А) выступать и отстаивать истину




Практическое занятие №1.

Форма проведения: Диспут «Что значит быть современным учителем?»

Каждый студент готовит вопросы только одного из блоков.

Просьба к старостам распределить группу по блокам.

Цель:

- Сформировать интерес к педагогической профессии, побудить к духовному и профессиональному самосовершенствованию

- Развивать умения: а) высказывать и отстаивать свою точку зрения; б) обосновывать ее фактами (личной жизни, газет, журналов, телевидения, книг)

Структура занятия:

G Блок 1. Выявление проблем современного образования, современного учителя

« Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»

Л.Н.Толстой .

A) Найдите факты и аргументы в прессе и литературе по проблемам современного образования, современного учителя; возможно использование статистических данных, анкет и социологических исследований.

B) Назовите причины возникновения формализма, мелочности, опеки, жесткой аргументации, несамостоятельности, пассивности в отношениях учителя и учащихся

C) Назовите и охарактеризуйте те качества, от которых зависит, на ваш взгляд, результативность сотрудничества учителя с учащимися

D) Быть на равных, демократизм – как вы это себе представляете?

G Блок 2. Обсуждение сущности профессии учителя.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

В.О.Ключевский

A) В чем социальная полезность учительской профессии, труда?

B) Чего ждет общество от учителя?

C) Какие профессионально-личностные качества должны быть присущи учителю?

D) Могут ли личные нравственные и профессиональные качества учителя войти в противоречие? Приведите примеры, обоснуйте.

E) Как отнестись к учителю, который в сложной ситуации руководствуется не профессиональными, а чисто человеческими чувствами?

F) Как связаны между собой душевные качества учителя и его профессиональные умения?

G) Говорят, что профессия учителя «уникальная». Согласны ли вы с этим утверждением? В чем ее «уникальность»?

H) Престижна ли профессия учителя? Почему вы все-таки выбрали профессию учителя? Чем она привлекает вас?

G Блок 3. Нравственный облик учителя.

« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистерввг

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.»

И.Гете

A) Современная школа ждет учителя, который должен обладать не только знаниями, профессиональными умениями, призванием, но и высокой педагогической культурой. Какими еще качествами должен обладать учитель? Приведите мысли об учителе российских и зарубежных педагогов, писателей, общественных деятелей, ученых.

B) Можешь ли ты назвать хотя бы одного из Властителей дум из числа наставников в школьные годы? Если можешь, то чем твой Властитель дум выделялся из ряда других учителей? Каким он был? Чем ты обязан ему?

C) Почему профессия учителя гуманна? В чем состоит педагогический гуманизм?

D) «Как можно больше уважения к ребенку, как можно больше требования к нему» – согласны ли вы с этим высказыванием А.С.Макаренко.

E) Существует ли особая учительская мораль? Если да, то, в чем, по-вашему, главная особенность заповедей этой профессии?

F) Защитить «честь мундира» и следовать требованиям морального кодекса учителя – одно и тоже?

G) Спасает ли знание учительских заповедей от профессиональных ошибок?

H) Представьте, что вас привлекли к составлению заповедей учительской профессии. Какую заповедь вы бы поставили на первое место? Составьте заповеди своей микрогруппой.

G Блок 4. «Защита – характеристика» функций педпрофессии.

«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии. В каком они даны природой,- мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим»

Лукиан

Каждая микрогруппа «защищает», то есть доказывает необходимость и актуальность одной из функций:

· Коммуникативно-стимулирующая

· Ориентационно-прогностическая

· Информационно-объяснительная

· Организаторская

· Исследовательско-творческая

Блок 5. Педагогическое призвание.

«Ни один учитель не может быть универсальным, а потому абстрактным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый, имея неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни..»

А.С.Макаренко

A) Бытует мнение, что без педагогического призвания настоящим учителем, как ни старайся, все-равно не станешь. В лучшем случае получится честный «урокодатель» Согласны ли вы с этим утверждением?

b) Ю.Л.Львова в своей книге «Творческая лаборатория учителя» утверждает: «…призвание и дарование учителя в его собственных руках… каждый учитель может и должен сотворить себя сам». Докажите правильность этого тезиса, опираясь как на собственный опыт, так и на научно-популярную литературу и педагогическую прессу.

Творческое задание :

· Найдите в литературе и выпишите в тетрадь 5 – 7 высказываний великих людей об учителе, его назначении и роли в обществе. Не забывайте указывать автора и источник.

· Выполните тестовое задание:

1. На собраниях я люблю:

А) выступать и отстаивать истину

Б) слушать умные выступления

В) чувствовать себя равным со всеми.

2. К выполнению общественных поручений я отношусь:

А) добросовестно

Б) без интереса

В) с неудовольствием.

3. Я верю, что любой проступок человека:

А) не останется безнаказанным

Б) можно всегда скрыть

В) можно предупредить.

4. Я стараюсь во всем следовать:

А) чувству долга

Б) своим желаниям

В) желаниям товарищей.

5. Мне всегда нравится:

А) работать самому

Б) распределять обязанности между людьми

В) шутить над товарищами.

6. Я часто испытываю:

А) раздражение, когда меня не понимают

Б) волнение в незнакомой обстановке

В) желание командовать товарищами.

7. Я всегда получаю удовольствие, когда:

А) занимаюсь своим любимым делом

Б) что-то организовываю и кем-то руковожу

В) меня никто не беспокоит.

8. Я считаю, что существуют правила, которые:

А) можно не всегда выполнять

Б) должны выполнять другие

В) должны выполнять все.

9. Мне часто говорят, что я по характеру:

А) вспыльчив

Б) спокоен

В) нетерпелив.

1О. Мое поведение часто:

А) зависит от личного настроения

Б) служит примером для других

В) определяется ситуацией.

11. У меня всегда:

А) много друзей

Б) один друг

В) нет времени общаться с друзьями.

12. Мое желание стать учителем:

А) зависит от множества случайностей

Б) слишком неопределенно

) довольно устойчиво.

13. У меня часто появляется желание:

А) никому не подчиняться

Б) навести порядок в классе, в общественном транспорте

В) ни во что не вмешиваться.

14. Я часто получаю удовольствие:

А) общаясь с товарищами

Б) от сознания выполненной работы

В) слушая музыку.

15. У меня бывают периоды, когда я:

А) с трудом заставляю себя учиться

Б) не хочу заниматься общественно полезным трудом

В) в учебе забываю о друзьях.

16. Я всегда предпочитаю:

А) действовать самостоятельно, отвечать только за себя

Б) выполнять чужие приказы и не отвечать за свои действия

В) действовать коллективно и отвечать и за себя, и за всех.

17. Меня считают:

А) смелым и решительным

Б) осторожным и предусмотрительным

В) остроумным и находчивым.

18. Я люблю заниматься такой работой, которая требует:

А) напряжения мыслей

Б) кратковременных физических усилий

В) долговременных физических усилий.

19. Когда меня с кем-либо знакомят, то я:

А) становлюсь остроумным собеседником

Б) мучаюсь с выбором темы для разговора

В) произвожу впечатление стеснительного человека.

20. От одного занятия к другому я перехожу:

А) медленно и старательно

Б) очень медленно

В) очень быстро.

21. По утрам я обычно просыпаюсь:

А) в плохом настроении

Б) разбитым и уставшим

В) свежим и отдохнувшим.

22. Я считаю, что работа учителя:

А) развивает способность руководить людьми

Б) отнимает много времени

В) дает возможность лично выделиться и получить определенные льготы.

 

 

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.М.,1985.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

3. Белозерцев Е.П.Подготовка учителя в условиях перестройки М. 1989.

4. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М., 1984.

5. Введение в педагогическую культуру: Учеб.пособие / под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов – на –Дону., 1995.

6. Введение в специальность: Учебное пособие для студ. пед. инс../ под ред. Л.И.Рувинского. М., 1990.

7. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность. Педагогика, №2 – 1995.

8. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

9. Гончарова Т.И. Когда учитель – властитель дум.

10. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения ученика и учителя. // Вопросы психологии., №2 – 1989.

11. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

12. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987.

13. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М., 1986.

14. Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1985.

15. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

16. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

17. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога.// Педагогика, №3 –4, 1992.

18. Профессиональная культура учителя. / под ред. Сластенина В.А. М., 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: