Научный руководитель Сафонова М.В.




Успехи в целом ряде видов спорта, так называемых «командных», напрямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов, взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственности. Предмет особых забот тренеров, психологов и спортсменов – оптимальные межличностные отношения, в которых особую роль играют взаимная требовательность, взаимное уважение, способность преодолевать конфликтные преграды, умение в необходимый момент предстать перед соперниками единым сплоченным коллективом. В психологической подготовке спортсменов и команд центральное место занимает развитие сплоченности и единства.

Проблемой сплоченности малых групп занимались как отечественные, так и зарубежные специалисты: А.В. Петровский, А.А. Александров, В.М.Бехтерев, Л. Фестингер, Т. Ньюком и другие. Приобрели популярность технологии создания команд в организационной сфере (Е.В. Сидоренко), в детских и взрослых группах (К. Фопель). Актуальное состояние практики работы в детских спортивных группах показывает, что существует потребность в создании программ, направленных на сплочение спортивных команд.

Актуальность и не разработанность данной проблемы послужила основой для выбора темы исследования: «Повышение уровня сплоченности спортивной команды подростков в процессе групповых занятий» (Слайд 1).

(Слайд 2) Целью нашего исследования является разработка и апробирование программы по повышению уровня сплоченности спортивной команды подростков.

(Слайд 3) Объект исследования – процесс повышения уровня групповой сплоченности спортивной команды подростков.

Предмет исследования – групповые занятия как средство повышения уровня сплоченности спортивной команды подростков.

(Слайд 4) В соответствии с целью и предметом исследования мы поставили задачи, которые представлены на слайде:

(1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и спортивную литературу по теме исследования. Раскрыть сущность и специфику понятия «сплоченность». 2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сплоченности в спортивной команде. 3. Выявить актуальный уровень сплоченности спортивной команды. 4. Разработать и апробировать программу по повышению уровня групповой сплоченности спортивной команды. 5. Проследить динамику уровня сплоченности экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента. 6. Проверить гипотезу исследования с помощью методов статистического анализа).

(Слайд 5) Основная гипотеза исследования заключается в том, что групповые занятия с элементами тренинга, направленные на улучшения коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопонимания, будут способствовать развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития.

(Слайд 6) Для нашего исследования мы применили методы представленные на слайде. (1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Тестирование. 3. Социометрия. 4. Наблюдение. 5. Эксперимент. 6. Методы математической обработки данных).

(Слайд 7) В ходе анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы и определены понятия, важные для нашего исследования. Малая группа, сплоченность группы. Ценностно-ориентационное единство.

(«Малая группа – это собрание людей, включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение» (Ш. Бюлер) (Слайд 8) «Сплоченность группы – это взаимное тяготение ее членов, один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе» (Карвасарский Б.Д.) «Групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство членов группы, как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней» (Л. Фестингер). (Слайд 9) Ценностно-ориентационное единство – это один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, особенно значимым для группы в целом. (Показателем единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания).

(Слайд 10) Также были рассмотрены социально-психологическое корреляты сплоченность, которые в дальнейшем были выбраны в качестве критериев ее развития. (Степень психологической общности, единства членов группы; теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия; степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов).

Спортивная команда является реальной малой группой. Характеризуется, как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, и одним из основных параметров развития является групповая сплоченность или единство группы.

(Слайд 11) Для исследования нами был подобран комплекс методик, представленный на слайде. (Метод социометрии. Опросник «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ). Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2)).

А так же метод математической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни

(Слайд 12) Так же, для выявления уровней групповой сплоченности спортивных команд подростков нами были выдвинуты следующие критерии:

Ø Потребность в принадлежности к группе

Ø Ценностно-ориентационное единство

Ø Социометрическая структура

(Слайд 13) Проведя диагностическое исследование актуальных уровней сплоченности двух спортивных команд подростков на базе ДЮСШ №10 мы получили следующие результаты:

(Слайд 14) По результатам социометрии в команде гимназии №13 степень групповой сплоченности составила 0,38, что свидетельствует о среднем уровне групповой сплоченности. А в команде школы №95 – 0,88, что говорит о высоком уровне сплоченности. По данным опросника ЦОЕ уровень выраженности групповой сплоченности в команде гимназии №13 составляет 45% – это средний уровень, а в команде школы №95 – 62%, что говорит о высоком уровне. В итоге у команды школы №95 уровень групповой сплоченности выше, чем у команды гимназии №13.

С учетом полученных данных, нами была составлена программа формирующего эксперимента.

Программа представляет собой систему групповых занятий с элементами тренинга.

(Слайд 15) Целью программы является развитие групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

(Слайд 16) Задачи программы представлены на слайде. (1. Способствование развитию эмоциональной привлекательности участников друг к другу. 2. Повышение уровня взаимопонимания членов команды. 3. Развитие ценностно ориентационного единства членов команды. 4. Развитие умения принятия командных решений. 5. Повышение уровня сработанности команды. 6. Получение опыта позитивного командного взаимоотношения).

(Слайд 17) Программа реализовывалась в три этапа, задачи каждого представлены на слайде. Задачи I этапа: 1. Знакомство подростков с целями и спецификой занятий, правилами работы в группе. 2. Создание рабочей атмосферы в группе. Задачи II этапа: 1. Развитие эмоциональной привлекательности участников друг к другу.2. Повышение уровня взаимопонимания членов команды.3. Развитие ценностно ориентационного единства членов команды. Задачи III этапа: 1. Развитие умения принятия командных решений.2. Диагностика изменений, произошедших в уровне групповой сплоченности подросткового коллектива.

(Слайд 18-22) Программа представляет собой систему групповых занятий с элементами тренинга, с использованием игр, групповой дискуссии, элементов психогимнастики и психологических упражнений. Данные занятия являются модификацией конкретной формы тренинга (тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков). Соответственно, занятия имеют схожую структуру с тренингами: ритуал приветствия, разминка, основные упражнения, упражнения на расслабление, обратная связь, ритуал прощания, но при этом не в каждом занятии используются все компоненты.

В основе содержания программы лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, как важно умение доносить свои мысли и чувства до собеседника; и на сколько необходимо умение принятия командных решений.

Групповые занятия с элементами психологического тренинга являются оптимальным средством для улучшения коллективных взаимоотношений, поднятия группы на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания, так же являются одним из наиболее доступных путей резкого ускорения обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи.

Основным принципом групповых занятий с элементами тренинга является овладение новыми навыками через «проигрывание».

Наиболее удачными упражнениями были «Невидимая нить», которое позволило подросткам осознать сходство волнующих их интересов и проблем, а так же возможность открыто их обсуждать, не опасаясь при этом быть осмеянными, и находиться в равных отношениях с товарищами, что делает атмосферу в группе более привлекательной для участников. Упражнение «Гусеница», в котором групповая деятельность получилась успешной, поскольку функции, выполняемые каждым членом группы, были дифференцированы и согласованы друг с другом. Цель команды стала личной для каждого участника, возникло осознание групповой принадлежности. Упражнение «Символ команды» с применением техники снежной арт-терапии. У команды получился большой групповой эффект за счет личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности и за счет принятия активного участия каждого члена команды.

Формирующий эксперимент по развитию групповой сплоченности послужил укреплением показателя ценностно-ориентационного единства в экспериментальной группе. Подростки экспериментальной группы стали более мобильны в общении, испытывают меньше трудностей в постановке и достижении целей общения, добиваются успехов в групповой работе, что очень необходимо в выстраивании адекватных взаимоотношений в команде. Благодаря этому групповая сплоченность будет динамично расти.

(Слайд 23) Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе повысился уровень групповой сплоченности. По результатам социометрии степень групповой сплоченности составляла 0,38, после формирующего эксперимента повысилась до 0,52. По данным опросника ЦОЕ уровень выраженности групповой сплоченности вырос с 62% до 68,3%.

В контрольной группе прослеживается отрицательная динамика изменений. По результатам социометрии степень групповой сплоченности составляла 0,88, снизилась до 0,73. По данным опросника ЦОЕ уровень выраженности групповой сплоченности понизился с 45% до 28,3%.

Статистическая проверка различий между экспериментальной и контрольной групп, показывает, что они достоверны на 99%, следовательно, составленная нами программа, направленная на развитие групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития через групповые занятия с элементами тренинга является эффективной, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: