Музыкальное сопровождение на уроках Физической Культуры




Музыкальное сопровождение на уроках Физической Культуры

Ю.Е. Завизион, студентка 1 курса АХ-16, Пермский государственный институт культуры (ПГИК)

.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме использования музыкального сопровождения на занятиях Физической культуры. Проведены исследования для выявлений «Какие уроки вам больше нравятся: с применением музыкального сопровождения или без неё?" Результаты показали, что музыкальное сопровождение помогает обеспечивать психофизическое состояние студентов и повышать их интерес к физкультурным занятиям.

Ключевые слова: музыка, физическое развитие, ФК, студенты.

Annotation: This article deals with the problem of functional music on physical training. Investigations to identify and assess the level of health of students. The results showed that music helps ensure the psychophysical condition of students and increase their interest in physical education classes.

Tags: music, physical development, FC, students.

 

Введение.

Современный этап развития ФК в России обусловлен поиском эффективного решения задач, в укреплении и сохранении здоровья населения, во всех возрастных группах в тгом числе и студенческой молодёжи (Ж.К. Холодов, Б.Н. Голощапов и др.)[].

В 1940-е г. проводились исследования внедрение музыки на фабриках (физкульт пауза). Использование музыки не ограничено отдельными рабочими местами, а часто встречается и на торговых предприятиях, и в общественных местах: магазинах, барах, ресторанах, автомастерских, аэропортах… — почти всюду.

Использовать музыку в любых форматах на занятиях ФК помогает решить следующие задачи:

1. Способствует разнообразному развитию личности студента через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности.

2. Помогает решить основные задачи занятий

4. Влияет на улучшение эмоционального фона на занятиях, а также психоэмоциональному состоянию студентов.

Исследователями выделены функции музыкального сопровождения на занятиях ФК:

1. аксиологическая (ценностная)–способна формировать ценностное отношение к музыкальной культуре и культуре движения;

2. эстетическая–формирует музыкальный вкус, эстетические переживания характера и образа музыкального произведения в единстве с движением.

1. организаторская-содействует чёткой организации проведения занятий и конкретных комплексов упражнений;

2. оптимизирующая – помогает эффективному решению задач занятий и каждой его части;

3. психорегулирующая-содействует снятию нервного напряжения и стресса, улучшает психологическое состояние студентов.

4. гедонистическая- способствует получению удовольствий студентов от прослушивания музыкальных произведений. [1,2]

Цель исследования. Обоснование возможности использования музыкального сопровождения на занятиях ФК, с целью повышения функционального состояния студентов. В основе которого лежат требования к подбору материала, разработка экспериментальной, эффективной технологии, которая на занятиях ФК, взаимодействует с музыкальным сопровождением, влияет на формирование умений и навыков, двигательных способностей студентов, функциональное и психическое состояние, которое ведет к повышению интереса на занятиях ФК.

Методика и организация исследования.

ФК, является обязательной составной частью общественной жизни, современных наук, под влиянием общих тенденций, также включает в себя разнообразные методы и подходы других наук, в том числе психология, музыкальная и танцевальная терапия, биологическая физика, и музыкальная педагогика.

Хочу отметить, что преобразования в сфере ФК, как существуют и в любой другой отрасли научного знания, характерны как формирование теоретических, методологических основ, так и практика. Важной, целью теоретической и практической основы для отечественной науки именно в области ФК является - повышенный уровень физического и психического здоровья студентов, что также тесно взаимосвязан с уровнем интереса к ФК, и необходимость добиваться лучших результатов, достижений, не завышая временной регламент на занятия ФК, который характерен высокими нагрузками и занятостью студентов. [ 4,5,6, 18, 17]

Музыка - это вид искусства, отражающий действительность, влияющий на людей при помощи осмысленных образов, которые организованны по высоте, в последовательности звуков разной длительности, высотной частоты, громкости, тембровой окраски, ритмического рисунка, тональности, которые создаются человеком и воспроизводятся на музыкальных инструментах или человеческим голосом.

Здесь выделяются мелодический и ритмический рисунок, лад, темповая характеристика, размеры, регистры, динамические оттенки, структура музыкального произведения.

Важными элементами становятся ритмический рисунок и мелодия, которые называются «королём и королевой» музыкального искусства.

Ритм - это организованная, самостоятельная последовательность звуков, которые имеют различные длительности во времени. Они обозначаются нотными знаками, которые являются своеобразными единицами музыкальной речи.

Единица измерения-целая нота. Длится четыре счета. Оставшиеся же ноты – это ее доли: половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д.

