Последствия современного демографического кризиса в России




 

Последствия подобной негативной демографической ситуации в стране неутешительны. Предполагается, что к 2025 году возникнет дефицит трудовых ресурсов. При снижении рождаемости нагрузка на трудоспособное население увеличивается, поскольку на каждого работающего приходится всё больше пенсионеров. Чем дальше зашла страна в демографический кризис, тем меньше трудоспособного населения и тем тяжелее содержать дополнительных иждивенцев (пенсионеров). Для выполнения обязательств по выплате пенсий правительство будет вынуждено многократно повысить социальное налогообложение. Это противоречит объективной необходимости снижения налогов для развития производства. Из-за старения населения существенно возрастет нагрузка на бюджет, не рассчитанный на дополнительные медицинские, социальные и другие выплаты.

Что касается образования, то численность выпускников школ постоянно снижается, поэтому вузы стали бороться за каждого абитуриента. В связи с демографическим кризисом обсуждают вопрос о резком (с 1115 до 200) сокращении числа вузов в стране. В ближайшие годы планируют уволить 100 тысяч преподавателей (каждого четвёртого) в связи с грядущим уменьшением количества студентов на один миллион каждый год. До 2015 года сокращение профессорско-преподавательского состава составит 20-50 %. По мнению министра образования А. Фурсенко демографический кризис поможет избавиться от вузов, дающих некачественное образование.

Одним из стратегических рисков России является кризис призывной системы вследствие низкой рождаемости. Одним из последствий демографического кризиса является сокращение мобилизационных ресурсов вооруженных сил. Демографический кризис влияет на характер военной реформы, вынуждая вооруженные силы сокращать свою численность и переходить на контрактный принцип комплектования. По состоянию на 2009 год потенциальный мобилизационный резерв составил 31 млн. человек (для сравнения: в США - 56 млн. чел., в Китае - 208 млн. человек). В 2010 году организованный мобилизационный резерв составлял 20 млн. человек. По наиболее вероятному сценарию численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 году сократится в 4 раза и составит 328 тыс. чел. Отсюда возникает проблема удержания экономически важных территорий страны. Основные природные богатства России сосредоточены в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока. Плотность населения там - одна из самых низких в обитаемом мире. Депопуляция «оголяет» эти районы. «Оголение» происходит на фоне все увеличивающегося демографического дисбаланса - соотношения численности и плотности населения в этих регионах России и соседних странах. Это обуславливает инфильтрацию активных соседних народов, «демографическое давление» на границы. Например, низкая плотность населения на российском Дальнем Востоке увеличивает опасность развязывание Китаем военного конфликта

Угрозой российского населения так же можно считать изменение этнического состава населения. Прогнозируют, что в 2050 году доля русских в России будет составлять 46,5 %. В России уменьшается коренное население в результате высокой иммиграции. Как известно в России практикуется с некоторыми восточными странами «двойное гражданство», что усиливает в России поток граждан Таджикистана и Туркменистана. К 2030 году каждый пятый житель России будет исповедовать ислам. Наглядный пример этнического аспекта демографического кризиса: в настоящее время треть всех рождений в Москве приходится на мигрантов, что приведет к изменению этно-конфессиональной структуры населения Москвы в будущем. Уменьшение коренного населения при увеличении доли мигрантов может привести в будущем к утрате территориальной целостности России. Прогнозируют, что первыми территориальными потерями России будут Сибирь и Дальний Восток. Как уже было сказано ранее, это связано как с обезлюживанием данных земель за счет низкой рождаемости и внутренней миграции в европейскую часть России, так и с демографическим давлением со стороны азиатских стран (прежде всего Китая).

 

Пути преодоления демографического кризиса в России

 

Руководящие документы. В 2001 была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», в которой констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики, а в 2007 году - «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Материальная поддержка семьи. В России при рождении детей их родителям предоставляются разовые выплаты. На содержание детей малообеспеченным семьям выплачиваются ежемесячные пособия. С 2004 их назначение и выплата производится в соответствии с региональными законодательствам. Для этого из федерального бюджета регионам выделяются специальные субвенции.

В послании Федеральному собранию в 2006 президент России В. В. Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. В частности, был принят закон о «материнском капитале», в соответствии с которым семьям (главным образом матерям) выделяются денежные средства для участия в ипотеке, оплаты образования, прибавки к пенсионным накоплениям и др. Ряд специалистов сомневается в том, что подобные меры способны исправить существующие демографическую проблемы.

Считается, что решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности. Но в России существует целый ряд должностных лиц, которые по своему положению влияют на демографическую политику страны. В их числе руководители соответствующих структур здравоохранения и образования, центральных и федеральных (министерские чиновники, медработники, особенно заведующие роддомами и женскими консультациями, директора школ), члены совета по демографической политике и др.

Очень важным фактором является то, что в настоящий момент почти все ключевые посты в сферах, оказывающих влияние на демографическую политику, заняты сторонниками контроля над рождаемостью (так называемого "планирования семьи"), ангажированными Западом. Этому можно привести много примеров, таких, как организованные государственными чиновниками массовые кампании по раздаче "гуманитарной помощи" из-за рубежа в виде гормональных противозачаточных препаратов. Причем никаких официальных решений по этому поводу не принимается, достаточно устного пожелания главного гинеколога Серова, который не возражает даже против массовой раздачи гормональных препаратов детям, которым они категорически противопоказаны.

