Тема: Логистические системы и транспорт. Построение транспортных логистических систем




МДК.03.01 ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(по видам транспорта) (железнодорожный транспорт)

ГЛАВА 1. ЛОГИСТИКА

Тема: Логистические системы и транспорт. Построение транспортных логистических систем

Логистика происходит от греческого слова «logistike », что означает «искусство вычислять, рассуждать». Ещё в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии н.э. в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооружённых сил материальными ресурсами и содержанию их запасами. Так, во времена византийского царя Леона VI (865 – 912 гг. н.э.) считалось, что задачами логистики являются: вооружение армии, снабжение её военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о её потребностях и соответственно подготовка каждого военного подхода.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А.Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство манёвра войсками». Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако, как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Логистика в узком смысле связана с функциональным подходам к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление логистики характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Обобщая различные определения логистики, её можно охарактеризовать как науку и практику управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

В рамках широкого подхода логистику целесообразно определить следующим образом: «Логистика – наука и практика управления материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определённой микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов.

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет: снизить запасы на всём пути движения материального потока; сократить время прохождения товаров по логистической цепи; снизить транспортные расходы; сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «семь правил логистики»:

1. ПРОДУКТ – нужный потребителю товар;

2. КАЧЕСТВО – необходимого качества;

3. КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве;

4. ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время;

5. МЕСТО – в нужное потребителю место;

6. ЗАТРАТЫ– с минимальными затратами;

7. ПОТРЕБИТЕЛЬ – конкретному потребителю.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами конкретному потребителю.

В современных условиях выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (распределительную) логистику; транспортную логистику, логистику запасов и складскую логистику.

В логистической цепи выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и средства обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления.

Принципы логистики

Принцип логистики – это обобщённые опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений и экспертов по логистике.

Знание принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределённость некоторых факторов внешней среды.

К основным принципам логистики относят: системность, комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надёжность и вариантность.

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства стала система материальных, информационных, финансовых и других потоков.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определённый период. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесённая к определённому временному интервалу.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Логистический финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определённого материального потока.

Логистические системы и принципы их построения

Логистическая система – это экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций. Она формируется из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой и с внешней стороны.

Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т.д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте.

Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных элементов, объединённых в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют между собой. Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:

- функциональные подсистемы (производственная, транспортная, склаская);

- обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Важнейшей характеристикой логистических систем является показатель логистического цикла. Логистический цикл выражается периодои времени, необходимым для оформления заказа на поставку определённого товара, его изготовления, включая приобретение нужных для этого средств и предметов производства, и непосредственно на доставку заказанной продукции на склад потребителя или к другому месту назначения.

Принципиально логистические системы делятся на два типа:

- макрологистические;

- микрологистические.

Если при системном подходе в рамках логистической системы интегрируются все или несколько функций общественного воспроизводства; материально-техническое обеспечение, производство, распределение, сбыт, транспорт – с участием нескольких независимых субъектов хозяйствования, то систему называют макрологистической.

Микрологистические системы управления охватывают внутрипроизводственную логистическую область одного предприятия или группы предприятий, объединённых на корпоративных основах.

Микрологистические системы включают в себя технологически связанные производства, объединённые единой инфраструктурой и работающие на единый экономический результат.

Раличают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистичекие системы.

В зависимости от вида логистических цепей (каналов) логистические системы делятся на три вида:

1. Логистические системы с прямыми связями – это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей;

2. Эшелонированные логистические системы или многоуровневые – это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника;

3. Гибкие логистические системы – такие системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: