Инструкция по выполнению задания
Время выполнения – 90 минут
Максимальный балл – 100 баллов
1. Часть монгольской империи, под властью которой оказались русские земли, получила в исторической литературе название Золотая Орда. А как сами монголы назвали это государственное образование? Назовите государственные образования, возникшие в результате распада Золотой Орды на рубеже XV-XVI вв.
За каждый верный элемент ответа – 1 балл.
Максимальная оценка за верный ответ – 5 баллов.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите верность утверждения. Если вы считаете, что утверждение верное – поставьте напротив «да», если неверное – «нет».
За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 10 баллов.
№ | Утверждение | «да» или «нет» |
1. | Во время крестовых походов создавались рыцарско-монашеские ордена, призванные огнем и мечем обращать побежденных в православную веру | |
2. | Географический фактор не был определяющим в возвышении Москвы | |
3. | В первой половине XIV века московские князья пользовались активной поддержкой Орды | |
4. | Временному ослаблению Московского княжества в середине XIV века способствовала эпидемия «моровой язвы» | |
5. | В основу сюжета «Слова о полку Игореве» положен неудачный поход северского князя Игоря Святославича против печенегов в 1185 г. | |
6. | Один из важных политический успехов Ивана Калиты заключается в том, что ему удалось заручиться поддержкой патриарха Православной церкви | |
7. | Куликовская битва не принесла Руси освобождения от монголо-татарского ига, но она укрепила мужество и боевой дух русских воинов | |
8. | В феодальном праве второй трети XV века существовал четкий принцип престолонаследия – прямое наследование (от отца к сыну) | |
9. | К началу XVI века в большинстве стран Европы сложился политический строй, который принято называть сословно-представительной монархией | |
10. | Правление Избранной Рады отмечено крупными успехами во внешней политике государства на западном направлении |
|
3. Определите исторических деятелей, изображенных на портретах. Соотнесите между собой портреты и приведенные высказывания. Результаты внесите в таблицу. За каждый верный элемент ответа – 2 балла. Максимальный балл – 20 баллов.
Портрет | Исторический деятель | Характеристика исторического деятеля (буквенное обозначение) |
Характеристика исторических деятелей, представленных на портретах. Одна из характеристик является лишней:
А) «…выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения. В своих письмах к руководству разыгрывал «русскую карту», настаивая, что генералы-немцы погубят Россию, а военного министра, приказывавшего отступать, прямо называл изменником. Возглавлял партию «горячих голов», требовавших дать Наполеону генеральное сражение; имел огромную популярность среди офицеров. При Бородино его армия, составляя левое крыло боевого порядка русских войск, отразила все атаки армии Наполеона»
|
Б) «…это был самый недюжинный из екатерининских современников, несомненно, способный администратор, деятельный и энергичный человек, избалованный, однако, побочными обстоятельствами, доставившими ему высокое положение, и поэтому лишённый равновесия и способности соразмерять свои желания с действительностью. Начинания его на юге России составляют несомненную его заслугу перед потомством. Созданные им города и теперь принадлежат к наиболее важным населённым пунктам юга Украины»
В) «…по единодушному мнению современников, был крупным государственным деятелем. Он почти всегда лично вёл дипломатические переговоры, активно участвовал в проведении внутренней политики, отвечавшей интересам основной части дворянства. Его правительство продлило перемирие с Польшей и вступило в войну со Швецией в результате которой Россия вернула утерянные города Ям, Орешек, Ивангород и др., расширила выход к Балтийскому морю. При нем была предпринята энергичная колонизация Сибири. На юге для обороны от набегов Крымских татар продолжалось освоение степей, где были построены города Валуйки, Воронеж, Белгород и др., восстановлен Курск»
Г) «…ни один государь нашей древней истории не отличался такою охотою и таким уменьем поговорить, поспорить, устно или письменно, на площади народной, на церковном соборе, с отъехавшим боярином или с послами иностранными, отчего получил прозвание в словесной премудрости ритора»
Д) «Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примерял их в своём мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час » (то есть всему своё время) — писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится »
|
Е) «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть»
4. Определите, по какому признаку образованы ряды.
За каждый верный ответ – 2 балла.
Максимальный балл – 10 баллов:
А) П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И. Заруцкий, Д.М. Пожарский, К.М. Минин – Ответ: ______________________________________________________________
Б) С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов –
Ответ: ______________________________________________________________
В) «Повесть о Щемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве» -
Ответ: ______________________________________________________________
Г) Шляхетский, Морской, Кадетский, Пажеский –
Ответ: ______________________________________________________________
Д) «Российская грамматика», «Первые основания металлургии и рудных дел», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Гимн бороде», «Краткий российский летописец с родословием»
Ответ: ______________________________________________________________
5. Выполните задания к тексту. За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл за задание – 5 баллов.
«При губернаторе возросли сборы налогов, набирались рекруты, развивались дипломатические отношения с восточными странами. Он неоднократно посылал Петру I разнообразные подарки: китайский фарфор, ткани, драгоценные камни, более 2000 кедровых деревьев для царского сада, скифское золото. При нем начались раскопки курганов по Тоболу, Иртышу, Енисею. В 1717 году губернатор издал приказ о сдаче в казну золотых и серебряных вещей, найденных при раскопках. В декабре 1716 года губернатор послал царю 96 крупных золотых изделий и 20 мелких золотых вещей общим весом более 22 кг из раскопанных курганов»
А) Определите, о каком губернаторе идет речь.
Ответ: ____________________________________________________________
Б) Как называлась губерния, которой он управлял.
Ответ: ____________________________________________________________
В) Назовите город, который был административным центром губернии в XVIII веке.
Ответ: ____________________________________________________________
Г) Что было изображено на гербе этой губернии? (2 балла за каждую позицию на гербе).
Ответ: ____________________________________________________________
6. Объясните связь между следующими словами и словосочетаниями: город Пергам, гусиное перо, миниатюра, «источник мудрости».
- С каким явлением культуры связаны эти слова и словосочетания?
- Когда на Руси отмечается появление этого культурного явления и что этому способствовало?
Максимальный балл за полный ответ – 10 баллов.
Ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Решите исторические задачи. Максимальный балл за задание - 10 баллов.
А) Эрмитаж был создан в XVIII веке и принадлежал царской семье. Только через 88 лет двери Эрмитажа были открыты для широкой публики. Создание Эрмитажа совпало с образованием Института благородных девиц. В каком году Эрмитаж был открыт для всех?
Ответ: ________________________________________________________________
Б) И. П. Кулибин, И. И. Ползунов и М. В. Ломоносов — эти люди внесли огромный вклад в науку и технику. Жили они в одно время. И. И. Ползунов родился в седьмую годовщину Российской империи, он младше М. В. Ломоносова на 17 лет и старше И. П. Кулибина на 7 лет. Ломоносов прожил на 16 лет дольше, чем И. И. Ползунов и на 29 лет меньше И. П. Кулибина. Умер М. В. Ломоносов в десятый юбилей Московского университета. В каком возрасте они ушли из жизни?
Ответ: ________________________________________________________________
8. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания, расположенные ниже текста. Максимальный балл – 20 баллов.
«…представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты:
Он отказывался давать свое согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага…
Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования.
Он объединялся с другими лицами, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами, утверждал их акты, претендовавшие стать законодательством и служившие:
- для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил;
- для прекращения нашей торговли со всеми частями света;
- для обложения нас налогами без нашего согласия;
- для лишения нас по многим судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных;
- для отправки жителей колоний за моря с целью предания их там суду за приписываемые им преступления.
Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола, семейного положения»
А) Приведите название документа и назовите его автора.
Ответ: ______________________________________________________________
Б) В документе неоднократно упоминается местоимение «он». Кто скрывается за этим местоимением?
Ответ: ______________________________________________________________
В) Кто из представленных личностей были современниками событий, описанных в документе?
I II III
IV V VI
Ответ: ______________________________________________________________
Г) Из предложенного списка выберите три события всемирной истории, происходившие в год принятия данного документа.
I) Создано тайное общество иллюминатов, ставившего перед собой просветительские и республиканские цели;
II) Была принята первая в истории Японии Конституция, ограничившая полномочия императора;
III) Была создана английская Ост-Индская компания, благодаря деятельности которой колониями стали Индия и другие районы Востока;
IV) Французский король Людовик ХVI впервые за долгое время созвал Генеральные Штаты;
V) Известный меценат князь Петр Урусов получил правительственную привилегию "на открытие актерской труппы". Впоследствии на этой основе возникает Большой театр;
VI) Россия создает Днепровскую линию, ряд пограничных крепостей для защиты своих южных границ от крымских татар.
Ответы: _____________________________________________________________
9. Заполните пропуски в таблице. За каждый верный элемент ответа – 2 балла. Максимальный балл за задание – 10 баллов:
Название специальной исторической дисциплины | Перевод | Предмет изучения |
__________________(а) | Родословная | Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений |
Геральдика | _________________(б) | Наука, изучающая гербы |
__________________(в) | Имя, наименование | Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения |
Палеография | Древний и пишу | ____________________ (г) |
_________________ (д) | Печать | Наука, изучающая печати |