Развитие творческого потенциала личности с помощью трансформационной игры «Геном творчества»




Максимова С.В., кандидат психологических наук,

ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИИДСВ РАО»

Проблема творческой самореализации становится особо актуальной в век нарастания неопределенности, изменчивости и вариативности мира. В то же время редко найдется человек, у которого не было внутренних блоков в проявлении своего творчества, порожденных родителями, школой, социумом. Преодоление этих блоков и раскрытие творческого потенциала системно улучшит качество жизни человека, сделает его более счастливым, здоровым, приблизит к пониманию и реализации собственного предназначения и смысла жизни, так как способность к творчеству является базовым качеством личности.

В науке существует множество подходов пониманию сущности и механизмов творчества, однако практики, как правило, идут своим путем. На основе 26-летних исследований нами разработана концепция дуальности неадаптивности и адаптивности, согласно которой в творчестве необходимо разделять два разных по природе и психологическим механизма процесса – порождение идей(творческий потенциал) и их реализацию [1]. В зависимости от степени развития первой и второй составляющих творчества можно выделить несколько типов личности: «звездочки» - способные порождать и реализовывать свои идеи, «исполнители» - способные хорошо справиться с поставленной перед ними задачей, но не порождающие собственные идеи, «средние» - не проявляющие активности ни в той ни в другой области, «проблемные» - порождающие множество идей, но не способные их реализовать в созидательной деятельности, поэтому часто уходящие в деструкцию – алкоголь, наркотики и т.п. [2] Источником творчества является спонтанная активность, свойственная всем детям. Исследования показали, что от реакции родителей на спонтанную активность ребенка зависит то, в каком направлении будет развиваться способность к творчеству – созидательном, деструктивном или угасающем [3]. Нами разработан тест и выделены неосознанные установки, блокирующие способность к порождению или реализации идей («у тебя ничего не получится», «испортишь!», «не выдумывай!» и т.п.), а также психотерапевтические приемы их преодоления [4].

Механизмом развития творческого потенциала ребенка является о-со-знание себя как творческой личности («вот что я могу!», какой я, чем отличаюсь, в чем мои сильные и слабые стороны, интересы, приоритеты и т.п.). Осознание – это совместное знание, то есть полученное в результате обратной связи (реакции) на проявления творческой активности родителей, взрослых, сверстников. Часто это самоощущение бывает искаженным (человек считает себя ни на что не способным, не верит в себя). И это происходит только от того, что в детстве неправильно реагировали взрослые (в силу собственных установок или других причин).

Определенный образец взаимодействия ребенка со взрослыми (негативный или поддерживающий) интериоризируется (сворачивается) в сознании взрослого человека и он воспроизводит его при столкновении с проблемам, задачами, ситуациями неопределенности [5]. Личность человека полисубъектна [6]. Источником идей является внутренний ребенок, а за реализацию отвечает Взрослая и Родительская части личности. Опыт творческой деятельности образует такую субличность, которую можно назвать творческим началом («творческим «Я») или Творцом, который может кооперироваться с другими частями личности или вступать с ними в конфликт. Творческий опыт может быть записан в разных областях мозга и важно собрать его в единое целое, изучить, укрепить ресурсами, развить навыки заботы, подпитки, защиты своего творческого «Я».

В процессе жизни творческое «Я» меняется. Детям интересно все новое. Но по мере накопления новых фактов, знаний, они вступают в противоречия друг с другом и в подростковом возрасте становится более интересно искать и разрешать противоречия. Разрешая противоречия, подросток порождает что-то свое – мнение, отношение, стихи, музыку и т.д., а по ним – узнает сам себя («Весь я - в своих твореньях»). Создавая творческий продукт, человек обнаруживает, что он оказывает влияние на других людей, меняет их, мир и тогда этот мотив выходит на первый план. Таким образом, можно проследить развитие творческого «Я» человека в онтогенезе: стремление к созиданию ради новизны, ради поиска и разрешения противоречий, ради самопознания, ради самотрансляции [4].

Трансформационные игры являются эффективным инструментом развития самоидентификации. Они задействуют как детскую часть личности (игровые моменты), так и Взрослую (коучинговые вопросы ведущего, диалог), моделируют ситуации неопределенности. Групповой формат позволяет получить разноплановую обратную связь, эмоциональную поддержку.

Игра «Геном творчества» разработана на основе авторских исследований и диагностических методик «творческая состоятельность личности» и «Личностные барьеры в творчестве», а также практического руководства по раскрытию творческого потенциала «Путь художника» Джулии Кэмерон [7], моделирует четыре различных жизненных этапа (детство, подростковый период, молодость, зрелость), представляющих разные вызовы для творческого «Я». Проходя по четырем периодам жизни, игрок может выявить собственные стратегии, сформировать, отработать наиболее эффективные, смоделировать свой творческий путь.

Игра позволяет осознать себя как творческую личность (цели, ценности, смыслы, интересы, слабые и сильные стороны, особенности), сформировать намерение и ориентиры на познание и развитие себя как творческой личности, выявить внутренние барьеры, пряпятствующие творческой самореализации и ресурсы, развить навыки самопрезентации, заботы о своем творческом «Я», защиты, создания благоприятной среды и окружения, получить новые идеи, состояние вдохновения, высвобождение творческой энергии, преодолеть творческий кризис, застой.

В бытовом сознании сложились стереотипные представления о творчестве, мешающие развиваться в этом напрвлении, такие как: «творчество дано только избранным», «творчеству нельзя научить», «творчество опасно, мешает заработать или нравственно развращает» и т.п. Смысловым ориентиром игры служит высказывание Романы Махарши: «Твоя собственная самореализация есть величайшее служение». Мы полагаемся на основные принципы, выделенные Джулией Кэмерон:

1. Творчество – естественный порядок жизни. Жизнь – это энергия, чистая творческая энергия.

2. Существует невидимая, неиссякаемая творческая сила, которая служит основой жизни, пронизывает и вдохновляет всех и вся, включая нас.

3. Когда мы открываем себя творчеству, мы открываем себя творчеству творца внутри нас самих и в нашей жизни.

4. Мы и сами представляем собой творения и должны в свою очередь продолжать созидание посредством собственного творчества.

5. Творчество – это Божий дар. Использование его есть наш ответный дар Богу.

6. Отказ творить – своеволие, противоречащее нашей истинной природе.

7. Когда мы раскрываемся для исследования нашего творческого начала, мы раскрываемся и для Бога – Благой Направляющей Силы.

8. Как только мы откроем Создателю свои творческие каналы, нас ожидают плавные, но существенные перемены.

9. Нет опасности в том, чтобы открываться для творчества

10. Наши творческие мечты и желания зарождаются из священного источника. Идя им навстречу, мы приближаемся к священному в самих себе.

В начале игры каждый участник выбирает наощупь фигурку, символизирующее собственное творческое «Я», описывает качества этой фигурки, группа дополняет это описание, таким образом запускаются рефлексивные процессы. Также предлагается сформировать запрос, который уточняется с помощью кубика. В процессе игры ведущий периодически задает вопрос «как это относится к твоему запросу?». В игру каждый участник входит с определенным количеством талантов, которое определяет сам и корректирует с помощью кубика. Выполняя задания в процессе игры участники либо преумножают, либо теряют свои таланты. Игровая цель – преумножить свои таланты как минимум в два раза. Многие задания предполагают построение программы действий на ближайшее будущее.

В перспективе предполагается разработка различных модификаций игры – для детей, для организаций, для многодневных тренинговых программ.

Используемая литература:

1. Максимова С.В. Разработка системы выявления и сопровождения подростков и молодежи с высоким творческим потенциалом: отчет о НИР (заключительный)/ФИРО; рук. Максимова С.В.; исполн.: Максимова С.В., Загладина Х.Т., Фоменко Н.В., Сахипова З.Г., – М., 2013. – № ГР 01201178619 – Инв. № 02201253533. - 129 с

2. Максимова С.В Исследование проявлений творческой активности у лиц с наркологической зависимостью. Журнал «Вопросы психологии» 2006 №1

3. Максимова С.В. Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации: Автореф. канд. дис. М., 2001.

4. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция М. 2006

5. Берн, Эрик Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Эрик Берн. - М.: Университетская книга, 1998. - 400 c.

6. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-на-Дону: Издво РГПУ, 1993. – 66 с.

7. Джулия Кэмерон Путь художника - М.: Гаятри Формат, 2005

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: