Тема 2. Технология подготовки и проведения урока в сотрудничестве на основе малых групп




1.Опишите поэтапно технологию подготовки к работе в малых группах

Этапы:

1) Выбрать тему, цель и задачи урока.

2) Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.

3) Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.

4) Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.

5) Наметить возможные внутригрупповые роли.

6) Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.

7) Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

 

2. Предложите разные способы деления учеников на группы

· по ряду парт в классе;

· по номеру варианта (I и II вариант);

· соседи по парте;

· по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

· по половому признаку — мальчики, девочки;

· по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

· по дате рождения (четное, нечетное число);

· по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);

· расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

· по считалочке;

· по жребию. В корзине могут находиться:

o листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

o предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

o геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

o изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

o изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

o названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

o а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

· Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

· Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

· Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

· Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

· Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).

· Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагаетнесколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

· И другие способы.

 

3. Раскройте технологию обучения в малых группах с приведением примеров.

Работа в группах постоянного состава (4 человека). Группы составлены с учётом разной подготовленности обучающихся. Есть сильные и слабые обучающиеся. Очень важно, чтобы в группах не было обучающихся, испытывающих неприязнь и неприятие друг друга. Если такое случается, то хорошо бы предварительно обсудить состав группы.Каждой группе предлагается несколько задач разной степени сложности.Цель группы – решить, как можно больше задач. Задача считается решенной, если на доске в специальной таблице записан ответ и у всех обучающихся группы она решена в тетради. В группе разрешается разделить силы и решать одновременно разные задачи. Как правило, лидер поручает наиболее лёгкие задачи решать слабым обучающимся. Это является поощрением для обучающегося слабого, он прикладывает все силы, чтобы справиться с заданием. Каждой группе дается одна задача, которая должна быть решена на доске (разобрана). Таким образом, 6 – 7 задач будут записаны у каждого обучающегося. По окончании работы группа сама оценивает свой результат по числу решенных задач и результат каждого обучающегося группы по КТУ (коэффициент трудового участия). Обычно дается 5 задач.

5 задач – 5.

4 задачи – 4.

3 задачи – 3.

Если в группах отношения хорошие, а этого нужно добиваться, то, как правило, обучающиеся щедрые на выставление КТУ.Урок в такой форме позволяет решить много задач. Самое главное, что все обучающиеся вовлечены в учебный процесс.

4. Дайте характеристику разновидностям групповых технологий

Групповой опрос.

Групповой (аудиторный) опрос — наиболее популярная в отечественной социологии разновидность метода опроса. Его организационно-методическая специфика представляется на первый взгляд очевидной: это — анкетирование, проводимое в аудитории, чаще всего по месту работы респондента и основанной на производственной выборке.

Учебная встреча

Учебная встреча является особым фактором совместной или коллективной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Главной целью учебной встречи является обеспечение активности учебного процесса.

Диспут.

Форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения

Нетрадиционные уроки.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

Тема 3. Задания, предназначенные для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задание. Выполнить предложенные упражнения. Предусмотреть возможность их использования при проведении занятий с обучающимися

Задания по русскому языку, предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задания с недостающими данными

1. Учитель предлагает учащимся отгадать звук, который он задумал, выполняя следующее задание: этот звук звонкий согласный, находится в слове доброта (в данном слове 3 звука, соответствующие заданному условию:[д],[р], [б]. Ученики должны задать учителю вопрос для выяснения недостающих данных. Например: этот звук парный по глухости? Или: этот звук находится во втором слоге?

2. По каким грамматическим признакам изменяется слово столовая? Учащимся необходимо уточнить, какой частью речи является это слово?

3. Учитель обращается к ученикам с утверждением: я утверждаю, чтобы проверить букву безударного гласного, надо подобрать проверочное слово (однокоренное или форму слова), чтобы этот звук стал ударный.

Ответ учеников: не хватает данных. Далее задают вопрос: этот звук находится в корне? Если учитель отвечает: да, то ребята соглашаются с его утверждением.

4. В слове 6 звуков. Сколько в нём слогов? Дети отвечают, что точно на этот вопрос ответить нельзя, так как не хватает данных и просят ответить на вопрос: сколько в этом слове гласных звуков? Получив ответ, ребята отвечают на вопрос учителя.

5. В каком случае буква парного согласного не будет являться орфограммой?

а) эта буква стоит перед буквой гласного;

б) эта буква стоит перед буквой согласного [7, с. 69].

Ребята отвечают: для того, чтобы согласиться или нет со вторым утверждением, они должны знать, следом стоит буква сонорного согласного или нет. Получив ответ, они соглашаются или нет со вторым утверждением.

6. Учитель обращается к ученикам с заданием: проверьте правильность подбора проверочного слова ст..рожил – сторож. Ученики должны обратиться к учителю с просьбой: назвать лексическое значение проверяемого слова.

Задания, не имеющие решения

1. Учитель предлагает задание: для каких слов является проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый? Ученики должны ответить, что таких слов нет, так как в однокоренном слове пятница в корне находится буква ударного гласного, которую проверять не надо, а остальные слова не являются однокоренными слову пять.

2. Учитель просит учащихся просклонять слово думать. Ученики должны ответить, что задание выполнить невозможно, так как глаголы не склоняются, а спрягаются.

3. Учитель предлагает задание: выписать слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена ь: речь, ледяной, вещь, прочь. В процессе работы ученики убеждаются, что слов, соответствующих заданному условию нет.

Задания с лишними данными

Назовите звонкий твёрдый согласный, который находится в первом слоге слова мороз. Нет ли в задании «лишних» данных? Переформулируйте задание так, чтобы их не было.

Задания, имеющие несколько правильных ответов

1. Разберите по составу слово дали (дал – корень, и – окончание; да-корень, л-суффикс, и – окончание.

2. Просклоняйте в форме множественного числа слово лист(листы, листам…; листья, листьев…).

3. Составьте словосочетания с данными в транскрипции словами: [т а и т], [р от](тает весной, таит обиду, древний род, открой рот).

Задания с неверными ответами, формально кажущимисяправильными

Учитель предложил учащимся согласиться или нет с ответом ученика, который букву безударного гласного в слове лист…падпроверочное слово- листок.

Задания, требующие переформулировки задания

Сформулируйте по-другому задание: подчеркните главные члены предложения (ответы учащихся:

1)подчеркните основу предложения,

2) подчеркните подлежащее и сказуемое).

Задания, требующие составления вопросов для одноклассников

Учитель предлагает ученикам составить вопросы по изучаемой теме для одноклассников с условием, что сами точно знают на них ответы.

Тема 4. Схема анализа групповой работы на уроке

По предложенному образцу проанализируйте урок своего коллеги

Цель: способствовать расширению, систематизации знаний учащихся об основных жизненных формах растений; формирование экологических знаний учащихся, развитие учения работать со схемами, справочниками; сравнивать классифицировать,обобщать, работать в парах.

Тип урока: Урок обобщение и повторение знаний учащихся.

Форма урока: урок-путешествие

Этапы урока:

1.Орг.омент

2.Аутотренинг.Минутка настроения

3.Введение в тему урока

4.Постановка-определение темы, контрольного вопроса, целей урока.

5.Обощение знаний учащихся

6.Физкультинутка

7.Итоги

8.Рефлексия

Виды констроля: индивидуальный, фронтальный, устный.

Количество опрошенных учеников: 15

Используемые методы:

Объяснительно-иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ схемы) используются на всех этапах.

Репродуктивные (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму) используются на этапе обобщения и повторения.

Проблемно-сообщающиеся (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое) используются на этапах обобщения, введения в тему).

Частично-поисковые (выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, комментирование практических действий с выводом, перенос общих признаков известного на новое) используются на основном этапе урока.

Исследовательские методы (самоанализ таблицы по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности) используются на этапе обобщения и повторения.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, дифференцированный подход.

Организация самостоятельной работы: индивидуальная, парная, дифференцированная.

Организация работы с одаренными учащимися: более сложное задание, и опережающее задание.

Организация работы со слабоуспевающими учащимися: повторение правил, понятий, разноуровневые задания.

Использование ИКТ, наглядности, дидактического материала, плана-схемы(маршрута).

Здоровьесберегающие технологии: физ. минутка, гимнастика для глаз, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Композиция урока: логичность в подаче материала, наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока.

Практическая направленность урока: Формирование экологических знаний учащихся об основных жизненных формах растений, умения работать со схемами, справочниками.

Эрудиция, речь педагога: тактичен, доброжелателен.

Темп ведения урока: оптимальный.

Организация работы по профилактике и ликвидации пробелов в знаниях, повторение.

Работа над формированием УУД: (см.выше) развитие речи, работа с таблицами, схемами, контрольным вопросом, с карточками, в парах, со справочниками, передвигаются по маршруту, видят свой продукт деятельности.

Активность и работоспособность учащихся: высокая.

Урок окончен вовремя.

Выводы, рекомендации: Урок достиг своей цели, решались поставленные задачи, учитель организовал работу по формированию УУД учащихся врамках системно - деятельностного подхода в обучении младшего школьника в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Рекомендовано: усилить работу по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и групповых форм работы.

Тема 5. Фрагмент современного урокаокружающего мира в 4 классе «Расширение знаний о земле» по технологии сотрудничества

Используя теоретический материал из опыта ваших коллег, предложите фрагмент своего урока по технологии сотрудничества

Учебник «Мы и окружающий мир», 4 класс, авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Тема: Расширение знаний о земле.

Цели:

– познакомить учащихся с новыми понятиями: параллели (широты), меридианы (долготы), новыми именами: Х. Колумб, Ф. Магеллан, Васко да Гама;

– развивать память, умение систематизировать изученный материал, научить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний, развивать интерес к предмету;

– воспитывать коммуникативные качества: умение работать в паре, в группе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять.

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать.

Только лишь отметку «пять»!

Ребята, проверьте, всё ли у вас готово для урока?

Приветствие учителя Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

2. Актуализация опорных знаний

Почему следующая эпоха после Средневековья названа Возрождением?

В эпоху Возрождения развивалась не только культура, расширялись новые знания о Земле. Как вы думаете, как люди того времени узнавали новое о нашей Земле?

Как тогда путешествовали?

Что было результатом их путешествий?

Какая задача стоит сегодня перед нами? (слайд 1)

Сегодня всё будет связано с морем. Давайте поиграем в игру «Морской бой». Кто знает правила игры?

Поиграем одну минутку в парах.

А теперь попробуйте убрать цифры и буквы. Может ли продолжаться игра? Почему?

Потому что в этот период возродили культуру Древнего Рима и Древней Греции, о которой в эпоху Средневековья забыли, потому что главным законом было «Желание улучшить есть зло»

Они отправились в путешествия. И всё, что там видели, рассказывали другим.

Отправлялись в морские путешествия.

Совершались новые открытия.

Выяснить, что люди узнали о своей Земле, какие совершили открытия.

(Дети рассказывают правила игры.)

(Дети играют в рабочей тетради.)

Потому что без цифр и букв невозможно поразить чужой корабль, мы не знаем его местонахождения. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге;

умение излагать своё мнение

Познавательные:

продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии.

Регулятивные:

формировать интерес к творческой(практической) работе

3. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы отравимся с вами в страну знаний, чтобы расширить свои знания о Земле. В ходе урока мы с вами познакомимся с Великими открытиями.

. 4Изучение нового материала.

Посмотрите внимательно на карту и скажите, где этот принцип нашёл своё применение?

Зачем она нужна? (Слайд 2)

Кому нужны были эти знания в эпоху Возрождения?

Интересно, что в эпоху Возрождения люди не сами изобрели градусную сетку, а изучили труды древнегреческого ученого Клавдия Птолемея, который жил примерно в 90 – 160 году, то есть 1 – 2 веках, за 12 веков до возрождения. (Слайд 3)

(Слайд 4) Вы видите линии на карте: одни пересекают её параллельно экватору, они получили название параллели (или широта), другие линии

пучком выходят из Северного полюса и опять пучком собираются в Южном полюсе – меридианы (или долгота). Каждая линия получила свой номер.

Параллели, идущие от экватора к Северному полюсу - называют северными широтами, к Южному – южными. Меридианы, идущие от нулевого меридиана на Запад, называют западной долготой, на Восток – восточной.

4.2. Практическая работа.

А теперь попробуйте определить местонахождение, например, нашего областного города? Что для этого нужно сделать?

4.3. Физкультминутка

Путешествуем не зряШаги на месте

Посмотрите-ка, друзья:Повороты головы вправо и влево

Здесь игрушки и цветы,Повороты вправо и влево

Мы с тобою: я и ты.

Руки развести в стороны, правой рукой показывают на себя, левой рукой вперёд друг на друга

Мы попрыгаем немножко,

Прыжки на месте, руки на поясе

Поглядим вдаль на окошко.

Ладонь ко лбу, глядят вдаль в окно

Дружно, весело шагаем. Берутся парами за руки

Путь наш дальше продолжаем.

Шаги на месте

Наступила эра географических открытий.

Как вы думаете, удобны ли были громоздкие корабли?

Конечно, они были неудобными, тихоходными, и на смену им пришли лёгкие каравеллы (морские парусные суда) (Слайд 6). У китайцев европейцы позаимствовали компас. Как вы думаете, для каких целей?

(Слайд 7).

Теперь у европейцев есть всё: лёгкие каравеллы, компас, карты, знание градусной сетки. Появилась возможность выйти в открытый океан. Они отправляются … Конечно, в путешествия!

Наши ребята, разделившись на группы, провели небольшие исследования о первых путешественниках. Сейчас они поделятся с нами результатами своих работ.

4.4. Защита групповых исследовательских работ. «Христофор Колумб»,

«Первое кругосветное путешествие», «Васко да Гама». Обсуждение работ, ответы на вопросы детей. Слайды 8 – 19. На карте есть градусная сетка.

При помощи градусной сетки можно определить своё местонахождение в любой точке Земли.

Путешественникам.

Определить координаты города по градусной сетке, найти широту и долготу.

(Поиск по карте и определение координат г. Санкт – Петербурга (59с.ш., 30 в.д.)

Нет. На таких кораблях в далёкие путешествия отправляться было опасно, и они были тихоходными.

Для точной ориентировки во время путешествий.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге;

умение излагать своё мнение

Познавательные:

продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

развивать умение представлять информацию

5.Закрепление изученного материала

В мире загадок. Решение ребусов

6. Подведение итогов урока

Мы сегодня говорили о географических открытиях. А какие открытия для себя сделали вы?

Я предлагаю вам проверить себя и разгадать ребусы.

Ответы учащихся

Коммуникативные:

умение излагать своё мнение;

Регулятивные:

развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

7. Домашнее задание с. 63, ответить на вопросы, задания №24 в рабочей тетради.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: