ТЕМА. ОБУВЬ
Словарь:
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
● Сапоги, туфли, сандалии, ботинки, тапки; шнурок, пятка, носок, каблук, подошва; обувь. ●●Босоножки, валенки, чешки, кеды; стелька; кожа, резина; крем, щетка, ремонт, сапожник. ●●●Кроссовки, полусапожки, сланцы, галоши; голенище, застежка; обувщик | ● Мыть, чистить, сушить, рвать, обувать, носить, покупать, снимать. ●● Обуваться, разуваться, шнуровать, протирать, ставить, беречь, хранить, ремонтировать. ●●● Натягивать, изготавливать, прошивать, подклеивать, начищать, ухаживать, донашивать, рассматривать | ● Г рязный, сухой, теплый. чужой, зимний, новый. ●● Взрослый, детский, тесный, удобный, свобо д ный, аккуратный, рваный, тяжелый, легкий, женский, домашний. ●●● Современный, модный, демисезонный, разноцветный, утепленный, замшевый, жесткий. Наречия: сыро, мало, велико, мягко, дорого, надежно, удобно |
Наблюдаем. Рассказываем.
- «Описываем» обувь по плану.
● Тапочки, ботинки, сапоги. | ●● Валенки, туфли, сандалии. | ●●● Сланцы, кроссовки, полусапожки. |
План: 1.Что это? Живое существо или нет? 2, 4, 7. Внешний вид: цвет, размер, какой на ощупь. 8. Материал, из которого сделана обувь. 9. Детали обуви: каблук, голенище, шнурки, носок, пятка, подошва; цвет, размер; для чего она служит. 16. Разновидность обуви по: а) полу (женская, мужская); б) возрасту (детская и т. д.). 28. Разновидность обуви по сезонам: осенняя, зимняя... 35. Разновидность обуви по назначению: праздничная, рабочая, спортивная, домашняя и т. п. 37. Уход за обувью (чистка, ремонт). 17. Сравниваем обувь: а) чем отличаются; б) чем похожи: ● тапки и сапоги ●● валенки и туфли ●●● ботинки и кроссовки |
2. «Кто/Что? Что делает? Какой?» Составляем таблицу о предметах обуви со словами игры «Описываем».
Что? | Что делают? (ет) | Какие? (какой? какая? какое?) |
Тапочки | Стоят, носятся, рвутся, сохнут, мокнут, теряются, ремонтируются, снашиваются, жмут | Удобные, однотонные, мои, детские, рваные, новые, забытые, дорогие |
Играем
1. »Волшебные очки». Рассматриваем обувь.
●1. Овальное средней величины(подошва). 2. Мелкое круглое (дырочка для шнурка, пряжка, пуговица). | ●● 1. Черное большое прямоугольное (сапоги, коробка от сапог и т. д.). 2. Белое маленькое круглое (застежка). | ●●● 1. Оранжевое овальное среднего размера (туфли, обувная щетка). 2. Разноцветное большое. |
Выполняй, пожалуйста».
● 1. Громко крикни: «А-а-а!» 2. Пожалуйста, присядь. 3. Быстро встань. Пожалуйста, встань, хлопни один раз в ладоши. | ●● 1. Хлопни в ладоши около левого уха два раза. 2. Пожалуйста, «поймай» руками голову; опусти руки вниз. 3. Поставь руки, пожалуйста, на пояс. 4. Сделай шаг вправо и присядь 5. Пожалуйста, вытяни руки вперед | ●●●1. Правой рукой дотронься до левого уха, пожалуйста,левым кулачком покажи правый локоть. 2. Опусти руки на пояс, присядь. 3. Встань, подними руки к плечам, пожалуйста. |
3. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчеркнутыми словами словаря.
4. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами словаря.
Подходит — не подходит, потому что...»
Живое | ● Снегирь, сапог (не подходит, потому что не живое, а обувь), дуб. ●● Береза, шнурок, снег. ●●●Капуста, каблук, липа. |
Все, что сделано руками человека | ● Шарф, огурец, валенок. ●● Дуб, щетка, подошва. ●●● Сандалии, сапог, шнурок. |
Слово-действие | ● Ботинки, стоят, сохнут. ●●Красивый, сапоги, радуется. ●●●Рвать, ботинок, ремонтировать. |
Лишний, потому что...»
● 1. Тапочки, ласточка (1), туфли. 2. Платье (1), сапоги, босоножки. | ●● 1. Кофта (3), туфли, кефир (2), сапоги, кожаный (1). 2. Носить (1), каблук (2), тапочки (3), кроссовки, ботинки. | ●●●1. Свитер (3), свистеть (1), ласты (4), сапоги, сандалии, обувщик (2). 2. Девочка (2), сосна (3), валенки, ботинки, тапки (4), зима (1). |
7.«У меня — у нас — нет». Играем со словами Словаря:
Пример: сапог — сапоги — сапог
8. «Есть — было — будет » Играем со словами Словаря:
Пример:
●Сапог — (кожа) — (старый сапог);
●●Ткань — (лен) — (верх тапочек);
●●●Кожа — (животное) — (сапог);
Рваные тапки — (целые тапки) — (мусор).
9. «Сосчитай-ка» (В-8). Играем со словами Словаря. Счет парами.
● Числительные 1, 2, 3, 4, 5 | ●● Числительные 1, 3, 5 | ●●● Числительные 1, 3, 5 |
Пара сапог, пара ботинок, пара сандалий, пара шнурков | Пара туфель, пара босоножек, пара валенок | Пара кроссовок, пара галош, пара сланцев |
10. «Кто живет между…»
●Летом и зимой (осень), указательным пальцем и мизинцем (средний и безымянный).
●● Вторником и пятницей (среда, четверг), потолком и полом (стены).
●●●Красным и желтым цветом радуги (оранжевый), позавчера и сегодня (вчера).
11. «Какой, еще, самый» (В-1).
● 1. Ботинки высокие, а сапоги самые... (высокие). 2. Тапки дорогие, а сапоги самые... (дорогие). Тапки теплые, а валенки самые... (теплые). | ●●1. Ботинки высокие, а полусапожки еще... (выше). 2. Тапки дорогие, а туфли еще... (дороже). Тапки теплые, а ботинки еще... (теплее). | ●●● 1. Ботинки высокие, полусапожки еще.. (выше), а сапоги самые... (высокие). 2. Тапки дорогие, туфли еще... (дороже), а сапоги самые... (дорогие). Тапки теплые, ботинки еще... (теплее), а валенки самые... (теплые). |
Путаница».
● 1. Я летом ношу красивые валенки. 2. Девочке купили старые туфли. | ●● 1. Сапоги, ботинки, полусапожки — спортивная обувь. 2. Мама купила маленькой дочке туфли на высоком каблуке. | ●●● 1. Папа покупать магазин в зимняя сапог. 2. Я осень гулять тапках в улице на. |
13. «Что? — Из чего? — Какой?».
● | * | Q | |
Сапог Тапки Обувь | Из кожи — кожаный Из меха — меховые Из резины — резиновая | Из кожи, замши, резины Из меха, материи, шерсти Из кожи, резины, материи | Со словами словаря |
14. «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Играем со словами Словаря::
Пример: мамин сапог мамина туфля мамины ботинки
РАСКРАШИВАЕМ КАРАНДАШАМИ ( только обувь)