Различие между Пирсом и Джеймсом




Пирс не придавал прагматическому методу общефилософское значение: область его применения была ограничена научными понятиями и той практикой, которая имеет место внутри научного сообщества, когда нужно оговаривать смыслы употребляемых понятий и процедуры исследования. У.Джеймс заимствовал идею прагматического метода у Пирса и, соединив ее с утилитаризмом Дж.С.Милля, использовал для решения экзистенциальных, гносеологических, этических, религиозных вопросов (Пирс протестовал против столь широкого толкования прагматизма и, чтобы дистанцироваться от Джеймса, обозначал свою позицию термином «прагматицизм»).

 

(3) Джеймс Дьюи ( 1859-1952)

американский философ, основоположник инструменталистской версии прагматизма.

Со строго философских позиций основное значение работ Дьюи – в его критике традиционного понятия «истины». Эта критика объединена им в теорию, названную «инструментализмом ». Истина в понимании большинства профессиональных философов статична и конечна, совершенна и вечна. Пользуясь терминологией религии, ее можно отождествить с мыслями Бога и с теми мыслями, которые мы, как разумные существа, имеем общие с Богом. Совершенный образ истины – это таблица умножения, точная и достоверная, свободная от всех влияний времени. Уже со времени Пифагора, а особенно после Платона математика была связана с теологией и глубоко повлияла на теорию познания большинства профессиональных философов. Интересы Дьюи лежат в области биологии, а не в области математики; он рассматривает мышление как эволюционный процесс. Для инструментализма логически понятия, идеи, научные законы и теории – лишь инструменты, орудия или «ключи к ситуации» и «планы действий» - по выражению Дж. Дьюи - одного из видных представителей американского прагматизма, позиция которого была весьма близка инструментализму.

Дьюи не претендует на абсолютно «истинные» суждения и не клеймит противоположные суждения как абсолютно «ложные». По его мнению, существует процесс, называемый «исследованием», являющийся формой взаимного приспособления организма и его среды.

} Истина – это инструментальное по своему характеру верование; или удовлетворительное соглашение между субъектом и контекстом, в котором имеет место акт познания.

à Не существует «малых» истин, которые складываются в Истину, существуют лишь конкретные инструментальные и автономные истины.

} Деятельность сознания/познание следует понимать, как «систему операций, в которых проблематичные ситуации либо обозначаются, либо разрешаются».

 

Идея о необходимости нового типа философствования, релевантного новому социокультурному контексту, в развернутой форме представлена в книге «Реконструкция в философии» (Reconstruction in Philosophy. Boston, 1920). Применив к истории мысли социогенетический подход, Дьюи отверг интеллектуалистский взгляд, согласно которому философия представляет собой теоретическую рефлексию по поводу теоретических проблем, и сделал вывод, что в ней выражается не природа мира, а верования людей: в псевдотеоретической форме метафизические системы служили для консервации исторически изживших себя культурных установок. Придерживаясь активистского взгляда на философию и веря в возможность ее превращения в инструмент повышения разумности людей, Дьюи советовал отказаться от теоретизма и онтологизма и рефлексивно заняться ценностными проблемами человека, этикой, социальной теорией.

 

Опыт, по Дьюи, – весь жизненный мир человека в его органической целостности, многочисленных связях и взаимодействиях, в которые вовлечен человек. Он охватывает созданное эволюцией природы, задающее диспозиции поведения на бессознательном уровне, и наследие истории и культуры, и индивидуальный вклад человека. Между природой, сознанием, культурой имеет место непрерывность, взаимопереход, длительность. Опыт творится в «поле взаимодействующих событий», выступая одновременно материалом для рефлексии, методом исследования и рефлексией как таковой. При холистическом и организмическом понимании опыта формальные методы не годятся, для его исследования Дьюи предложил другие методы – контекстуальный, инструментальный, прагматический. Прагматический метод рассматривался как составная часть исследования, которое состоит в превращении неопределенной или проблемной ситуации в ситуацию определенную, целостную, поддающуюся разрешению. Цель исследования – решение – достигается путем мыслительных экспериментов и естественного отбора наиболее эффективных и практичных гипотез. «Практичный», или «прагматичный», – это правило соотнесения понятий, гипотез, выводов с вытекающими из них последствиями. Последствия могут быть разными, как практически-прикладными, так и эстетическими, моральными, воображаемыми (см.: Dewey J. Essays in Experimental Logic. Chi., 1916, Ch. XIII).

Книга «Поиск достоверности» (The Quest for Certainty. Ν. Υ., 1929) посвящена критике гносеологической интенции философии, направленной на отыскание конечного и достоверного фундамента истинного знания. Эта интенция порождена ложным представлением об отражательной способности сознания и пассивным взглядом на процесс познания. Вместо понятия «отражение» Дьюи предложил понятие «исследование» (inquiry). Это – превращение неопределенной, проблемной ситуации в целостную, контролируемую, поддающуюся разрешению. Этапами исследования являются: формулировка проблемы, предположения, выбор гипотезы, ее апробация непосредственным или воображаемым действием, результатом – «удовлетворительное соглашение» субъектов.

Свою философию Дьюи часто называл инструментализмом, подчеркивая важность для его строя мысли отношения к понятиям, научным законам, логическим приемам как орудиям для исследования и разрешения проблемной ситуации. В процессе их использования происходит естественный отбор наиболее практичных. Практичный, или «прагматичный», по Дьюи, следует понимать как соотнесение приемов мышления и всех рефлексивных соображений со следствиями для определения их смысла и проверки. Последствия могут быть любыми – эстетическими, моральными, политическими (Essays in Experimental Logic. Chi., 1916, p. 130). По Дьюи, мы должны полагаться на результаты науки в освоении мира и стремиться применять ее методы в философии. Считал, что научное знание более адекватно проявляется в инженерном деле, медицине, социальных дисциплинах, приложимых к социальной и моральной сферам, нежели в «чистой» математике или физике.

 

SUMMARY:

Проект «реконструкции» философии, согласно прагматизму:

} очищение философии от метафизических спекуляций и интеллектуализма;

} ориентация на эмпиризм и критика рационализма;

} придание философии большей научности и методологической строгости.

 

 

Ключевые черты прагматизма:

 

} Фаллибилизм — утверждение неполноты, приблизительности и неточности науч. знания. Согл. Ф. любое науч. знание не явл. окончательным, будучи лишь промежуточной интерпретацией истины и подразумевая замену более полной интерпретацией. Понятие Ф. ввел в философию науки Ч.С.Пирс, утверждавший, что в любой данный момент времени наше знание о любой части реальности носит ограниченный и предположительный характер; оно есть «точка в континууме универсальной недостоверности и неопределенности».

} Антирепрезентационизм (опровержение «зеркальных» теорий познания, в которых в сознании отражаются факты мира) à стремление к преодолению дихотомии субъективного и объективного (Джеймс, Дьюи), познающий субъект как актор, преобразающий мир, а не пассивно созерцающий его. Познание – это преобразование мира, а него его пассивное описание/изучение. Человеческая воля пронизывает научное познание.

} Инструментализм – философско-методологическая установка, согласно которой продукты сознания человека (понятия, моральные и эстетические идеи, научные теории, гипотезы и т.п.) являются средствами приспособления к окружающей среде, внесения в нее определенности и порядка, превращения действительности в «понятный» и удобный для жизни мир. Они образуют «инструментарий», который осваивается людьми в процессах совместной деятельности, воспитания и обучения и применяется при решении практических проблем. Согласно инструментализму, онтологические рассуждения о мире вне практической и познавательной деятельности человека не имеют значимого содержания. Мир как арена человеческой практики есть множество ситуаций опыта, имеющих определенные пространственно-временные границы. Мышление есть орудие, с помощью которого человек действует в этих ситуациях, разрешает проблемы, устанавливает определенные регулярности, противостоящие текучей неопределенности и неустойчивости бытия.

ТРАДИЦИЯ ПРАГМАТИЗМА

Философия как теория лежит в основании жизненной практики, практика же является ее выражением и осуществлением. Именно так мыслили греки — «прото-прагматисты» сократики, стоики и эпикурейцы. Они рассматривали теорию не иначе как инструмент «практического» философствования — искусства разумной и праведной жизни. Прагматизм, по мнению Шустермана, возвращает западную философию к этой традиции.

Близость аналитической философии к прагматизму, взаимодополняемость этих философских подходов обеспечили возможность конвергенции двух традиций.

Логический позитивизм и аналитическая философия рассматривались как очередной — после прагматизма — шаг в направлении к идеальной философии как науке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: