Красносельского района Санкт-Петербурга
Группа № 6
Подготовила: воспитатель Зданович Е. Н.
Санкт-Петербург
Г.
Отражение содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Характеристика группы: Группа для детей подготовительного к школе возраста для детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Общее количество детей 14 человек: девочек - 3, мальчиков - 11, возраст 6-7 лет.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) группы № 6 проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности, раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2.
Информация и сведения по изучению и анализу РППС группы № 6 были сформированы исходя из следующих показателей:
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
Материалы и оборудование, представленные в группе, создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивается реализация основной образовательной программы дошкольного отделения в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Подбор материалов и оборудования группы осуществлялся для тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям СанПиН по обеспечению надежности и безопасности их использования. Все материалы и оборудование безопасны и имеют соответствующие гигиенические сертификаты.
|
Представленный материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных цветов и оттенков, правильных и нестандартных оригинальных форм). Оформление РППС требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материала, расположению в пространстве группы
Особое внимание было уделено эстетическому оформлению помещений. В интерьере разновозрастной группы сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.
Организация предметно – развивающей среды в группе выстроена в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Реализация образовательных программ дошкольного образования
Предметная развивающая среда группы подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Спроектированная РППС позволяет реализовать Основную образовательную программу дошкольного образования принятую решением Педагогического совета протокол № 2 от 26.03.2015 г. и утвержденную директором ГБС(К)ОУ № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга в полном объеме.
|
Отражение содержания образовательных областей
В группе № 6 представлены традиционные материалы и материалы учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. При создании предметной развивающей среды, учитывался принцип информативности, что отразилось в разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Ø Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитательная работа проводится в соответствии с современными требованиями, формами и методами активного обучения, используется групповая и индивидуальная работа с детьми. Игра, являясь развлечением, способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В работе используются развивающие игровые технологии.
Используемые педагогом игровые технологии не только побуждают детей мыслить, выражать свои мысли, но и обеспечивают целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинируют ум ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-компьютерные технологии актуальная проблема современного дошкольного учреждения. В работе группы активно используются образовательные ресурсы. ИКТ - отличный помощник в организации воспитательно-образовательной работы, системно используется при проведении занятий с использованием презентаций, так и родительских собраний, педагогических советов.
|
В группе располагается яркий и просторный игровой центр, который создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для развития сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Доктор», «парикмахерская», «магазин»», «Больница». Для поддержания интереса к игровой деятельности, постоянно обеспечивается сменяемость и дополнение игрового материала. В игровом центре оборудован театрализованный уголок, стимулирующий эмоционально-речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Для оказания помощи детям с особенностями психического развития в группе созданы и активно используются картотеки игр для гиперактивных, тревожных и замкнутых детей.
Дети имеют возможность организовывать свои игры, используя все пространство группы: за столом, на полу, в организованных «уголках» и «зонах», что позволяет чувствовать себя эмоционально комфортно в течение всего дня.
В уголке ОБЖ расположен макет-улица по ПДД, наглядные пособия (плакаты, наборы картинок), игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт»), настольные игры («Правила дорожного движения для маленьких»).
Уголок сюжетно-ролевых игр оснащен атрибутами для сюжетно-ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы, коляски для кукол; для мальчиков - наборы инструментов, техники.
Ø Образовательная область «Речевое развитие»
В группе, при непосредсвенном участии специалисов (учиеля-дефектолога и учителя-логопеда), создан центр, где собраны материалы и пособия для коррекции речевого развития воспитанников.
В речевом уголке имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Наши папы, наши мамы» и т.д.), наборы предметных и сюжетных картинок, схемы-модели для развития связной речи, дидактические игры на звукопроизношение: Артикуляционные сказки, игры «Поймай звук», «Придумай слово, которое называется со звука…».
Ø Образовательная область «Познавательное развитие»
Очень важную роль в группе мы отводим уголку сенсомоторного развития. Дидактические пособия уголка доступны для детей, они яркие, разнообразные, а также полифункциональные т.к. при использование одновременно решаются задачи по развитию сенсорной сферы, мелкой моторики рук, познавательному и речевому развитию.
В уголке сенсомоторного развития имеются большое количество логико - математических игр: блоки Дьенеша, «Палочки Кюизенера», кубики Никитина, игры на плоскостное моделирование, вкладыши - формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два -сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации»).
В уголок природы и экспериментирования помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями и средства для ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, пластмассовые палочки.
В оформлении «Уголка природы» все продумано с учетом познавательных потребностей наших детей. Уголок органично вписывается в интерьер группы, стимулирует детей к организации наблюдений и экспериментальной деятельности.
Организация работы построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого.
В уголке имеются муляжи фруктов и овощей, животных, настольные игры («Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи-фрукты» и т.д.); материалы для экспериментирования: природный материал (шишки, ракушки, каштаны, камни), разные виды бумаги.
Ø Образовательная область «Физическое развитие»
В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей – пространство группы трансформируется в зависимости от потребностей детей, при возникновении необходимости провести игры малой подвижности путем неложной реорганизации пространства, освобождается необходимая для этих целей площадь.
В соответствии с задачами раздела ООП ДО по физическому развитию воспитанников подобран разнообразный спортивный инвентарь:
массажные мячи, гимнастические косички, «кочки» с различными наполнителями, гимнастические палки, мягкие маты; красочные альбомы о спорте; массажная дорожка и массажный коврик;
Атрибуты из бросового материала. Имеются мячи, кегли, дорожки здоровья, игры - ловушки, кольцеброс.
В группе активно применяются здоровьесберегающие технологии, которые органично вводятся в каждую непосредственно образовательную деятельность: динамические паузы, пальчиковые игры, упражнения психогимнастики, релаксационные упражнения. С целью педагогического просвещения родителей регулярно проводятся консультации по темам: «Профилактика сезонных простудных заболеваний», «Почему наши дети любят смотреть «ужастики», «Ребенок и компьютер», «Прогулки на свежем воздухе».
С целью создания устойчивого интереса и положительного эмоционального фона во время выполнения утренней гимнастики комплексы подбираются в стихотворной и игровой форме.
Ø Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рядом с уголком творчества размещен Книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать иллюстрации. Все книги подбираются с учетом программы и обновляютя по мере необходимости.
В зоне изобразительной деятельности имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы, клей - карандаш. В уголке собраны образцы декоративно - прикладного творчества.
Все представленные в «Уголке творчества» материалы и пособия способствуют формированию творческого потенциала детей, развитию эстетического восприятия, воображения, самостоятельности и активности. Уголок расположен в светлом месте группы, эстетически оформлен, материалы находятся в свободном доступе для детей. Здесь в свободное время дети рисуют, лепят, мастерят.
С целью формирования художественно-эстетического вкуса, развития интереса к музыке, знакомства детей с музыкальными инструментами в группе создан «Уголок музыки». У детей есть возможность самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
В музыкальном уголке группы собраны разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо; музыкальные инструменты; фонотеки с записями классической и народной музыки, различных сказок, детских песенок, звуками природы;
В раздевалке группыпомещен родительский уголок, в котором постоянно меняется информационный материал для родителей, уголок дефектолога. Часть стены занимает уголок петербурговедения «Я- Петербуржец». Стена оформлена картинами с видами города и оформление меняется в зависимости от времени года. Большой интерес у детей вызывают прогулки по центру города совместно с родителями и оформление фотовыставок. В данный момент оформлена выставка «Осенний Петербург» и «Осень в детском саду».
Стены в групповом помещении выкрашены в тёплые цвета, мебель подобрана в той же цветовой гамме (желтый, бежевый, охра). Это создаёт благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой детей. Интерьер спальной комнаты выдержан в спокойных тонах (светло-бежевый,), что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
3. Учет возрастных особенностей детей
Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей подготовительной группы, на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Созданы тематические «зоны», а «начинка» этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости.
Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды детьми в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды группы учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.
В группе создан уголок строительных игр, в котором представлены различные игровые материалы, с учетом возрастных особенностей детей: деревянный конструктор (мелкий, средний и крупный), сборно-разборные модели конструктора «Лего», тематические строительные наборы для возведения различных зданий. В уголке представлены схемы и модели построек, которыми дети самостоятельно пользуются для реализации своих игровых замыслов. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Несмотря на то, что уголок сосредоточен в одном месте, он достаточно мобилен. Мобильность уголка позволяет детям, разворачивать сюжеты игр за его пределами. Дети могут играть на столе, на полу, в любом уголке группы. Главное условие – это играть дружно, используя в общении друг с другом «волшебные слова», такие, как, «дай, пожалуйста », «спасибо» и т.п.
Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи, что помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.
4. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей
Объектом коррекционной работы является личность ребенка, имеющего незначительное отклонение в психофизическом развитии (сенсорнодвигательная, соматическая, интеллектуально-речевая сферы).
В создании развивающей предметно-пространственной среды соблюдается принципы, которые носят универсальный характер воздействия на ребенка, то есть обеспечивают необходимый уровень зрительной, слуховой, осязательной, вестибулярной и двигательной нагрузки.
Развивающую предметно-пространственная среда в группе для детей с ЗПР можно разделить на модули, которые постоянно обновляются.
Модуль «Коррекция и развитие психомоторных функций» - сортировщики различных видов («Разложи по цвету», «Разложи по форме»), треки для прокатывания шариков, игрушки с вставными деталями, наборы для развития моторики («Бусы», «Волшебный мешочек»), пирамидки, шнуровки, стол для экспериментирования с водой и песком и др.
Модуль «Коррекция эмоциональной сферы» - игрушки-забавы, набор для составления портретов, различные виды театров, оборудование с изображением эмоций и др.
Модуль «Развитие познавательной деятельности» - составные картинки, картинки «Нелепицы», кубики, пазлы, конструкторы, игры- головоломки и т.д.
Модуль «Формирование высших психических функций» - материалы Монтесори, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Сложи узор», тренажеры для письма, аудио и видеоматериала, планшет с передвижными пазлами и тематическими наборами рабочих карточек с возможностью самопроверки и др.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» - наборы для театрализованной деятельности, домино, лото и др.
Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.
Группе воспитатель Позднякова Е.В. организовала доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей: