Группа 1-БУЭ-20
Дата: 28.10.2021, IV пара.
Тема: Принципы делового общения; психологические приемы влияния на партнера. Механизмы, средства и методы психологического воздействия.
Цель:
-формировать понятие делового общения;
-рассмотреть принципы делового общения;
-раскрыть приемы влияния на партнера;
-формировать понятия о механизмах, средствах, методах психологического воздействия;
-воспитывать уважительное отношение к партнерам.
План.
1. Понятие делового общения. Принципы делового общения.
2. Психологические приемы влияния на партнера.
3. Механизмы, средства и методы психологического воздействия.
Понятие делового общения. Принципы делового общения.
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Классифицируется общение по целям, по функциям и по участникам.
По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое)
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция)
Деловое общение реализуется в различных формах:
- деловая беседа,
- деловые переговоры,
- деловые совещания,
- публичные выступления
Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
|
Основными этапами деловой беседы являются:
- начало беседы;
- информирование партнеров;
- аргументирование выдвигаемых положений, принятие решения;
- завершение беседы.
Вопросы собеседников и их психологическая сущность.
Информация не поступает к нам сама по себе, для ее получения необходимо задавать вопросы. Не следует бояться вопросов собеседников, так как они позволяют активизировать участников беседы и направить процесс передачи информации в необходимое русло.
Деловые переговоры – форма делового общения, цель которых – заключить выгодное для всех сторон соглашение.
Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.
Публичное выступление, также называемое ораторским искусством или речью, традиционно означает выступление лицом к лицу с живой аудиторией.
II. Психологические приемы влияния на партнера.
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные и ненужные конфликты.
Расположив к себе человека, т.е. сформировав аттракцию, вы теперь с большей вероятностью добьетесь принятия им вашей позиции, его внутреннего согласия с ней.
С помощью этих приемов нельзя никого и ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе собеседника.
|
- Прием "имя собственное
- Прием "зеркало отношения".
- Прием "терпеливый слушатель
- Прием "личная жизнь".
III. Механизмы, средства и методы психологического воздействия.
Психологическое воздействие — изменение установок или формирование определенного взгляда на вещи, осуществление сдвига в системе ценностей партнера.
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы использовались — убеждение, внушение или заражение.
В качестве средств воздействия используются:
- вербальная информация
- невербальная информация;
- вовлечение человека в специально организованную деятельность;
- регуляция степени и уровня удовлетворения потребности.
Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на:
1) потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека;
2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность;
3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность) и которые изменяют его поведение.
Метод создания неопределенных ситуаций.
Метод ориентирующих ситуаций.
Метод ассоциативного, или эмоционального, переноса.
Домашнее задание.
Составить краткий конспект лекции.
2. Ответить письменно на вопросы:
1. Что такое «деловое общение»? (определение)
2. Назовите основные формы делового общения.
3. Перечислите основные этапы деловой беседы.
4. Назовите основные способы начала деловой беседы.
5. Назовите формы деловых переговоров.
|
6. Каковы типы деловых совещаний?
7. С помощью каких приемов можно расположить к себе собеседника?
8. Каковы механизмы психологического воздействия?
9. На что направлены и что могут изменить методы воздействия?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники и учебные пособия:
1. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002
2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. Пособие. М., 2006
3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. СПб., 2000.
4. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.