КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ




КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Рекомендовано научно-методическим советом университета

 

 

Методические указания по написанию реферата. - Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 45 с.

Составитель: канд. техн. наук,проф. А.М. Власовец

 

Рецензент: директор ЦИТ канд. экон. наук, доц.
А.Ф. Харченко

 

 

@ Издательство СПбГУЭФ, 2007

 

 

Предисловие

Реферат – это доклад или сообщение на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. (Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1988.)

В настоящей работе приведены рекомендации по написанию и оформлению реферата, разработке его содержания и плана. При написании методического руководства использованы материалы Е. Невежина (https://teacher.km.ru/) и сайта https://www.targin.ru/modules.php.

Основные этапы выполнения работы

Условно процесс написания работы можно разделить на пять этапов.

Выбор темы

Список тем реферата предлагается кафедрой, из которого студент должен выбрать интересную для него тему. Студент может предложить свою тему, которая быть актуальной и соответствовать содержанию учебной дисциплины и обязательно должна быть согласована с преподавателем. Список тем размещается в локальной сети СПбГУЭФ, а его сетевой адрес сообщается студентам преподавателем, ведущим занятия в группе или лектором.

2. Разработка рабочего плана

План должен включать в себя введение, содержание по главам и параграфам, заключение. Составленный план следует согласовать с преподавателем.

Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме

После выбора темы логично начать сбор научной и иной информации по данной теме. Это самый важный и ответственный этап работы.

Литературу по конкретной теме можно найти в списке обязательной и рекомендованной литературы по изучаемой учебной дисциплине, в библиотечном каталоге либо в Интернет.

Рекомендуется включать в список не менее пяти наименований. При знакомстве с литературой следует выписывать цитаты из неё, указав автора цитаты, полное наименование источника (книги, статьи из журнала, страницы Интернет, дату, год и место издания, издательство). Это пригодится при оформлении ссылок на литературу в реферате.

Далее следует выполнить анализ собранного материала, отбрасывая всё лишнее и составляя из оставшегося логически систематизированное содержание работы, раскрывающее поставленную проблему. Впоследствии данное содержание может быть дополнено какими-то новыми фактами, идеями, мыслями.

Оформление реферата

Данный этап является заключительной стадией подготовки реферата. На нём автор сводит весь материал в единую работу, оформляет его в соответствии с установленными требованиями (подробнее об этом, смотри далее).

Необходимо правильно оформить реферат, поскольку отклонение от установленных требований влечет снижение оценки работы. Реферат должен включать титульный лист, оглавление работы, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы (библиографический список). Вывод на печать (принтер) работы должно начинаться только после тщательной проверки материала на отсутствие ошибок, опечаток, после проверки на логичность и последовательность изложения. Также следует проверить точность цитат и ссылок, устранить стилистические ошибки. При этом рекомендуется использовать текстовый процессор, например,MS Word для выявления и исправления грамматических и стилистических ошибок.

Защита реферата

Защита реферата производится после его проверки преподавателем. Она состоит из доклада в виде презентации PowerPoint, на который отводится не более пяти минут. Доклад должен быть четким, конкретным, раскрывающим основные положения реферата. Студент должен перечислить и описать основные задачи, поставленные перед ним, объяснить причины выбора темы и ее актуальность, далее следует кратко обосновать положения реферата и сделать соответствующие выводы.

Примечание

1.Сроки сдачи реферата преподавателю на проверку и его защиты сообщаются преподавателем группы.

2. За реферат выставляются две оценки:

– за содержание и оформление работы,

– за доклад в виде презентации.

Первая оценка будет выставлена в зависимости от следующих факторов:
1) глубины разработки проблемы;

2) основательности использования научной литературы;

3) самостоятельности и творческому подходу к осмыслению темы;

4) достоверности и научной обоснованности выводов;

5) правильности оформления, а также других факторов.

Вторая оценка будет выставлена в зависимости от доклада и качества презентации.

Содержание работы

Практически любой реферат должен состоять из следующих структурных частей: введения, основной части, заключения и списка использованной литературы (библиографического списка). Кроме того, работа должна иметь титульный лист, оглавление и по необходимости приложение. Рассмотрим каждую структурную часть подробнее.

Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрывается ее значимость. Далее следует дать краткий обзор литературы по выбранной теме (3-5 источников), а также структуру реферата. После этого определяются цели работы и ее основные задачи. Объем введения должен составлять не более одной страницы. Рекомендуется писать введение, как и заключение, после окончания написания основной части.

Основная часть

В основной части раскрывается сама тема, решаются поставленные во введении задачи и достигаются определенные цели. Как правило, основная часть разделяется на главы и параграфы. Глав должно быть как минимум две, причем желательно, чтобы они были соразмерны друг другу.

Хорошая работа не должна ограничиваться простым пересказом литературы. Автор должен постоянно делать свои выводы, сравнивать и анализировать существующие точки зрения на какую-либо проблему, приводить цитаты из библиографического списка и т.д.

 

Не следует увлекаться цитированием, чтобы реферат не состоял практически из одних ссылок. Цитаты из библиографического списка должны заключаться в кавычки с обязательной ссылкой на литературный источник.

Заключение

В заключении делаются основные выводы по исследуемой теме. Для этого достаточно посмотреть на перечисленные во введении цели и задачи и в соответствии с ними сделать краткие выводы. В заключение можно также вынести краткие выводы из каждого параграфа или главы работы. Объем заключения примерно равняется объему введения и также не делится на части.

Список использованной литературы

В список литературы включается весь используемый, цитируемый или просто упомянутый при написании работы материал: книги, журналы, статьи, нормативные документы, электронные ресурсы (Интернет, электронные издания в локальной сети университета) и т.д. Список литературы оформляется соответствующим образом и должен включать в себя фамилию и инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Количество используемых источников, как уже говорилось, зависит от выполняемой научной работы. Чаще всего список излагается в алфавитном порядке. Пример оформления выглядит таким образом:

Библиографический список

1. Диго С.М. Проектирование баз данных: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1988, 216 с.

2. Евдокимов В.В. и др. Экономическая информатика: Учебник для вузов;
Под ред. д.э.н., проф. Евдокимова. – СПб.: Питер, 1997, – 592 с.

3. Когаловский М.Р. Абстракции и модели в системах баз данных //Системы управления базами данных, 4-5/1998.

4. Методические указания по курсу “Основы информатики и базы данных”.
СПб.: Изд-во ЛФЭИ, 1988. – 33 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: