Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего
ГБДОУ детским садом
общеразвивающего вида № 36
от «_03__» _09_____ 2014__г. №_115 п.1__
____________________ Г.Б.Гелина
ПРИНЯТО на Совете ГБДОУ№36
«__27__»__08___20_14__г протокол № _1__
Рабочая программа
По логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи (ФНР)
Летнего возраста
Для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
На 2014-2015 учебный год
Составила:
Учитель-логопед
Никифорова Н.П.
Санкт-Петербург
Содержание программы
1. | Пояснительная записка | |
2. | Организация образовательной деятельности | |
3. | Интеграция образовательных областей в логопедической работе | |
4. | Содержание логопедической работы | |
5. | Планируемые результаты освоения рабочей программы | |
6. | Система мониторинга | |
7. | Список литературы |
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В настоящее время в ГБДОУ детском саду общеразвивающего вида детский сад
№36 содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоборидзе. З.А.Михайловой. Данная программа предполагает в образовательной области «Речевое развитие» использование логопедической поддержки детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Содержание работы и организационные моменты логопункта закреплены Положением о логопедическом пункте, принятом на Совете образовательного учреждения и утвержденным руководителем.
Логопедическая работа в ГБДОУ детского сада №36 (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании следующих программ:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»;
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартом ДО(ФГОС ДО) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
Ø раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
Ø устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
Ø развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
Ø уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
Ø осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Ø забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Ø создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Ø максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
Ø творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
Ø вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Ø уважительное отношение к результатам детского творчества;
Ø единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Ø соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетическое недоразвитие речи;
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации курирующего районного логопеда в ГБДОУ №39, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
.
Организация образовательной деятельности
Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время, кроме физкультурных и музыкальных занятий.
Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; заикание; однотипность нарушения звукопроизношения.
Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические недоразвитие речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 10 мин и микрогруппового – не более 30 минут.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развитие артикуляционного праксиса;
• фонационные упражнения;
• уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
• вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
• первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
микрогрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
• закрепление навыков произношения изученных звуков;
• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
• воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.
Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
*Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- речевое и языковое развитие.
*Родители:
- выполнение рекомендаций всех специалистов;
- закрепление навыков и расширение знаний.
*Музыкальный руководитель:
- элементы логоритмики;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- музыкотерапия;
- развитие общей и мелкой моторики.
*Воспитатель:
- автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
*Инструктор по физической культуре:
- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие основных видов движения.