С проблемами ухудшения противоизносных свойств топлив столкнулись в 70-х годах при использовании реактивных топлив, подвергнутых жесткой гидроочистке. Тогда же было установлено, что существенное влияние на противоизносные свойства товарных реактивных топлив оказывают не только сернистые соединения, но и фракционный состав, вязкость топлива. Удаление естественных гетероорганических соединений из прямогонных реактивных топлив (сернокислотная, адсорбционная, гидроочистка) значительно ухудшало их противоизносные свойства. При исследовании влияния содержания серы на противоизносные свойства реактивных топлив было установлено, что существует определенный оптимум, при котором достигается максимальный уровень противоизносных свойств топлива (рис. 1)[1],
Добавление сернистых соединений в количестве 0,05-0,15% вызывало снижение износа, а увеличение содержания серы более 0,15% приводило к увеличению износа металла. Тиофены оказывали положительное влияние на противоизносные свойства реактивных топлив. При содержании тиофеновой серы порядка 0,15-0,25% мае. износ металла уменьшается на 25-35%. Как показали проведенные исследования [2], меркаптаны и дисульфиды в концентрации 0,001% мае. не ухудшали противоизносные свойства реактивных топлив. В более высокой концентрации меркаптаны оказывали отрицательное влияние на противоизносные свойства топлив.
Исследование влияния углеводородного состава реактивных топлив на их противоизносные свойства показало ухудшение противоизносных свойств в ряду: бициклические ароматические углеводороды, нафтеновые, парафиновые [3].
Противоизносные свойства дизельных топлив изучены мало. Оценку их проводили, в основном, путем замера износов плунжеров полноразмерной топливной аппаратуры. Однако в последние годы при использовании экологически чистого дизельного топлива, прежде всего в Европе, был отмечен высокий уровень износа топливных инжекторных насосов, приводящий к выходу их из строя. Причиной этого стало снижение смазывающей способности топлив.
|
Для исследования влияния глубины гидроочистки на противоизносные свойства дизельных топлив были специально приготовлены образцы дизельного топлива с различным содержанием серы — 0,05; 0,1; 0,2% мае. (табл. 1)Топлива имели близкие значения по показателям вязкости, плотности, содержанию и составу ароматических углеводородов, что исключало влияние их на противоизносные свойства топлив, лишь образец с содержанием серы 0,2% имел более низкую 50%-ную точку перегонки — 256°С против 275 и 277°С для образцов с содержанием серы 0,05 и 0,1%, соответственно, так как для поддержания на одном уровне всех остальных свойств в его состав пришлось вовлечь фракции керосина. Все образцы соответствовали ГОСТ 305-82.
Смазывающую способность исследуемых дизельных топлив оценивали на вибрационном трибометре SRV фирмы Optimol, предназначенном для оценки процессов трения и износа [3]. Рабочая часть трибометра представляет собой камеру, где находится узел трения пластина – шар. Прибор позволяет оценивать изменение коэффициента трения в процессе испытания в зависимости от нагрузки, скорости скольжения, длительности измерения и температуры в условиях граничного режима трения.
|
В результате проведенных исследований были выбраны оптимальные условия испытаний дизельных топлив: время испытаний — 60 мин; нагрузка — 5 кгс. Оценочными показателями являлись величины диаметра пятна износа, коэффициента трения и удельная нагрузка. Лучшими противоизносными свойствами обладают образцы, имеющие низкий коэффициент трения, малый диаметр пятна износа и высокую удельную нагрузку.
За рубежом оценка противоизносных свойств дизельных топлив проводится на приборе HFRR на узле трения пластина - шар. При испытании на приборе HFRR дизельные топлива должны характеризоваться уровнем противоизносных свойств не более 460 мм.
Результаты испытаний дизельных топлив с различным содержанием серы на приборе SRV представлены в табл. 2Ц
Из приведенных данных видно, что с увеличением содержания серы с 0,01 до 0,5% улучшаются противоизносные свойства дизельных топлив. Так, диаметр пятна износа и коэффициент трения уменьшаются на 68 и 75% соответственно, при этом удельные нагрузки увеличиваются в 10 раз. За рубежом критерием оценки противоизносных свойств является уровень показателей, значения которых характерны для дизельного топлива с содержанием серы 0,2% мае.
Исследование экологически чистых дизельных топлив различных нефтеперерабатывающих заводов показало (рис. 2, 3), что на противоизносные свойства дизельных топлив большое влияние оказывает не только содержание серы, но и фракционный состав, особенно конец кипения топлива, а также его вязкость.
С повышением температуры конца кипения топлива снижается диаметр пятна износа и коэффициент трения. При этом средняя температура кипения топлива (50%-ная точка перегонки) не оказывает заметного влияния на противоизносные свойства. Снижение вязкости с 5,3 до 3,7 мм2/с приводит к ухудшению противоизносных свойств: увеличивается диаметр пятна износа и коэффициент трения.
|
С целью установления влияния ароматических углеводородов на противоизносные свойства исследован легкий газойль каталитического кре-
кинга с установки Г-43-107 — основной компонент товарных дизельных топлив. Для этого легкий газойль каталитического крекинга был подвергнут адсорбционному разделению на ароматические соединения I, II, III и IV группы. Учитывая, что в 1999 г. в Европейский стандарт на дизельные топлива будет внесена норма на содержание полициклических ароматических углево- дородов, были исследованы, прежде всего, ароматические соединения III и IV групп. Они добавлялись в гидроочищенное дизельное топливо (сырьем гидроочистки служили только прямогонные дизельные фракции) в количестве, соответствующем содержанию легкого газойля в дизельном топливе 20 и 40%.
Как видно из представленных на рис. 4 данных, добавление ароматических углеводородов группы улучшает противоизносные свойства дизельного топлива с содержанием серы 0,05%. Ароматические углеводороды IV группы в концентрациях, соответствующих содержанию легкого газойля в дизельном топливе до 20%, также уменьшают диаметр пятна износа и коэффициент трения. При этом ароматические углеводороды IV группы оказывают большее влияние на
противоизносные свойства. Дальнейшее увеличение концентрации ароматических углеводородов группы приводит к ухудшению противоизносных свойств дизельного топлива.
Таким образом, в результате проведенных исследований было установлено, что противоизносные свойства дизельных топлив зависят от содержания серы, фракционного состава и вязкости топлива. Положительное влияние на противоизносные свойства оказывают ароматические углеводороды III и IV групп, присутствие которых являются нежелательным в перспективных экологически чистых дизельных топливах.
Список литературы:
1. Митусова Т.Н., Полина Е.В., Калинина М.В.Исследование противоизносных свойств топлив// Нефтепереработка и нефтехимия: НТИЦЭнефтехим, 1998.-№2.-С. 20-22.
2. Митусова Т.Н., Полина Е.В., Калинина М.В.Исследование противоизносных свойств топлив// Нефтепереработка и нефтехимия: НТИЦЭнефтехим, 1999.-№4.-С.8-11.
3. Гуреев А.А., Азеев В.С., Камфер Г.М. Топливо для дизелей. Свойства и применение.-М.: Химия, 1993.
4. Т.Н. Митусова, Е.В. Полина, М.В. Калинина. Современные дизельные топлива и присадки к ним — М.: Издательство «Техника». ООО «ТУМА ГРУПП», 2002. — 64 с
МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. Адм. Г.И.Невельского
КАФЕДРА “СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ”
Реферат на тему” Влияние качества топлива на работу ДВС ”
Выполнил к-т 253-у гр. Птицын Д.Е.
Проверил преподаватель: Осипов О.В.
Владивосток 2004 г.