потребительной стоимости




К. Маркс о всеобщем труде как поле действия закона

Баранов В. Е. (Санкт-Петербург)

Как известно, К. Маркс писал о неизбежности формирования высшей исторической формы человеческого труда – так называемого всеобщего труда, венчающего становление дан­ного способа человеческой деятельности. Известны также высказывания Маркса о связи всеобщего труда с производством потребительной стоимости и, следовательно, преодолением закона стоимости. Уделим этим размышлениям классика по возможности пристальное внимание.

Маркс различал три исторические формы человеческого труда: ручной (от его возникновения до XVII – XVIII вв), механизированный (машинный) (современность) и автоматизированный труд будущего. И здесь, подобно тому, как деньги Маркс называл высшей, или всеобщей, формой стоимости, автоматизированный труд и связанный с ним комплекс форм научного, информационного, обслуживающего труда он называл всеоб­щим трудом.

При этом Маркс отмечал, что всеобщий труд – это некоторая составляющая, или фракция, любого человеческого труда. Маркс писал, что внутри любой трудовой деятельности «следует различать всеобщий труд и совместный труд. Тот и другой играют в процессе производства свою роль, каждый из них переходит в другой, но между ними существует также и различие» [1, 116]. Совместный труд, по Марксу – это «непосредственное материальное производство», организованное извне – непосредственной необходимостью выживания работника либо волей работодателя. В совместном труде преобладает составляющая, называемая трудом абстрактным: его продукция предназначена для рыночного обмена. Такой труд разъединяет его участников, у них не возникает никакого чувства целого или представления о целом. Совместный труд – это труд «совокупный», «комбинированный», подлежащий углубляющемуся разделению и, соответственно, делающий работника существом частичным, производящим лишь полуфабрикаты. Совместный труд требует от людей непосредственного совместного присутствия на рабочем месте. Здесь происходит лишь производство вещей, человек по мере производства богатств лишь обедняется, попадая к ним в зависимость. Психологически такой труд вызывает человеческую неприязнь, от него «бегут как от чумы, как только кончается экономическое или какое-нибудь другое внешнее к нему принуждение» [2].

Что же касается всеобщего труда, то им, по общему определению Маркса, «является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обуславливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников» [3, 116]. Всеобщий труд, по Марксу, - это деятельность по удовлетворению ма­териальных и духовных потребностей общества, не разорван­ная на производство стоимости и потребительной стоимости, не опосредст­вованная рыночным спосо­бом распределения произведенных благ, деятель­ность как полная реализация всех человеческих сущностных сил – ума, воли, нравственных и эстетических чувств, сформированных в человеке общест­вом, это – общественная самодеятельность человека, стимулируемая не его частным интересом, а всеобщими, общечеловече­скими мотивами, деятель­ность, опирающаяся на все достижения жизнетворчества всех предшествую­щих поколений и, в свою очередь, становящаяся основой пре­образующей мир деятельности потомков [4, 115]

Всеобщий труд, по справедливому замечанию В. М. Межуева, создавая массу потребительных стоимостей, создает культуру. Тогда как цивилизация – это блага, созданные отчужденным абстрактным трудом, отчужденными от своей сущности людьми для еще большего отчуждения всех. Абстрактный труд создает капитал, но, цитирует В. М. Межуев К. Маркса: «ни богатства, ни культуры он создать не может» [5, 15]. Всеобщий труд, следовательно, это уже не труд в старом его понимании, это уже сознательная общественная «са­модея­тельность» неотчужденного, универсального человека, личности [6, 93].

Современная буржуазная идеология стремится приспособить категорию всеобщего труда к классовым интересам частных собственников. В научный обиход вбрасывается категория «человеческого капитала». Так, в современном российском учебнике «Введение в бизнес» марксовы наблюдения концентрации интеллектуальной мощи человечества в труде современного работника трактуются как принадлежащий частному индивиду «интеллектуальный» или «человеческий» капитал. «Рождение «человеческого капитала», - пишут авторы учебника, - это отражение нового качества труда – всеобщего труда, труда творческого по своему содержанию и в этом смысле сходного с капиталом». Это сходство авторы аргументируют известными положениями о неотчуждаемом характере творчества и его неподвластности законам рынка. «Всеобщий по характеру и творческий по содержанию труд – это труд, который не может быть отчужден от его работника и потому не может быть объектом купли-продажи». Последнее – несомненная натяжка: творческий труд прекрасно эксплуатируется в условиях господства частной собственности на издательства, концертные залы, на инфраструктуру реализации изобретений и т. д. Далее рассуждения строятся так, будто марксовы требования перехода к неотчужденному, всеобщему труду сегодня уже осуществились в «развитых странах». «В рамках общества отчуждения эти продукты творческого труда получают превращенную форму денежного богатства, форму, скрывающую подлинное – неотчуждаемое от творца содержание «человеческого капитала» – всеобщий человеческий труд». То есть, такое было раньше, в «обществах отчуждения», а теперь мы пребываем в условиях преодоленности этого феномена. «Ориентация на творческий труд, неотчуждаемый от работника, это процесс, который достаточно широко развивается сегодня в рамках любого государства с развитой экономикой», которая «требует развития системы отношений, которая названа «экономикой для человека» или социально ориентированной экономикой». Так современным молодым бизнесменам, кое-что слыхавшим о Марксе, внушается, что прогнозы великого экономиста уже осуществлены и незачем современным социалистам, анархистам и коммунистам выдвигать какие-либо претензии «современному обществу», «экономически развитым странам». Все их идеи уже осуществлены, и мы живем в последнем и лучшем из миров.

Разговоры о всеобщем труде идут, таким образом, в контексте будущего, а между тем всеобщий труд вполне реален и в наше время, как говорится, здесь и сейчас. Труд бескорыстный, безвозмездный, совершаемый «без вознаграждения и без расчета на вознаграждение» (В. И. Ленин) является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Если я выращиваю морковку на своей собственной «даче», я не сообразую свои усилия с количеством затраченного на это занятие времени – количеством абстрактного труда, тем более – постоянного или оборотного капитала: всего этого объективно нет, и субъективно оно для меня не существует. Я не продаю своим детям этот корнеплод, не опосредствую распределение произведенного продукта рынком и обманом своих детей иллюзией равенства себестоимости моего приношения и его рыночной цены. Не перехватываю у своих детей их деньги в виде своей прибыли и не еду на курорт сам, оставляя детей неплатежеспособными для таких поездок. И дети мои, соответственно, не могут меня обмануть, покупая морковку дешевле у моих конкурентов или сбивая мне цену ниже моей себестоимости всяческими рыночными ухищрениями и угрозами. Им меня, как и мне их, нечем обманывать: нет рынка, нет товаров, нет денег – и, следовательно, ни у кого нет возможности нажиться за счет абстрактного труда другого. То есть весь наш быт, в котором протекает количество труда, сравнимое с общественно организованным, не является рыночным, не регулируется законом стоимости, не создает товары, а производит исключительно потребительные стоимости. И потому его весь мы можем отнести к сфере всеобщего труда, несмотря на то, что это вроде бы и не по Марксу, поскольку этот труд – не научный и не творческий. Хотя, почему нет?

Подобное происходит не только в лоне семьи как таинственного острова, оставшегося нам в наследство и назидание от древнейших палеолитических времен. Подобное практически ежедневно происходит в ситуациях трудовых усилий, деяний, подвигов ради спасения ближних в чрезвычайных ситуациях.

На основе марксовых прозрений сегодня раз­рабатываются и теоретические основы нерыноч­ной экономики вплоть до способов организации бухгалтерского учета пока­зателей производства и обмена, построенных на основе закона потребитель­ной стоимости [7].

Всеобщий труд – неизбежная ближайшая перспектива экономической жизни человечества; социализм – его неизбежное порождение и условие.

Литература

1 Маркс К. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. – Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т. 25, ч. 1. – С. 116.

2. Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года. – Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т. 42. – С. 43.

3. Маркс К. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. – Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т. 25, ч. 1. – С. 116

4. См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857-59 гг. – Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т. 46, ч. 1. – С. 115.

5. Маркс К. Критика Готской программы. – Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т. 19. – С..

6. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположности материалистического и идеалистического воззрений (Новая публикация перовой главы «Немецкой идеологии»). – М., 1966. – С. 93.

7. См.: От закона стоимости к закону потребительной стоимости. – СПб., 2003; Будущее за обществом труда. – СПб., 2003; Философские вопросы теоретической социологии. Под ред. В. Я. Ельмеева. – М., 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: