В основе работы успешного коллектива всегда лежат законы и принципы профессионального общения. Только отношения, построенные на законах делового ведения диалога, создадут в организации атмосферу комфорта, позитива, доверия, доброжелательности и высокой работоспособности. Знать и применять главные законы делового общения необходимо всем участникам делового диалога.
Этика определяется как наука, изучающая принципиальные позиции, нормы и сущность нравственности в обществе. Специалисты выделяют следующие принципы этического поведения:
· ставить и выполнять только долгосрочные задачи и цели;
· решать задачи только честно, открыто и добросовестно;
· поддерживать и развивать взаимопомощь в коллективе;
· не нарушать закон, который содержит минимальные этические нормы;
· не нарушать права членов коллектива;
· увеличивать прибыль, только основываясь на знаниях законных норм;
· не нарушать права подчиненный;
· не препятствовать интеллектуальному и творческому развитию окружающих.
Деловое общение – это такое понятие, сущность которого заключается в преобладании интересов дела над личностными расхождениями.
Этика делового общения – это набор норм, правил и принципов как для руководителей, так и для подчиненных, связанных профессиональной и деловой деятельностью.
Основная задача – это сотрудничество и взаимодействие разных людей для достижения результата по решению одной задачи.
Специалисты выделяют несколько видов этических стандартов руководящих поведением людей, а именно:
· честность;
· целостность;
· справедливость;
· уважение;
· ответственность.
Основные принципы делового общения:
· принцип личности;
|
· принцип профессионализма;
· принцип гражданина.
Неотъемлемой частью делового общения является этикет.
Этикет – это совокупность негласных и специфических правил поведения членов коллектива в традиционном обществе, при котором изначально учитывается должностной статус собеседника.
Среди основных правил можно выделить следующие:
· культуру обращения;
· соблюдение субординации;
· применение норм приветствия;
· правила представления коллеги;
· наличие обязательного атрибута – визитной карточки;
· использование подарков как механизма отражения доброжелательного отношения к собеседнику;
· корректное ведение переговоров по телефону
Этика деловых отношений состоит из обязательных элементов направления, а именно:
· философия организации;
· служебные взаимоотношения;
· стиль руководства;
· решение конфликтов.
Этапы содержания этики общения в коллективе:
· установка контакта;
· изучение ситуации;
· обсуждение вопроса;
· выбор правильного решения;
· окончание контакта.
Процесс общения включает в себя следующие стадии контакта:
· потребность в получении информации;
· понимание ситуации и целей ведения диалога;
· определение личностных качеств собеседника;
· планирование, построение диалога и линии поведения;
· выбор речевых оборотов и фраз;
· оценка достижения результатов диалога;
· выбор метода общения.
При ведении делового общения выделяют следующие типы:
· доброжелательный;
· враждебный;
· нейтральный;
· доминантный;
· общение по горизонтали;
· подчиненный.
|
Нравственные принципы руководителя в отношениях сверху вниз представлены следующими:
· стремление сплотить коллектив и привить моральные нормы поведения;
· умение разобраться в причинах конфликта и принять объективное решение;
· предупреждение появления конфликтов и разногласий;
· повышение значимости распоряжений среди подчиненных и контроль их выполнения;
· строгое соблюдение этических норм при вынесении выговоров и замечаний;
· осуществление оценки только профессиональных качеств без перехода на критику личности;
· умение закончить любой разговор с положительными эмоциями;
· отстраненное отношение к личной жизни подчиненных;
· одинаковое отношение ко всем работникам учреждения;
· ориентирование в любой ситуации повысит уважение в коллективе;
· справедливое распределение вознаграждений, которое повысит работоспособность и моральное состояние коллектива;
· утаивание собственных ошибок – это признак слабости и непорядочности;
· умение отстаивать не только свои интересы, но и подчиненных;
· выбирать форму распоряжения в соответствии с поставленными задачами, ситуацией и личностью подчиненного.
Существуют следующие виды этики ведения диалога:
· открытый – полное выражение своей идеи с учетом мнения оппонента;
· закрытый – неумение вести разговор с четким выражением своих мыслей;
· монологический – одностороннее высказывание задач и требований;
· ролевой – с учетом социального значения личности.
Для реализации целей делового общения специалисты, работающие в сфере психологии, вывели основные принципы и категории морали деловой этики.
|
· Конфиденциальность. Информация о деятельности учреждения, функциональных обязанностях и личной жизни сотрудников не должна передаваться посторонним лицам. Утечка информации может навредить и принести ущерб организации, а также должностным лицам.
· Внимательность. Внимание к коллегам, подчиненным и руководителям поможет создать дружный и сплоченный коллектив. Понимание проблем других, способность объективно разобраться в сложившейся ситуации даже в экстремальных ситуациях, восприятие критики и советов поможет избежать и предупредить ссоры и конфликты в коллективе.
· Доброжелательность. Вежливое, приветливое отношение в коллективе – это залог спокойной и гармоничной работы организации. Выход из стрессовых и проблемных ситуации необходимо находить без повышения голоса и оскорблений, с желанием вести конструктивный диалог.
- Внешний вид. Соответствие внешнего вида и занимаемой должности поможет гармонично вписаться в структуру нового коллектива. Опрятный вид и грамотный подбор одежды, аксессуаров и цветовой гаммы поможет создать доверительные отношения с коллегами.
- Грамотность. Умение правильно составить документы и четко выразить свои мысли, не применять в разговорной речи бранных слов поможет в выполнении профессиональных обязанностей и общественной жизни в коллективе. Каждая личность имеет свои уникальные особенности, черты – интеллектуальные, моральные, нравственные, которые сформировались под влиянием коллектива, семьи, культуры.
- Пунктуальность. Задержки и опоздания свидетельствую о ненадежности человека, о невозможности возложить на него выполнение ответственных заданий и поручений. Выполнение всех служебных заданий в строго оговоренный срок – это основной принцип служебных отношений.
Процесс общения с собеседником станет более приятным и понятным, если знать типичные черты поведения людей и свойства их характера. Базой для делового общения должны стать честность, ответственность, совесть, долг, доброжелательность, которые придадут отношениям нравственный оттенок.
Для этического решения профессиональных конфликтов существует четкий алгоритм, следуя которому появится возможность решить проблему в моральном и правовом поле. Он включает следующие инструкции:
· поиск моральной и этической базы;
· согласование на соответствие действий с нормами профессионального кодекса;
· сопоставление и сравнение с этическими правилами;
· приведение к соответствию правилам нравственности и порядочности;
· проверка на общественное мнение и отзывы окружающих.
Современное общество установило правила и нормы этического поведения, позволяющие честно и добросовестно осуществлять профессиональную деятельность. Реальная жизнь очень часто показывает другие примеры поведения людей, которые имеют свои особенности и нарушают принципы делового общения. К их числу принадлежат:
· совершения правонарушений с ощущением безнаказанности;
· приписывание профессиональных качеств несоответствующих действительности;
· нарушения авторских прав и плагиат;
· утаивание правдивых данных с целью получения материальной прибыли;
· разглашение корпоративной информации или предоставление ее конкурирующим структурам.
Достижения собственных интересов с нарушением прав других людей – это основа неэтического поведения. Ощущение безнаказанности и утаивание отрицательных поступков в современном мире стало нормой поведения и не осуждается обществом.
Среди основных причин неэтического поведения можно выделить следующие:
· получение материальной компенсации и прибыли;
· ошибочное понимание конечных целей;
· стремление к карьерному росту и завышенные личные амбиции;
· безнаказанность;
· низкий этический уровень руководящего состава;
· незнание этических норм и правил делового поведения.
Нарушение этики делового общения обязательно приведет к таким проблемам в коллективе, как:
· этические – неравенство, несправедливость, возникновение конкуренции, обмана, сокрытие информации;
· управленческие – недоверие к руководству, отсутствие мотиваций, неконтролируемое решение проблем и конфликтов;
· экономические – текучесть кадром, отсутствие материальной заинтересованности, нежелание квалифицированно выполнять должностные обязанности.
Деловой этикет – это нормы, диктующие стиль ведения деловых отношений. Этика деловых отношений – это посредник, способствующий быстрому поиску правильных решений, уменьшающий количество конфликтов, барьеров и взаимных претензий. Главным инструментом является деловая риторика. Риторика – это умение четко и правильно выражать свои мысли и желания.
Успешным предпринимателям для достижения поставленных задач необходимо знать и владеть риторическими способностями.
Памятка для ежедневного применения включает следующие этические нормы:
· обращаться к коллегам по имени;
· быть доброжелательным и отзывчивым к окружающим;
· не браться за непосильные дела;
· кратко и содержательно выражать свои мысли;
· при общении не переходить на личность;
· прислушиваться к мнению собеседника;
· открыто вести беседу;
· соблюдать речевой этикет;
· грамотно подбирать гардероб и его цветовую гамму;
· соблюдать правила конфиденциальности;
· сохранять чувства собственного достоинства.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составить конспект занятия. Ответить на вопросы: