Психика и мозг. Формы психики. Психические явления.
Психика -это идеальное отражение реальной действительности в мозге,отражение внешнего объективного мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков человека.
Психика это свойство головного мозга, заключающееся в способности субъектом активно отражать явления объективного мира, что делает возможным построение картины этого мира и саморегуляцию свего поведения и деятельности.
Головной мозг и в частности нервная система и особенности ее работы являются для психики базой, физиологической основой. Все психические явления, в том числе эмоции объясняются работой психики. При этом важно не только наличие определенных отделов мозга, но и наличие множественных связей между ними
Для полноценного функционирования психики необходимы следующие условия: Полноценная деятельность мозга; Постоянный приток внешней информации; Взаимодействие с людьми и объектами культуры, в которых
Формы психики человека:
1. Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и последующее осознание человеком воздействий окружающей среды. Они делятся на познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и др.) и эмоционально-волевые процессы.
2. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент. Это активность, пассивность, усталость, апатия, бодрость, тревога и др.
3. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Это направленность, способности, темперамент, характер.
Психические познавательные процессы
Психические процессы выполняют функцию сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Познавательные процессы позволяют человеку: Намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности; Предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Факторы развития познавательных процессов:
- Совершенствование чувственного восприятия человека связано прежде всего с развитием умений по использованию своих сенсорных аппаратов в результате упражнения.
- Основное развитие памяти происходит в младшем школьном возрасте, когда непроизвольное запечатление превращается в организованный процесс заучивания.
- Для развития воображения, например, необходимо постоянное расширение и обогащение кругозора, опыта человека.
- Мыслительные процессы развиваются в той или иной деятельности.
Ощущение – психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Виды ощущений
В соответствии с органами чувств — зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые выделяют общие видыощущений:
Восприятие - отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений.
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно. Результатом восприятия является образ предмета.
характеристики восприятия: константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).
Внимание - это избирательная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.
Функции внимания:
1) Отбор значимых, соответствующих актуальным потребностям фактов и игнорировании побочных, второстепенных.
2) Удержание образов до завершения познавательной деятельности, до достижения цели.
3) Регуляция и контроль протекания деятельности.
Характеристики внимания: Объем, Устойчивость, Концентрация, Распределение, Переключаемость
Виды внимания
· Произвольное - сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.
· Непроизвольное - возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений.
· Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует постоянных волевых усилий, для того чтобы не отвлекаться.
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.
Процесс запоминания — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.
Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им.
Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.
Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.
Виды памяти:
Двигательная память Это прежде всего память на позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и спортивных навыков.
Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Зрительная память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память – память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков.
Вербальная память – как особая разновидность слуховой памяти. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и сокращением.
Формы памяти по времени сохранения:
- мгновенная связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. от 0,1 до 0,5 сек
- кратковременная способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. нескольких десятков секунд. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого.
- оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.
– долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
Мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения окружающей действительности.
Функции мышления относят:
1) анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением),
2) синтез (объединение отдельных частей в целое)
3) конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю)
4) абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует)
5) абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других.
Виды мышления
· произвольное(регулируемое сосредочение на объекте)
· непроизволное(возникает не специально, а под влиянием момента)
· послепроизвольное(возникает вслед за произвольным, но не требует постоянных волевых усилий)
Качества мышления: любознательность и пытливость; глубина; широта; критичность; логичность; быстрота.
Воображение
Человек может планировать свои действия, предвидеть события, заглядывать в будущее. Приступая к труду, он предварительно строит его результат в своей голове, учитывает условия деятельности, творчески использует ранее полученные знания и представления. Люди могут создавать образы и таких объектов, которых пока еще нет в жизни. Такая возможность человека основана в значительной мере на его воображении.
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий.
Образы воображения отличаются от образов представлений. Образы воображения - это образы предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали. Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представлений. А это невозможно без мышления, памяти, представления и мышления.
Виды воображения
1. Непроизвольное (образы возникают спонтанно)
2. Произвольное - воссоздающее - процесс создания образов на основе личного опыта. творческое - самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности.
3. Мечта - это представление желаемого будущего.
Функции воображения
Представлять действительность в образах