Используются для упражнений бегового характера. Очень важное значение имеет - пауза. Это своеобразный «знак молчания». Длиться столько же, сколько и любая нота. В музыке очень редко встречается ритм, который состоит из звуков одинаковой длительности. [3,5,11,19]

Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, говорят, что для занятий ФК характерны музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4.Размер 2/4 - (сильная и слабая), 3/4 - (сильная и две слабых), 4/4 - (первая- сильная, третья - относительно сильная, вторая и четвертая - слабые). Польку, галоп можно отнести к размеру 2/4, вальс, мазурку - 3/4, марши - 4/4. Размеры 4/4 и 6/8 называются сложными, так как в них кроме основного акцента на первую долю есть еще одна - относительно сильная доля.

Чтобы закрепить восприятие размера, разделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. При обучении это делается хлопками, притопами, акцентированной ходьбой, сочетанием хлопков с ходьбой.

Характерное исполнение для музыкального произведения: слитное или отрывистое. Исполнение слитно выполняется для плавных, широких движений; отрывистое - для резких, коротких движений.

Важное значение для отражений характеров и образов музыкального произведения имеют лады. Существует несколько ладов-лидийский, фригийский, ионийский, дорийский, но основными являются - мажорный и минорный лад. Мажор используется для весёлого, возвышенного характера, минор наоборот для выражения ласки.

На занятиях ФК темп –это важное средство для выразительности движений.

Медленном темп подразумевает широкие, тяжелые с большой амплитудой движения. В умеренном темпе используются спокойные, сдержанные и подвижные движения. В быстром темпе движения быстрые такие как:бег, подскоки и др.

Большое значение для двигательных действий имеют музыкальные штрихи - легато, нон легато и стаккато.

Легато это - плавное, связное движение. Стаккато - звучит отрывисто.

Нон легато означает - не связное и характеризуется чёткими размеренными движениями.

Одной из важнейших проблем является выбор музыкальных произведений которые будут сопровождением занятий ФК

Это зависит от многих факторов:

музыкальные вкусы преподавателя, уровень его музыкальной культуры, музыкальной грамотности, степень выраженности музыкально-ритмических способностей;

музыкальные предпочтения студентов, уровень их развития, цели и задачи занятий, зависящие от направленности, формы организации, этапов обучения (ознакомление, разучивание или совершенствование);

Методически грамотно подобранный репертуар музыкального сопровождения способен в большей мере улучшить эффективность занятий ФК, качество, поможет решить многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания студентов, их оздоровление. [6,7,8,11,10]

Для занятий ФК подбирать музыку нужно простую как по форме, так и содержанию. Больше подойдет использование танцевальных и песенных музыкальных произведений.

Как говорит Ю.Г. Коджаспиров, использование музыки в уроке, очень полезно, даже краткое звучание музыки до начала и после окончания занятия.

Встречная музыка звучит непосредственно до начала занятий и решает следующие задачи, которые помогают настроиться на урок, повысить эмоциональный настрой.

Подготовительная часть здесь применяется музыкальное сопровождение, которое активизирует внимание и способность настроить свой организм на ритм тренировочного процесса.

В основной части следует делать подбор музыкального материала, который будет соответствовать, по своему темпу, характеру звучания, для этого подойдет лидирующая музыка.

Получается, что использовать лидирующую музыку в основной части урока поможет: поддержать высокий темп работы на уроке, эмоционально зарядить студентов.

В конце занятия, используются музыкальные произведения, которые способствуют отдыху, снятию утомления и восстановления сил, для этого подойдет успокаивающая музыка.

Под успокаивающую музыку проводятся дыхательные упражнения.

Для строевых упражнений- подойдет марш. Для беговых упражнений - подходят быстрые музыкальные произведения, которые имеют размер 2/4 (быстрые галопы, быстрые польки, современные мелодии в быстром темпе и т.д.). Для простых ритмических танцев, подойдет ритмичная, легко запоминающаяся, бодрая музыка танцевального характера.

К упражнениям на растягивание - подходит плавная, спокойная музыка, к силовым упражнениям – подходит музыка среднем темпе, с чёткими акцентами, упражнения на махи - ритмично будут выполняться с энергичной музыкой.

Смирновой Ю.В. и Кадыровым Р.М. разработана технология подбора музыкального сопровождения, которая включает в себя 6 блоков: формирует цели и задач занятия (целевой); выбор музыкального произведения (отборочный); определение соответствия (идентификационный); анализ музыкального произведения (аналитический); составление композиции (композиционный); апробация и коррекция (коррекционный) [12,13,18,16,17,19]

Результаты исследования.

Среди студентов проводился опрос, где проводились уроки по ФК с музыкальным сопровождением, и без него. На вопрос:" Какие именно вам нравятся занятия: с использованием музыкального сопровождения или без него?" 90% студентов проголосовали за уроки с использованием музыки. Музыка, подбирается к отдельным частям урока, и способствует решению следующих задач урока;

темпу и ритму музыкального сопровождения, подобранного соответственному темпу и ритму выполняемых упражнений;

Не желательно применять грустную, печальную музыку, потому что она отрицательно влияет на эмоциональное состояние студентов.

Получается, что использование в уроках по ФК с музыкальным сопровождением является эффективным средством, которое способствует решению задач физического воспитания студентов.

Вывод :

В заключение можно сказать, что грамотный и правильный выбор музыкального сопровождения способен повысить эффективность занятий ФК, их качество, а также поможет решить многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания.

Между физической подготовкой и запоминанием двигательных способностей, существует определенная закономерность, улучшенная физическая подготовка, обеспечивает, успешное прохождение занятий ФК.

В помощь педагогу для решения педагогических и разнообразных задач, именно музыка становится, тем самым простым, верным и надежным решением на занятия ФК.

Преднамеренное использование функциональной музыки ведет к более высокому педагогическому организационному уроку, в процессе которого у студентов, может улучшиться координация движений, студент также совершенствует навыки овладения ритмом, развивает в себе только положительные эмоции, воспитывает уверенность в себе.

Музыкальное сопровождение на занятиях ФК, является неотъемлемой частью, фактором современной физической культуры, который относиться к методическим теориям, и помогает выполнить психорегулирующую, аксиологическую, гедонистическую, эстетическую и оптимизирующую функции при обязательном условии соблюдения общих и частных требований, а также учёта характеристики его типов.

Эффективная технология регулирования процесса ФК, вследствие музыкального сопровождения обеспечивает по критерию выразительности «Повышение – понижение» формирование двигательных и музыкальных функций, обеспечивает психофизическое состояние студентов и повышает их интерес к физкультурным занятиям.

 

Литература.

1. Ж.К. Холодов, Теория и методика физического воспитания и спорта. /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. Издательский центр «Академия», 2006

2. Б.Н. Голощапов. История физической культуры / Б.Н. Голощапов // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005

3. О.А Двейрина. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры / О.А Двейрина. // – М., 2000.

4. В.И Лях., Г.Б. Мейксон Физическое воспитание / В.И Лях., Г.Б. Мейксон// М.: Просвещение, 1997.

5. Ч. А Абдиров. Здоровье людей и приоритетные проблемы медико-экологических исследований в условиях Южного Приаралья / Ч. А Абдиров // Материалы конф. - Нукус. 1991. - С. 12-20.

6. Н. А. Агаджанян, Л. 3. Тель. Физиология человека / Н. А. Агаджанян, Л. 3. Тель // (Курс лекций) - Алма-Ата. 1992.

7. Б. В. Асафьев. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев // М., 1947. -4.2.

8. Б. В Асафьев. Избранные труды / Б. В Асафьев // М., 1952. - Т. 1.

9. А.М.Василенко. Физиологические основы электропунктурой профилактики стрессорных нарушений функций организма / А.М.Василенко // Дис.... д-ра мед. наук., 1989.

10. В. Г Вогралик. Практические возможности чжэнь-цзю в превентивной терапии/ В. Г Вогралик М. В. Вогралик, А. В. Смирнов // Нижний Новгород, 1991.

11. Изучение особенностей музыкального восприятия у людей / И. М. Гринева // Дис.... канд. мед. наук. - Л., 1981.

12. Н. Н. Захарова. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки/ Н. Н. Захарова, В. М. Авдеев // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 915-929.

13. Г.И.Кечхауашвили Музыка и фиксированная установка/ Г.И.Кечхауашвили // Бессознательное: природа, функция, методы исследования. - Тбилиси. 1978.

14. М.Н.Ливанов. Об участии тормозных процессов и физиологических механизмах сенсорной депривацнн. Сенсорный дефицит и работоспособность организма/ М.Н.Ливанов, Шульгина Г. И.// Иркутск. 1986. - С. 147.

15. М. Р. Могендович. К физиологическому анализу влияния музыки на человека. Совещание по проблемам высшей нервной деятельности / М. Р. Могендович, Полякова В. Б. // 21-е: Тез. докл. - М.. 1966, - С. 204-205.

16. В. Б. Полякова. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека/ В. Б. Полякова // Пермь. 1967. - Вып. 7. - С. 111-114.

17. А. Н. Разумов. Здоровье здорового человека/ А. Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В. А Пискунов// - М.. 1996.

18. Н.А.Фудин. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов. Физиология человека / Н.А.Фудин, О. П. Тараканов, С. Я. Классик // М., 1996. - Т. 22, №2. -С. 1-17

19. С. В. Шушарджан. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. / С. В. Шушарджан // М., 1998.

20.Оплетин, А.А. Использование функциональной музыки при формировании физкультурно-спортивных компетенций/ А.А. Оплетин// Научно-теоретический журнал Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта №9(139) – 2016 с.127-131.

21.Оплетин А.А. Использование функциональной музыки на занятиях физической культурой в процессе формирования механизма саморазвития личности/ А.А. Оплетин// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Том 11 № 4 – 2016. - С.116-121. (1 п.л.)

Literature

1.Zh. K. Holodov, Theory and technique of physical education and sport. / Zh. K. Holodov, V. S. Kuznetsov//studies. a grant for student. высш. studies. institutions. - M. Publishing center "Akademiya", 2006

2. B. N. Goloshchapov. History of physical culture / B. N. Goloshchapov//studies. a grant for student. высш. studies. institutions. - M.: Publishing center "Akademiya", 2005

3. O. A Dveyrina. Development of coordination abilities on physical education classes / Island. And Dveyrina.//– M, 2000.

4. V. I Lyakh., G. B. Meykson Physical training / Century. And Pole., G. B. Meykson//M.: Education, 1997.

5. Ch. A Abdirov. Human health and priority problems of medico-ecological researches in the conditions of Southern Priaralya / Ch. A Abdirov//Materials конф. - Nukus. 1991. - Page 12-20.

6. N. A. Agadzhanyan, L. 3. Tel. Human physiology / N. A. Agadzhanyan, L. 3. Tel//(Course of lectures) - Alma-Ata. 1992.

7. B. V. Asafyev. Musical form as process / B. V. Asafyev//M., 1947.-4.2.

8. B. V Asafyev. Chosen works / B. V Asafyev//M., 1952. - T. 1.

9. A. M. Vasilenko. Physiological bases of elektropunktury prevention stressornykh of violations of functions of an organism / A. M. Vasilenko//Dis.... Dr.s of medical sciences., 1989.

10. V. G Vogralik. Practical opportunities chzhen-tszyu in preventive therapy / Century. Vogralik M. V. Vogralik, A. V. Smirnov//Nizhny Novgorod, 1991.

11. Studying of features of musical perception at people / I. M. Grineva//Dis.... edging. medical sciences. - L., 1981.

12. N. N. Zakharova. Functional changes of the central nervous system at perception of music / N. N. Zakharova, V. M. Avdeev//Zhurn. высш. nerve. deit. - 1982. - T. 32. issue 5. - Page 915-929.

13. G. I. Kechkhauashvili Muzyka and the fixed installation/G. I. Kechkhauashvili//Unconscious: nature, function, research methods. - Tbilisi. 1978.

14. M. N. Livanov. About participation of brake processes and physiological mechanisms touch депривацнн. Touch deficiency and operability of an organism/M. N. Livanov, Shulgin G. I.//Irkutsk. 1986. - Page 147.

15. M. R. Mogendovich. To the physiological analysis of influence of music on the person. Meeting on problems of higher nervous activity / Masculine Mogendovich, Polyakova V. B.//the 21st: Tez. докл. - M. 1966, - Page 204-205.

16. V. B. Polyakova. To a question of influence of music on muscular and warm activity of the person / V. B. Polyakova//Perm. 1967. - Issue 7. - Page 111-114.

17. A. N. Razumov. Health of the healthy person / A. N. Razumov, V. A. Ponomarenko, V. A Piskunov//-M. 1996.

18. N. A. Fudin. Music as means of improvement of a functional condition of students. Human physiology/N. A. Fudin, O. P. Tarakanov, S. Ya. Klassik//M., 1996. - T. 22, No. 2. - Page 1-17

19. S. V. Shushardzhan. Muzykoterapiya and reserves of a human body. / S. V. Shushardzhan//M., 1998.

20. 1. It is braided, A.A. Use of functional music when forming sports competences / A.A. Opletin//the Scientific-theoretical magazine Scientific notes of university of P.F. Lesgaft No. 9(139) – 2016 pages 127-131.

21. A.A is braided. Use of functional music on occupations by physical culture in the course of formation of the mechanism of self-development of personality / A.A. Opletin//Pedagogiko-psikhologichesky and medicobiological problems of physical culture and sport. - Volume 11 No. 4 – 2016. - Page 116-121. (1 item of l.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: