Сказка «Невоспитанный мышонок».




МБДОУ «Детский сад № 79 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Сочинение артикуляционной сказки для детей»

Воспитатели Зинина Надежда Васильевна

Панюкова Ирина Николаевна

Матвеева Светлана Николаевна

Сыктывкар, 2019

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Сочинение артикуляционной сказки для детей»

Цель – создать условия для речевого развития детей.

Задачи:

ü Дать родителям представления о значении артикуляционной гимнастики для развития речи детей;

 

ü Показать родителям картотеку артикуляционных упражнений, проиграть некоторые артикуляционные упражнения;

 

ü Заинтересовать родителей в сочинении сказки с использованием артикуляционных упражнений;

 

Оборудование:

- картинки с изображением артикуляционных упражнений (картотека);

- текст сказки «Невоспитанный мышонок».

- «Кубики истории» (по технологии ТРИЗ).

 

Ход:

1. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика для детей.

Итак, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для других мышц нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т.е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала необходимо, как можно раньше заниматься артикуляционной гимнастикой.

А что же такое артикуляционная гимнастика? Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм. Проводить гимнастику необходимо ежедневно 2 раза по 3-4 упражнения.

2. Наиболее подвижным речевым органом является язык (особенно кончик языка и его боковые края). От их работы зависит качество произносимых звуков.

Кончик языка может:

- опускаться за нижние зубы (при звуке с, з, ц)

- подниматься за верхние зубы (при звуке т, д, н)

- прижиматься к верхним альвеолам (при звуке л)

- вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р)

- подниматься к твердому нёбу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (при звуках ш, ж, щ).

Подвижность губ так же играет важную роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество.

Губы могут: вытягиваться в трубочку, округлятся на звук о, обнажать передние верхние и нижние зубы, слегка выдвигаться вперед рупором (при звуках ш, ж).

Каждый звук мы произносим по-своему.

Давайте попробуем произнести разные звуки.

Звук [м]. Что мы чувствуем при произнесении звука [м]?(губы сомкнуты без напряжения;

голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос).

Звук [н]. Что мы чувствуем при произнесении звука [н]?(видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты)?

3. В нашем саду создана картотека артикуляционных упражнений (показ).

А теперь вашему вниманию предлагаются несложные артикуляционные упражнения.

Бегемотик рот открыл,

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри.

Сейчас.

Упражнение «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Упражнение «Хомячок». Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Упражнение «Лопата». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Упражнение «Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

4. Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. На кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, и когда мы их раздражаем, т.е. делаем массажные движения, выполняем мелкую работу пальчиками, то этот сигнал поступает в отделы головного мозга, в ту самую часть, которая отвечает именно за развитие речи. В свою очередь этот сигнал передается в следующий отдел мозга, который отвечает за память, затем за мышление и т. д. Казалось бы, мы всего лишь поиграли с пальчиками, зашнуровали ботинок, перебрали крупу, нанизали бусинки на леску и вот ребенок уже легко запоминает стихи, более внимателен при прослушивании сказки или рассказа. В это же самое время мы подготавливаем мышцы артикуляционного аппарата и у нас активизировались другие области головного мозга.

Давайте поиграем с вами в пальчиковые игры:

1. «Ладошка»,

2. «Щенята»,

3. «Грибы» и др.

Также вы можете проговаривать чистоговорки или даже придумывать сами шутливые фразы. Например:

ду-ду-ду – соберу я яблоки в саду

чи-чи-чи – прилетели к нам грачи

жу-жу-жу –я на солнышке лежу и т.д.

 

5. Артикуляционные упражнения легко с ребенком проиграть в форме сказки.

Сейчас мы вместе с вами послушаем сказку и одновременно будем выполнять артикуляционные упражнения. Называется она «Невоспитанный мышонок».

Сказка «Невоспитанный мышонок».

Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).

Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).

И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).

Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

 

6. В технологии ТРИЗ существуют «Кубики истории», которые помогают сочинить сказку.

Данный приём легко применить для сочинения сказки с использованием артикуляционных упражнений. На каждой грани картинки с изображением артикуляционного упражнения. Необходимо поочередно бросить каждый кубик и запомнить картинки, которые выпали. Начинать сказку можно с использованием любой картинки артикуляционного упражнения, герой сказки – может быть любым. В любой сказке есть начало, сам сюжет и конец. В сказке, которую мы сочиняем, должны быть использованы все картинки артикуляционных упражнений, которые выпали в «Кубиках истории».

Сочинение сказки. Сказка оформляется в форме книги.

7. Чтобы артикуляционная гимнастика принесла требуемую пользу, важно усвоить ряд правил. Пожалуй, самое главное из них заключается в том, что выполнение всех артикуляционных упражнений должно превратиться для малыша, прежде всего в увлекательную игру. Обучение в этом случае будет проходить значительно быстрее.

Сочинение сказки – одна из форм работы с детьми по развитию речи с использованием артикуляционных упражнений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: