Вторая конфликтная зона (основная)




Конфликтные зоны основного периода. Детские конфликты в организационный период смены.

Технология работы помощника вожатого с временным детским коллективом.

Конфликт (лат. « столкновение» ) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. В английском словаре «конфликт» определяется, как борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

Выделяют следующие типы: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Основные структурные элементы конфликта:

· Стороны конфликта — люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

· Предмет конфликта — то, из-за чего он возникает.

· Образ конфликтной ситуации отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей — может существенно различаться у разных сторон конфликта.

· Мотивы конфликта — внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей,

· Позиции конфликтующих сторон — то, что люди заявляют друг другу, какие требования предъявляют.

Кризисы развития коллектива

§ 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).

§ 7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).

§ 9 день – Кризис нелюбви (свечка).

§ 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).

§ 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).

§ 19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Конфликт не всегда несет только отрицательные последствия. Рассмотрим позитивные функции конфликта: он служит разрядкой напряжения, стимулирует развитие и позитивные изменения взаимодействия, вскрывает проблему и противоречия. Негативные последствия: ухудшение состояния субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

Таким образом, конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.

Типы основных конфликтов в Детском оздоровительном лагере:

· вожатый-администрация

· вожатый-родитель

· вожатый-вожатый

· вожатый-ребенок

· ребенок-ребенок

 

 

Выделяются 4 стадии прохождения конфликтов:

1. Возникновение конфликта (появление противоречий).

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта (конструктивный, десконструктивный, замораживание).

Организационный период

Организационный период - это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:

- к условиям закрытого или органического социума;

- к смене основных видов деятельности;

- к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;

- к режиму жизни;

- к новым бытовым условиям.

Цель оргпериода – заложить основы существования детского коллектива.

Задачи оргпериода:

- удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;

- создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;

- предъявить единые педагогические требования;

- наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);

- организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

- получить необходимую информацию о каждом ребенке.

Иногда встречающаяся у педагогов ошибка - проводить малые мероприятия, когда в отряд заедут все дети. Хотя их можно и нужно проводить по прибытию очередной новой группы. Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее проводится, когда заедут еще несколько человек. И так далее. За счет этого можно выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников.

Обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т.е. предъявляются детям единые педагогические требования. Проводятся игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.

Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах группы.

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе, потом этого не наверстать): тихий час, уборка и др.

Во второй день продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы им попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.

Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. К примеру, в форме интервью, «расскажи нам о себе» и др.

Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.

На третий день, безусловно, необходимо в полуигровой форме провести тестирование, где уточняются вкусы, представления и интеллектуально-культурный уровень детей. В данную анкету можно также вводить вопросы по профессиональной предрасположенности подростка, психологической устойчивости и многое другое. Но главное, чтобы среди этих вопросов, находился вопрос, где ребенок должен назвать трех самых интересных ему людей. Количество выборов в пользу каждого и определит лидера. Возможно, внешне лидером может быть другой, но нас в основном должны интересовать лидер и аутсайдер по социометрической таблице этого теста. Такой тест необходимо провести 3 раза за 25 дней с равным интервалом. Он позволит Вам отслеживать динамику взаимоотношений в группе.

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда по сути его еще нет, а есть просто группа ребят.

Психологическое состояние детей в данный период состоит в том, что дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, руководителей. Дети еще не знают, какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками и со взрослыми людьми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.). Трудно включаются в деятельность.

Как уже отмечалось выше, основные задачи педагога в оргпериоде:

1. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей.

2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей.

3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей.

4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.

5. Учить формирующийся коллектив правильному уровню общения.

6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.

Формы организации деятельности не должны требовать от детей большой затраты сил. Обязательно должна соблюдаться логическая последовательность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны присутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.

В организационный период доминирующим видом деятельности является игровая деятельность. Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребенка.

Методы работы педагога состоят из убеждения (словом, примером); требования (прямого, косвенного); поручений (временного характера); соревнований (в конкурсах, играх); игр; поощрений.

Многие педагоги называют этот этап первой конфликтной зоной в коллективе. На 3-й – 4-й день в душевном состоянии ребенка наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис. Ребенок становится конфликтным. К данной конфликтной зоне, где происходят пока межличностные конфликты, призванные уточнить занятые в группе позиции, педагог должен быть подготовлен для проведения конфликта. Это необходимо уже потому, что конфликты неизбежены по объективным причинам. Психология развития отношений в группе имеет свою закономерность, испытанную неимоверным количеством наблюдений. Собственно, в памяти каждого руководителя могут быть свои примеры конфликтов. И если их нет, то он просто безразличен к своему коллективу. Надо признать, что конфликты бывают чуть уловимыми для внимания. Но точно безконфликтных групп не существует.

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о педагоге, о лагере; когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований; когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах; когда отряд для ребенка становится значимой средой (когда каждый ребенок нашел свое место в группе или место, которое ему определили другие участники коллектива).

Основной период

Цель основного периода - формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

На этом этапе неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному активу. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.

Множество несуразицы определяют для этого периода педагогические инструкции вроде задач:

- продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;

- развивать лидерские качества детей и т.д.

Слишком много на себя берем! Психика подростка формировалась много лет. Привычки и сетку значений нам за несколько дней не разрушить. А если мы этим займемся, то мы просто преступники. Давно известен Артековский синдром, когда дети со сломанной и выстроенной заново сеткой значения, получившие навыки и глубокое удовлетворение чувств в этой сетке, приезжая в среду постоянного проживания, больше не могли выжить. Их референтная группа – отряд в Артеке, больше не существует. В их понимании старое-новое окружение составляют «моральные уроды», существование среди которых стало невыносимым. Дети кончали жизнь самоубийством! Социальная дезадаптация - вот «блестящий» итог высоколобых педагогов советского периода.

Вторая конфликтная зона (основная)

По сути - это не вторая зона конфликта, а основная. В этот период примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Определили и уточнили свои позиции в коллективе. Здесь пришло время для конфликта, основанного на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях.

Иногда можно прочитать в педагогических инструкциях, что необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Предвидеть надо, но предотвращать, по меньшей мере, странное занятие. Необходимо понимать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта. Он может возникнуть как между группами детей, так и между индивидами, которые борются за доминирование в группе, но чаще конфликт имеет направленность против руководителей, особенно если лидеры определились в оргпериоде.

«Конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов. Для одного семантикой конфликта будет выяснение отношений, для другого – «косой взгляд» или драка. Для выбора стратегии выхода из конфликта необходимо учитывать конфликтные типы личности. Дженни Грехем Скотт (1991)приводит одну из классификаций, предложенную Робертом М. Бремсоном, в которой выделяются типы людей: «агрессивисты», «жалобщики», «молчуны», «сверхпокладистые», «вечные писсимисты», «нерешительные» и др. однако какой бы классификации мы не придерживались важно выяснение особенностей партнеров по общению и выбор соответствующей тактики взаимодействия. Автор отмечает, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких топов. Классификация, предложенная Дженни Грехем Скоттом носит условный характер.

«Паровой каток» Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно. При общении с такими партнерами, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать такие способы выхода их конфликта, как уклонение или приспособление.

«Скрытый агрессор» Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. При возникновении трудностей общения с подобным «оппонентом» при возможности лучше уклониться от общения с ним, но в случае необходимости взаимодействия желательно привести ему доказательства. Однако сохраняйте при этом спокойствие, не давайте ему повод для агрессивного поведения.

«Разгневанный ребенок» Эти люди не злые по своей природе, но иногда взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, они теряют контроль над ситуацией. Если нет возможности уклониться от контакта с таким человеком, то лучше всего в момент вспышки не перечить ему, дать накричаться, убедить его в том, что вы его выслушали. После вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, раскаяние, поэтому лучше всего не заострять внимание на случившемся. Перевести разговор на решение проблемы.

«Жалобщики», как реалистичные, так и параноидальные (они жалуются на воображаемые обстоятельства), как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют окружающих. При общении нужно просто его выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с ним. Выслушав, используйте технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы. Затем переведите разговор на другую тему. Если он вновь возвращается к теме своей жалобы, спокойно прервите его, переключите на решение проблемы.

«Молчун» Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность), и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина. Необходимо учитывать и возможные природные особенности человека: мало разговорчивость и медлительность. В этом случае не подгоняйте его, не торопите, дайте возможность обдумать и высказать ему все, что он хочет. Соблюдайте чувство меры: если видите, что его общение с вами его тяготит.

«Сверхпокладистый» Эти люди производят впечатление приятных во всех отношениях: поддерживают любую вашу идею. Но, как правило, их слова расходятся с делом: в ответственный момент он подводит вас. Если вы вынуждены общаться с таким человеком, скажите ему, что для вас самое главное – правдивость. Пусть он обещает сделать только то, что в его силах. Он должен видеть с вашей стороны хорошее отношение к нему в том случае, если он будет говорить вам правду о том, что он думает и делает.

В практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликта являются компромисс, сотрудничество. Однако любая из представленных ниже стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Стиль Сущность стратегии Условия эффективного поведения Недостатки
Соревнование Стремление добиться своего в ущерб другому Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.
Уклонение Уход от ответственности за решение Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время Переход конфликта в скрытую форму
Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов Исход разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти Вы уступили. Решение откладывается
Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены
Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

 

 

Следует отметить, что нет универсально правильной стратегии взаимодействия или способа разрешения конфликтов. Все пять моделей оказываются полезными в различных ситуациях.

Каждая модель представляет набор полезных социальных навыков. Поэтому эффективность иных способов поведения зависит от специфики деловых коммуникаций и от навыков поведения участников.

Очень часто между детьми происходят конфликты и это не удивительно, ведь чем младше ребенок, тем меньше у него развиты интеллектуальные и социальные навыки мирно и дружелюбно решать конфликт и находить некий компромисс.
В таком случае вся ответственность падает на плечи вожатых. Они обязаны в данном случае усмирить и охладить пыл рассерженного ребенка.

Равенство каждого ребенка.
Вожатые должны быть готово к тому, что он должен относиться ко всем детям одинаково. У него не должно быть любимчиков. Когда вожатые постоянно поощряют и хвалят успехи и достижения одного из детей в отряде, дети могут обозлиться на «любимчика», тем самым возникнет раздор в отряде. Уже давно доказано, что отношения у детей складываются намного лучше, когда они видят, что ко всем детям группы относятся одинаково.

Этапы решения конфликтов в лагере между детьми.
1. Определить с чего начинается конфликт.
2. Стать свидетелем конфликта, чтобы никто об этом не знал. Изучить поведение каждого ребенка.
3. Успокоить всех, кто замешан в конфликте.
4. Позволить выговориться каждому кто участвовал в конфликте. Чтобы ребенок понял, что его мнение и объяснение важно, нужно попросить каждого рассказать свою точку зрения на случившееся.
5. Привлечь детей заглаживанию конфликта.

Что нужно делать вожатым, чтобы не допустить возникновения конфликтов.
1. Не общаться с детьми в приказном тоне, в повелительном наклонении. Если допустить говорить с ребенком в таком тоне, он может закрыться, замкнуться в себе и тогда уж точно причина конфликта не будет известна.
2. Научиться доверять детям. Только доверяя ребенку, он может открыть душу своему вожатому.
3. Необходимо научиться уважать и ценить личность ребенка. Хоть ребенок и мал, но все же он личность и не нужно делать какие-то действия, которые могли бы хоть как-то задеть личность.

Способы разрешения конфликта

К наиболее традиционным способам разрешения конфликтов относятся следующие:

- приглашение третейского судьи (независимого третьего);

- создание ситуации успеха;

- переключение на деятельность;

- организация стола переговоров;

- драматизация конфликта (игровое проигрывание сюжета и ведущих ролей конфликта).

Способы снижения

психологической напряженности

в кризисные (конфликтные) периоды

пребывания детей в оздоровительном лагере

Наиболее эффективные способы разрешения конфликтов и снижения эмоционально-психологической напряженности в кризисные периоды пребывания детей в оздоровительном лагере сегодня описывают многие ученые и педагоги-практики. Всю возможную совокупность такого рода способов можно свести к трем основным группам:

1. Аудиовизуальный способ. Общеизвестно, что определенные звуки голоса, тон и визуальный контакт снижают напряжение. Если голос начинает звучать тише - это дает сигнал к спокойствию. Кроме того, существенную роль играет разница в тоне и скорости речи. Если голос понижается, коммуникация становится менее категоричной, что невольно заставляет успокоиться.

2. Кинестетический способ (движения, положение тела). Желательно, чтобы в периоды возникновения напряженности движения вожатых были предсказуемыми и точно рассчитанными, а не нервными и резкими. В ситуации конфликта фактически у любого человека возникает естественная потребность быстрее передвигаться, осуществлять резкие движения, но именно тогда вожатому или любому психологически подготовленному педагогическому работнику оздоровительного лагеря необходимо сознательно, с волевым усилием замедлить движения, свести жестикуляцию к минимуму, то есть продемонстрировать максимально спокойное поведение.

3. Вербальный способ. Вступая в речевой контакт с наиболее раздраженными детьми, необходимо сказать им что-то нейтральное или эмоционально положительное (может быть, упомянуть о том, чем они недавно успешно занимались), а затем ненавязчиво, косвенно, исподволь подсказать им наиболее адекватный способ конструктивного поведения, а значит, и следующий шаг коммуникативных действий.

 

Профилактика конфликтов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: