К беседе в студии подключились по видеосвязи публицист, руководитель екатеринбургского отделения Русского художественного союза Евгений Фатеев и киножурналист Давид Шнейдеров.
– Вам в Екатеринбурге понятнее, какую роль Ельцин Центр играет для вашего города и для всей России. В чём заключается его миссия? И как вы оцениваете выступление Вадима Самойлова?
Евгений Фатеев: Самойлов не первый, кто стал "нерукопожатным" в Ельцин Центре. Там давно уже не всем можно выступать, не все книжки продавать.
У нас всё, что заражено бациллой русского либерализма, тяготеет к сектантству, к самоокукливанию, к какому-то абсурдному "кампфу" против всех, и против своей страны тоже. И Ельцин Центр сейчас действительно форпост войны.
– А как вы считаете, это честно – показывать именно такую точку зрения на нашу историю и нашу страну за государственный счёт?
Е.Ф.: А там немало они от государства получают: только на этот год финансирования заложено на 220 миллионов рублей. Конечно, это нечестно.
Но дело в том, что государство само создало рынок нелюбви к нему, оно же обеспечивает ликвидность, капитализацию.
– Давид, у нас развернулась дискуссия о Ельцин Центре, и мы все здесь солидарны в том, что это, мягко говоря, странная площадка, а мнение, высказанное здесь, почему-то оказывается мнением, которое не должно здесь звучать. Ваша оценка высказывания Вадима Самойлова?
Давид Шнейдеров: Во-первых, за ненормативную лексику со сцены нужно отвечать. В Уголовном кодексе у нас есть статья, запрещающая мат. Когда Шнуров матерится со сцены, я могу согласиться с тем, что "из песни слов не выкинешь".
Но то, что говорил Самойлов, это не песня, он высказал в грубой форме абсолютно хамское отношение к определённой группе людей. Есть Декларация прав человека, в которой записано, что все люди равны вне зависимости от их пола, расовой или религиозной принадлежности и сексуальной ориентации.
– Евгений сейчас почему-то скептически улыбается. Можете пояснить?
Е.Ф.: У нас либералы какие-то избирательно совестливые. Они почему-то вспоминают про декларации всякие тогда, когда кого-то из их тайпа, из их племени заденут. А когда убивают, скажем, детей в Донбассе, их совестливость куда-то девается.
И ещё одна важная вещь: когда какой-то либерал берёт бабки у государства и тут же за эти бабки государство кроет матом – это как, нормально? Пришёл человек, что-то там нагрубил... Но это же ваш паттерн, это же вы так всегда делаете!
В.Х.: Давид Алексеевич, я бы хотел персонально у вас поинтересоваться: Ельцин Центр выдавал какие-нибудь заявления по поводу изгнания со сцены Лии Ахеджаковой, которая совсем недавно материлась со сцены в спектакле "Первый хлеб"? Подавал ли Ельцин Центр какие-нибудь претензии к Ренату Ташимову, написавшему эту пьесу, наполовину состоящую из матерщины? Получается, что материться нельзя не вообще, а только тем, кто вам не нравится.
Д.Ш.: К мату со сцены я отношусь крайне негативно. Мне не нравится, когда матерятся в пьесе "Анархия", в пьесе "Игра в жмурики". Мне не нравится мат со сцены. При этом я допускаю мат в кино, потому что а) его можно запикать, б) обеспечить жёсткий возрастной ценз, за который должен нести ответственность каждый кинотеатр.
В.Х.: Вот вы говорили о правах различных сексуальных меньшинств и так далее.
Д.Ш.: Я говорил о правах людей.
В.Х.: Прекрасно. А что сказал Самойлов? Он не сказал, что этих людей не должно быть вообще или они должны как-то ущемляться, но чтобы пропаганды этих извращений не было. Он сказал неправду? Ведь он фактически процитировал закон, который действует у нас в России.
Д.Ш.: Вы передёргиваете. Закон запрещает пропаганду среди несовершеннолетних. И, зная репертуар господина Самойлова, возрастное ограничение должно быть.
– Вопрос в том, были ли в Ельцин Центре эти ограничения.
Д.Ш.: Но согласитесь, глупо было бы прийти на съезд "Единой России" и агитировать за Навального. Точно так же глупо прийти в Ельцин Центр и агитировать за "Единую Россию".
Я, безусловно, считаю, что Ельцин Центр должен организовывать политические дискуссии, на которые необходимо приглашать людей с разными политическими точками зрения – демократов, консерваторов, монархистов, либералов. Говорить надо со всеми людьми, чья точка зрения не выходит за рамки Уголовного кодекса России.
Такие мероприятия должны быть. Но концерт рок-группы в сельском клубе – это не политическое мероприятие!