2. Межличностные отношения дошкольников формируются в результате коммуникации между собой и взрослыми. В период дошкольного возраста, общение между детьми достаточно выражено, но не является активным. А в старшем дошкольном возрасте в ДОУ общение детей разного пола направлено на контроль и ограничениям в общении, это связано с гендерными особенностями процесса социализации на данном этапе онтогенеза [5].
В данный период происходит различия в освоении социальных ролей у детей. По данным современных исследований, у мальчиков выражена большая импульсивность и стремление к активным двигательным действиям, что затрудняет освоение ими ролей, которые предполагают ограничения активности мальчиков.
М. А. Радзивилова считает, что гендерные особенности в дошкольном возрасте определяются спецификой межличностного общения и восприятия детей, оцениванием друг друга с положительных и отрицательных сторон. Девочки чаще оценивают друг друга положительно, чем мальчики, которые склонны в большей степени к отрицательным взаимооценок. Дошкольникам свойственно оценивать сверстников таким качествами, какими их оценивают воспитатели [11].
Дети играют роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. В результате освоения социальных ролей и полоролевой идентификации, которое связано с нравственным и моральным развитием ребенка. По результатам исследования установлено, что дошкольники более негативно относятся к нарушениям полоролевого поведения, чем младшие школьники. В данном случае мальчики проявляют нетерпимость к нарушениям полоролевого поведения больше, чем у девочек. Для дошкольников более важным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли.
|
Таким образом, определены гендерные особенности детей дошкольном возраста в процессе межличностного общения и восприятия друг другом детьми.
Компоненты культурного поведения дошкольников в процессе воспитания следующие:
- культурно-гигиенические навыки и привычки;
- культуру коммуникации между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками;
- культуру деятельности.
К основным этапам обучения детей правилам этикета можно отнести:
І этап: происходит формирование первичных представлений о поведенческих правилах в младшей и средней группах;
ІІ этап: раскрываются понятия этикета, правила поведения, нравственные и эстетические основы в старшей и подготовительной группах.
Формирование этикетного поведение детей дошкольного возраста происходит постоянно, при этом используются различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты (в реальной жизни, в специально созданных ситуациях).
Дошкольникам в ДОУ объясняют и формируют представления о различном поведении мужчины и женщины в процессе коммуникации. Например:
1. При входе в транспорт мужчины пропускаю женщину вперед, а при выходе подают ей руку.
2. Во время приветствия женщины говорят «здравствуйте» и слегка наклоняют голову, а сильный пол пожимает друг другу руки.
Данные навыки этического поведения закрепляются в процессе их проигрывания детьми.
Игра является наиболее эффективным средством формирования культуры поведения у детей. Во время игр, формируется физическое развитие, моральное воспитание, этические нормы, дисциплинированность, ответственность, которые очень важно в этикетном поведении дошкольника.
|
К основным играм развивающие особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях можно отнести:
1) Музыкальные игры: мальчики приглашают девочек танцевать, а в конце танца провожают их на место.
2) Дидактические игры применяются для воспитания правил и норм этикета, для этого необходимо:
* подобрать из карточек цветовую гамму своей одежды;
* найти по картинкам одежду для прогулки, посещения театра, встречи гостей;
* разложить карточки с изображением посуды, столовых приборов для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола;
* выбрать на карточках подарки: маме, другу (подруге, бабушке, дедушке.
3) Сюжетно-ролевые игры способствуют практическому применению детьми поведенческих правил: например, игра в больницу знакомит с профессией врача и с правилами поведения в поликлинике, в кабинете у доктора, в аптеке.
Таким образом, в результате воспитания этических и культурных ценностей у детей дошкольного возраста происходит развитие гендерного этикета в процессе межличностного взаимодействия.
3. Взаимодействие ДОО и семьи в формировании межличностных отношений дошкольников
Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. У многих детей в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагога-.
Такая психолого-педагогическая помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. С помощью диагностических методов, можно выявить истоки конфликтных форм поведения детей, которые всегда связаны с внутренними, личностными проблемами ребенка
|
Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу детей.
Правильная организация деятельности дошкольников в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога — необходимые условия для воспитания культуры поведения.
Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя - занятие началось позже, насорил во время еды - дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.
Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать сюжетно-дидактические игры, художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.
В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.
В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного и доброжелательного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного и доброжелательного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Как к ребенку относятся родители и другие члены семьи, и как он относится к самым близким людям – это главный образец в построении межличностных отношений для дошкольника.
Ребенок принимает как само собой разумеющееся родительскую любовь. Но, если этой любви нет, то малыш очень рано начинает задумываться, нужен ли он своим родителям. От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.
Еще одной проблемной формой семейного взаимодействия является чрезмерная опека детей. Когда мамы и бабушки предпочитают все делать за своего малыша, он застревает на стадии эгоистичных отношений. Посему привычно считает, что все должны ему потакать и делать за него любую работу, требующую приложения усилий.
Если родители взяли на себя ответственность воспитывать ребенка, им нужно научиться уважать его личность с малых лет. Сюда входит, как и поддержка, похвала ребенка, так и предоставление самостоятельности, автономности в действиях.
Разумное внимание в семье к делам и потребностям ребенка даст ему чувство защищенности, сформирует базовое доверие к окружающему миру и обеспечит нравственное становление личности. У дошкольника сформируются предвосхищающие установки, что и более широкий социальный круг относится к ребенку подобным образом. Так закладывается основа уважительных и продуктивных межличностных отношений.