Максимальный балл – 100 баллов




Инструкция по выполнению задания

Время выполнения – 90 минут

Максимальный балл – 100 баллов

1. Часть монгольской империи, под властью которой оказались русские земли, получила в исторической литературе название Золотая Орда. А как сами монголы назвали это государственное образование? Назовите государственные образования, возникшие в результате распада Золотой Орды на рубеже XV-XVI вв.

За каждый верный элемент ответа – 1 балл.

Максимальная оценка за верный ответ – 5 баллов.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите верность утверждения. Если вы считаете, что утверждение верное – поставьте напротив «да», если неверное – «нет».

За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 10 баллов.

Утверждение «да» или «нет»
1. Во время крестовых походов создавались рыцарско-монашеские ордена, призванные огнем и мечем обращать побежденных в православную веру  
2. Географический фактор не был определяющим в возвышении Москвы  
3. В первой половине XIV века московские князья пользовались активной поддержкой Орды  
4. Временному ослаблению Московского княжества в середине XIV века способствовала эпидемия «моровой язвы»  
5. В основу сюжета «Слова о полку Игореве» положен неудачный поход северского князя Игоря Святославича против печенегов в 1185 г.  
6. Один из важных политический успехов Ивана Калиты заключается в том, что ему удалось заручиться поддержкой патриарха Православной церкви  
7. Куликовская битва не принесла Руси освобождения от монголо-татарского ига, но она укрепила мужество и боевой дух русских воинов  
8. В феодальном праве второй трети XV века существовал четкий принцип престолонаследия – прямое наследование (от отца к сыну)  
9. К началу XVI века в большинстве стран Европы сложился политический строй, который принято называть сословно-представительной монархией  
10. Правление Избранной Рады отмечено крупными успехами во внешней политике государства на западном направлении  

 

3. Определите исторических деятелей, изображенных на портретах. Соотнесите между собой портреты и приведенные высказывания. Результаты внесите в таблицу. За каждый верный элемент ответа – 2 балла. Максимальный балл – 20 баллов.

 

Портрет Исторический деятель Характеристика исторического деятеля (буквенное обозначение)
   
   
   
   
   

 

Характеристика исторических деятелей, представленных на портретах. Одна из характеристик является лишней:

А) «…выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения. В своих письмах к руководству разыгрывал «русскую карту», настаивая, что генералы-немцы погубят Россию, а военного министра, приказывавшего отступать, прямо называл изменником. Возглавлял партию «горячих голов», требовавших дать Наполеону генеральное сражение; имел огромную популярность среди офицеров. При Бородино его армия, составляя левое крыло боевого порядка русских войск, отразила все атаки армии Наполеона»

 

Б) «…это был самый недюжинный из екатерининских современников, несомненно, способный администратор, деятельный и энергичный человек, избалованный, однако, побочными обстоятельствами, доставившими ему высокое положение, и поэтому лишённый равновесия и способности соразмерять свои желания с действительностью. Начинания его на юге России составляют несомненную его заслугу перед потомством. Созданные им города и теперь принадлежат к наиболее важным населённым пунктам юга Украины»

 

В) «…по единодушному мнению современников, был крупным государственным деятелем. Он почти всегда лично вёл дипломатические переговоры, активно участвовал в проведении внутренней политики, отвечавшей интересам основной части дворянства. Его правительство продлило перемирие с Польшей и вступило в войну со Швецией в результате которой Россия вернула утерянные города Ям, Орешек, Ивангород и др., расширила выход к Балтийскому морю. При нем была предпринята энергичная колонизация Сибири. На юге для обороны от набегов Крымских татар продолжалось освоение степей, где были построены города Валуйки, Воронеж, Белгород и др., восстановлен Курск»

 

Г) «…ни один государь нашей древней истории не отличался такою охотою и таким уменьем поговорить, поспорить, устно или письменно, на площади народной, на церковном соборе, с отъехавшим боярином или с послами иностранными, отчего получил прозвание в словесной премудрости ритора»

 

Д) «Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примерял их в своём мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час » (то есть всему своё время) — писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится »

 

Е) «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть»

 

4. Определите, по какому признаку образованы ряды.

За каждый верный ответ – 2 балла.

Максимальный балл – 10 баллов:

А) П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И. Заруцкий, Д.М. Пожарский, К.М. Минин – Ответ: ______________________________________________________________

Б) С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов –

Ответ: ______________________________________________________________

В) «Повесть о Щемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Слово о бражнике», «Повесть о Фроле Скобееве» -

Ответ: ______________________________________________________________

Г) Шляхетский, Морской, Кадетский, Пажеский –

Ответ: ______________________________________________________________

Д) «Российская грамматика», «Первые основания металлургии и рудных дел», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Гимн бороде», «Краткий российский летописец с родословием»

Ответ: ______________________________________________________________

 

5. Выполните задания к тексту. За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл за задание – 5 баллов.

«При губернаторе возросли сборы налогов, набирались рекруты, развивались дипломатические отношения с восточными странами. Он неоднократно посылал Петру I разнообразные подарки: китайский фарфор, ткани, драгоценные камни, более 2000 кедровых деревьев для царского сада, скифское золото. При нем начались раскопки курганов по Тоболу, Иртышу, Енисею. В 1717 году губернатор издал приказ о сдаче в казну золотых и серебряных вещей, найденных при раскопках. В декабре 1716 года губернатор послал царю 96 крупных золотых изделий и 20 мелких золотых вещей общим весом более 22 кг из раскопанных курганов»

А) Определите, о каком губернаторе идет речь.

Ответ: ____________________________________________________________

Б) Как называлась губерния, которой он управлял.

Ответ: ____________________________________________________________

В) Назовите город, который был административным центром губернии в XVIII веке.

Ответ: ____________________________________________________________

Г) Что было изображено на гербе этой губернии? (2 балла за каждую позицию на гербе).

Ответ: ____________________________________________________________

 

6. Объясните связь между следующими словами и словосочетаниями: город Пергам, гусиное перо, миниатюра, «источник мудрости».

- С каким явлением культуры связаны эти слова и словосочетания?

- Когда на Руси отмечается появление этого культурного явления и что этому способствовало?

Максимальный балл за полный ответ – 10 баллов.

Ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Решите исторические задачи. Максимальный балл за задание - 10 баллов.

А) Эрмитаж был создан в XVIII веке и принадлежал царской семье. Только через 88 лет двери Эрмитажа были открыты для широкой публики. Создание Эрмитажа совпало с образованием Института благородных девиц. В каком году Эрмитаж был открыт для всех?

Ответ: ________________________________________________________________

 

Б) И. П. Кулибин, И. И. Ползунов и М. В. Ломоносов — эти люди внесли огромный вклад в науку и технику. Жили они в одно время. И. И. Ползунов родился в седьмую годовщину Российской империи, он младше М. В. Ломоносова на 17 лет и старше И. П. Кулибина на 7 лет. Ломоносов прожил на 16 лет дольше, чем И. И. Ползунов и на 29 лет меньше И. П. Кулибина. Умер М. В. Ломоносов в десятый юбилей Московского университета. В каком возрасте они ушли из жизни?

Ответ: ________________________________________________________________

 

8. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания, расположенные ниже текста. Максимальный балл – 20 баллов.

«…представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты:

Он отказывался давать свое согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага…

Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования.

Он объединялся с другими лицами, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами, утверждал их акты, претендовавшие стать законодательством и служившие:

- для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил;

- для прекращения нашей торговли со всеми частями света;

- для обложения нас налогами без нашего согласия;

- для лишения нас по многим судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных;

- для отправки жителей колоний за моря с целью предания их там суду за приписываемые им преступления.

Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола, семейного положения»

А) Приведите название документа и назовите его автора.

Ответ: ______________________________________________________________

Б) В документе неоднократно упоминается местоимение «он». Кто скрывается за этим местоимением?

Ответ: ______________________________________________________________

В) Кто из представленных личностей были современниками событий, описанных в документе?

 

I II III

IV V VI

Ответ: ______________________________________________________________

Г) Из предложенного списка выберите три события всемирной истории, происходившие в год принятия данного документа.

I) Создано тайное общество иллюминатов, ставившего перед собой просветительские и республиканские цели;

II) Была принята первая в истории Японии Конституция, ограничившая полномочия императора;

III) Была создана английская Ост-Индская компания, благодаря деятельности которой колониями стали Индия и другие районы Востока;

IV) Французский король Людовик ХVI впервые за долгое время созвал Генеральные Штаты;

V) Известный меценат князь Петр Урусов получил правительственную привилегию "на открытие актерской труппы". Впоследствии на этой основе возникает Большой театр;

VI) Россия создает Днепровскую линию, ряд пограничных крепостей для защиты своих южных границ от крымских татар.

Ответы: _____________________________________________________________

 

9. Заполните пропуски в таблице. За каждый верный элемент ответа – 2 балла. Максимальный балл за задание – 10 баллов:

Название специальной исторической дисциплины Перевод Предмет изучения
  __________________(а)   Родословная Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
  Геральдика   _________________(б)     Наука, изучающая гербы
  __________________(в)   Имя, наименование Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения
  Палеография   Древний и пишу   ____________________ (г)  
  _________________ (д)     Печать   Наука, изучающая печати

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: