Теоретический материал для углубленного изучения




Косвенная речь.

Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.

Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный / множественный выбор

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

1) «П», – а.

2) «П! – а.– П».

3) «П,– а,– п».

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

  1. Выделение цветом.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания:В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

Ответ:

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ двоеточие в бессоюзных предложениях ставится при отношениях перечисления

__ некоторые бессоюзные предложения с двоеточием можно переделать в сложноподчиненные предложения

__ в некоторых предложениях двоеточие можно заменить на "однако"

__ двоеточие ставится, если во второй части выражается резкая смена событий.

 

Задание #2

Вопрос:

При каких смысловых отношениях между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) противопоставления

2) причины

3) пояснения

4) дополнения

5) следствия

 

Задание #3

Вопрос:

Сопоставьте смысловые отношения и слова, которыми можно заменить двоеточие в бессоюзных предложениях.

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) и увидел что, и услышал что

2) а именно, то есть

3) потому что

 

__ причина

__ пояснения

__ дополнения

 

Задание #4

Вопрос:

Выберите СПП, которое можно преобразовать в бессоюзное предложение с двоеточием.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Она не пошла полоть лебеду, так как не хотела поранить свои нежные ручки.

2) По карнизу нагло шествовал крупный сизый голубь, который обычно обитал на чердаке.

3) Если ты не будешь слушать меня, ты наверняка сделаешь массу ошибок.

4) Арсений постарался не оглядываться, хотя ему и было жаль оставлять друзей.

 

Задание #5

Вопрос:

Выберите бессоюзное предложение, в котором между частями необходимо поставить запятую.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Молвит слово соловей разливается.

2) Дочитаешь книжку отдай ее мне, пожалуйста.

3) Жизнь перестала быть сладкой в чулане кончилось варенье.

4) Сказочник рассказывал медленно дети слушали, ни на что не отвлекаясь.

 

Задание #6

Вопрос:

Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить двоеточие.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Вокруг тихо _ ни взрыва, ни выстрела, все спят.

2) Русский вслушивается в народную песню и улыбается _ сквозь слёзы узнает он сам себя.

3) Разведчик при возвращении из разведки должен быть осторожен вдвойне _ он рискует и жизнью, и добытыми сведениями.

4) А улыбнется _ сразу легче станет.

 

Задание #7

Вопрос:

Выберите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Успокойтесь: рана не опасна.

2) Он был в большом волнении: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке.

3) Лучше вспашешь: больше хлеба возьмешь.

4) Вдруг я вздрогнула от испуга: надо мной раздался знакомый голос.

 

Задание #8

Вопрос:

Выберите предложения, в которых на месте пропуска требуется поставить двоеточие.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Недавно с ним случилось самое обычное чудо _ посреди узкой, заполненной людьми улицы он вдруг осознал всю полноту жизни.

2) У этих озер есть странное свойство_ чем меньше озеро, тем оно глубже.

3) Дети переглянулись и выглянули во двор _ над домом кружилась целая стая ярких, невиданных птиц.

4) Резкий воздух омыл лицо холодной водой _ сон сразу прошел.

 

Задание #9

Вопрос:

Выберите бессоюзное предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Раз солгал: навек лгуном стал.

2) Сомнения быть не могло: перед музыкантом эта ночь стояла такой же мучительной и неразрешимой загадкой, как передо мной.

3) Солнце было еще высоко над горизонтом: осталось час или полтора до заката.

4) Давно известно: прелесть жизни не только в ожидании будущего и в настоящем, но отчасти в воспоминаниях.

 

Задание #10

Вопрос:

Выберите предложения, которые можно преобразовать в БСП с двоеточием.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Макар вдохнул полной грудью и ощутил, что в воздухе уже вовсю благоухала весна.

2) Мы выберем это решение задачи, ведь оно гораздо изящнее всех остальных.

3) Скажи ему, что мы очень и очень хотим его видеть.

4) Поскольку ты отказываешься отвечать, мне придется это сделать за тебя.

 

...





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.