиантом, диамантом же называли шрифт размером 4 пункта (около 1,5мм). В XIX веке появляется большое количество новых титульных шрифтов, в том числе египетского типа (так называемые брусковые, то есть массивные, с засечками прямоугольной формы, малоконтрастные), гротесковые (без засечек), узорчатые, рукописные и др. В 60-70-х годах XIX века в связи с развитием русской периодической печати формируются новые требования к типографским шрифтам. На первое место выдвигается принцип экономии бумаги, экономичности и емкости шрифта. Книги имеют маленькие поля, набираются плотными обыкновенными шрифтами. Такими шрифтами, например, набирались издания "Дешевой библиотеки" А.С.Суворина. | Первая половина XIX века | Словоотлитни Экспедиции |
Алфавит для большинства народов бывшего СССР | были внесены существенные изменения в состав русского алфавита, установлены новые правила орфографии, которыми мы в своей основе пользуемся и сегодня. В последующие пятнадцать лет был разработан алфавит для большинства народов бывшего СССР в соответствии со звуковым составом их языков; накануне Великой Отечественной войны завершился перевод большинства из них с латинской на русскую графическую основу. | Советский период, 1918 г. | Декретом "О введении новой орфографии" (1918) |
Рукописный | текст пишется от руки на мягком материале (папирусе, коже, бумаге) | ||
Рисованный | надписи выполняются кистью, пером и т.п. на переплетах, обложках, титульных листах и других элементах книги | ||
Гравированный | текст гравируется на дереве, металле, камне, линолеуме или на каком-нибудь другом твердом материале и воспроизводится на бумаге | ||
Типографский или наборный: Текстовые Титульные Акцидентные | слова и строки текста составляются из отдельных литер (рельефных изображений букв) ручным или механическим способом и воспроизводятся при печати. Предназначены для набора основного текста издания. Применяются для набора заголовков, обложек, титульных листов. Для набора бланков, объявлений, таблиц и др. | ||
Плотные обыкновенные шрифты | набирались издания "Дешевой библиотеки" А.С.Суворина. | 60-70-х годах XIX века | |
эльзевир | употреблялся преимущественно в подарочных изданиях Вольфа (например, "Божественной комедии" Данте, 1874, стихотворном сборнике "Родные отголоски", 1880). Кроме того, этим шрифтом были набраны "Византийские эмали" (1892), а также юбилейное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова, выпущенное в 1891 году типографией И.Н.Кушнерева. | 70-е годы XIX века | М.О.Вольф |
Елизаветинский шрифт | был изготовлен для набора текста роскошного альбома А.Н.Бенуа "Русская школа живописи", отпечатанного в типографии Р.Голике и А.Вильборга, а кеглей 10 и 8 - в 1907 году для набора собрания сочинений А.С.Пушкина в издании Брокгауза и Ефрона. | 1904 год. | О.И.Леман. |
Академический шрифт | В настоящее время он широко применяется в книжных изданиях художественной, научной, научно-популярной литературы, в литературно-художественных, научно-популярных журналах и изданиях по искусству. Там же в 1901 году была создана и литературная гарнитура, модернизированная в советское время; сегодня она имеет универсальное назначение. | 1910 год. | Бертгольд |