Любые попытки изменить демографическую ситуацию встретят заслон в лице этих чиновников и не дадут ожидаемого эффекта. Но правильная кадровая политика, подбор персоналий и отстранение иностранцев от влияния на принятие решений, несомненно, принесут результаты. Например, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Крупнов Ю. В. считает, что при решении существующих демографических проблем власти прежде всего должны опираться, в частности, на многодетные семьи. Он предлагает стимулировать многодетность посредством выплаты зарплаты матерям после появления на свет третьего ребёнка.

Жилищная проблема - единственный экономический фактор, значительно влияющий на рождаемость. К сожалению, в крупных российских городах сформировалась неправильная градостроительная концепция, рассчитанная на строительство высотных домов и необычайно большую плотность населения. Ни в одной столице мира нет такого количества многоэтажных домов, как в Москве. Жители Англии, где плотность населения в два раза выше, чем в Китае, в основном живут в домах не выше 4 этажей. Почти все население Канады, по своим экономическим и географическим показателям похожей на Россию, живет в домах не выше 3 этажей. Принятая в Канаде градостроительная концепция позволяет реализовать важнейшее геополитическое преимущество - избыток свободной земли, вовлечь ее в хозяйственный оборот, более эффективный, чем сельскохозяйственный.

Поощрение частного домовладения может в корне решить жилищную проблему в России и не повлияет на производство сельскохозяйственной продукции: в России избыток неосвоенной земли. Если бы семья, имеющая квартиру в крупном городе и стоящая на очереди на улучшение жилищных условий, могла получить в 10-километровой полосе убыточных сельхозугодий, окружающих любой современный город, земельный участок с подведенными к нему коммуникациями, то средств от продажи квартиры было бы вполне достаточно для возведения собственного жилья. Государство может решить жилищную проблему путем не денежных, а земельных инвестиций. Единственный вопрос, который при этом возникнет - как оградить людей от произвола чиновников (известно, что в Подмосковье, в 3 км от Москвы, стоимость участка в 10 соток с подключенными коммуникациями равна стоимости возведения небольшого дома; другими словами, половина средств, потраченных на возведение частного дома, идет не на строительные нужды, а на оплату земли и взятки чиновникам).

При частном домовладении значительно возрастает уровень жизни, так как оно, полностью решая жилищную проблему, позволяет иметь дополнительный доход (до 30% от общего заработка небогатой семьи) в виде выращенных на участке сельхозпродуктов. Уровень комфортности частного дома выше, чем многоэтажного. При этом заботы по обслуживанию жилища перекладываются с государственных структур на домовладельца. По статистике, семьи, проживающие в частных домах, как правило, имеют больше детей, чем живущие в городских кварталах. Изменение градостроительной концепции страны в пользу частного домовладения приведет к строительному буму, который подтолкнет к резкому, скачкообразному росту строительной индустрии и заставить людей вкладывать в жилье собственные деньги. Развитие частного домовладения способствует хорошему развитию внутреннего рынка энергоносителей. Кроме того, частное домовладение полностью соответствует российским традициям.

Выходу из демографического кризиса, на мой взгляд, помогут следующие меры:

Анализ всех принимаемых законодательных и нормативных ведомственных актов в свете проблемы демографической безопасности.

Смена состава Комитета по демографической политике при Президенте РФ. Вывод из него лиц, связанных с иностранными организациями или зависимых от них. Включение в Комитет по демографии представителей, зарекомендовавших себя как возродители нравственных устоев семьи, и представителей организаций, объединяющих многодетные семьи.

Жесткий регламент условий, при которых разрешается производство абортов, и введение на него государственного лицензирования. Разрешение осуществлять аборты только государственным учреждениям здравоохранения. Приведение законодательства и подзаконных актов в соответствие с Конституцией, разрешающей аборты только на сроках беременности, не превышающих 12 недель, за исключением случаев, когда аборты совершаются по жизненным показаниям. Разрешение проведения аборта не ранее чем через одну-две недели после подачи заявления на него - с тем, чтобы женщина имела возможность обдумать и изменить свое решение.

Изменение информационной политики, в частности:

проведение многолетней рекламной кампании в СМИ, направленной на формирование положительного образа семьи, имеющей детей, в том числе многодетной;

включение противоабортной рекламы;

запрет на рекламу табачных и вино-водочных изделий (существующий во многих странах), как вредных для здоровья населения;

введение в школах предмета "Семья" в традиционном для России понимании этого важнейшего фактора процветания государства;

Разработка программ по поощрению многодетной семьи.

Донозологический мониторинг здоровья населения с созданием необходимой инфраструктуры (электронный медицинский банк данных). Развитие первичной медико-санитарной помощи, повышение уровня оплаты труда, подготовка и переподготовка врачей, укрепление материально-технической базы медучреждений, усиление профилактической направленности здравоохранения. Увеличение доступности дорогостоящих методов исследования, необходимых для экстренной диагностики заболеваний, сопровождающихся высоким риском смертности (КТ, МРТ).

Использование миграционного потенциал стран нового зарубежья для компенсации депопуляционных потерь.

Проводить продуманную политику создания новых рабочих мест, активизировать процесс прогрессивной реструктуризации экономики с целесообразным перераспределением трудовых ресурсов по отраслям экономики. Создать действенную внутрироссийскую службу по ликвидации безработицы в большей мере за счет профессиональной переподготовки кадров, расширения возможностей временной, сезонной, вахтовой занятости, собственных трудовых ресурсов. Сдерживать привлечение иностранной рабочей силы в Россию.

 

Аборты

 

РСФСР стала первым государством мира, узаконившим прерывание беременности — в 1920 году. Для сравнения, в Великобритании аборты узаконены в 1967, в США — в 1973 году, во Франции — в 1975 и в Западной Германии — в 1976 году. С 1936 по 1955 год в СССР действовал запрет на аборты (за исключением абортов по медицинским показаниям), который многие обходили нелегальным путём.

Начиная с 1990 года общее количество абортов в России ежегодно снижается, хотя и остаётся сравнительно высоким. Как показывают исследования, аборт как метод регулирования количества и времени рождения детей в России уступает место использованию современных методов контрацепции, в первую очередь среди молодёжи. Хотя в настоящее время тенденция к снижению количества абортов совпадает с тенденцией к повышению рождаемости, исследователи указывают, что в целом прямой связи между уровнем рождаемости и количеством абортов не существует.

Аборт входит в перечень видов медицинской помощи, покрываемых обязательным медицинским страхованием, то есть любая гражданка России имеет право на проведение аборта за счёт медицинского бюджета РФ.

При сроке беременности до 12 недель для проведения аборта достаточно желания женщины. При этом на сроках 4—7 недель и 11—12 недель аборт проводится не раньше, чем через 48 часов после обращения женщины в медицинское учреждение, а на сроках 8—10 недель — не раньше, чем через 7 дней после обращения.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 98 от 6 февраля 2012 г. «О социальном показании для искусственного прерывания беременности», аборт на сроках 12—22 недель беременности может быть проведён в случае, если беременность наступила в результате изнасилования.

Аборт по медицинским показаниям может быть проведён на любом сроке беременности.

борты в России проводятся как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях.

Основным методом проведения аборта в России является метод дилатации и кюретажа, признанный устаревшим Всемирной Организацией Здравоохранения. По данным Росстата за 2009 год, доля дилатации и кюретажа среди всех абортов, проведённых в государственных медицинских учреждениях, составила 70 %, а более безопасных методов вакуумной аспирации и медикаментозного аборта — соответственно 26,2 % и 3,8 %. В негосударственных медицинских учреждениях, напротив, доля медикаментозных абортов составила около 70 %. По данным исследования комиссии ВОЗ, дилатацию и кюретаж в российских государственных и частных медицинских учреждениях используют в 80-90 % случаев.

С 1990 года общее количество абортов в России с каждым годом медленно сокращается. Так, в 2012 году, по данным Росстата, было зарегистрировано 1 063 982, в 2013 — 1 012 399. При этом в официальную статистику абортов в России включаются не только искусственные, но и самопроизвольные аборты (выкидыши), что затрудняет сравнение с многими другими странами, где в статистике учитываются только искусственные аборты. Наряду с Росстатом, официальную статистику по абортам публикует Министерство здравоохранения. При этом данные Росстата более полные, поскольку включают информацию не только по подведомственным министерству медицинским учреждениям, но и по медицинским учреждениям других министерств и ведомств, а также частным клиникам.

Устойчивое, хотя и медленное, снижение количества абортов в России начиная с 1990 года происходит на фоне постепенного увеличения рождаемости. С 2007 года годовое число рождений превышает годовое число абортов, и разрыв между этими двумя показателями постоянно увеличивается.

При этом специалисты отмечают, что число искусственных абортов не имеет прямой связи с уровнем рождаемости. Например, в период с 1990 по 1993 годы и уровень абортов, и уровень рождаемости снижались параллельно. Как показывают современные исследования, наибольшую роль в сдерживании рождаемости играет факторы брачности и сексуальной активности (многие женщины репродуктивного возраста не заводят детей потому, что не имеют постоянного партнёра). На рождаемость в браке или партнёрстве влияют контрацепция и аборты, при этом роль аборта в регулировании внутрисемейной рождаемости значительно меньше, чем роль контрацепции.


 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

 

. Федеральный закон Российской Федерации от N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 29 декабря 2006 года.

. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015годы"

. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. №

. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», от 2001 года.

. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». От 2007 года.

 

 

Интернет – ресурсы

 

. Демоскоп Weekly https://demoscope.ru/

. Дружилов С. А. Демографическая «яма», электронный журнал «Современные научные исследования и инновации»

. Росстат (раздел «Демография») www.gks.ru

. Свободная интернет-энциклопедия «Википедия» wikipedia.ru

. Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. Москва: УРСС, 2006



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: