Семинарское занятие № 1 (2 часа).
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
1.Понятие и сущность криминологии.
2.Предмет криминологии.
3.Метод криминологии (методология и методика).
4.Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками.
5.Задачи криминологии в настоящее время.
Контрольные вопросы по теме:
1.Когда возникла криминология? Что легло в основу формирования новой науки? Значение криминологии?
2.Когда и кем была написана первая книга, называвшаяся «криминология»?
3.Укажите основные элементы предмета криминологии?
4.Каково место криминологии в системе юридических и неюридических наук?
5.Каковы причины появления в криминологии двух основных направлений?
6.Укажите задачи и функции криминологии?
Тема 2. Развитие и современное состояние криминологии. Криминологические теории.
1.Зарождение и развитие криминологической мысли.
2. История развития отечественной криминологии до революции.
3.Становление и развитие криминологии в СССР до 60-х годов.
4.Развитие криминологии в СССР с начала 60-х гг. до начала 90-х гг.
Контрольные вопросы по теме:
1.Назовите периоды развития мировой криминологии?
2.Какие криминологические теории Вам известны?
3.Какие положения философии имеют наибольшее значение для криминологии?
4.Какие направления криминологических исследований были присущи дореволюционной России?
5.В чем сущность отечественной криминологии в 20-30-е гг. ХХ столетия? Какие причины лежали в прекращении проведения криминологических исследований?
6.Укажите основные этапы развития криминологии в 60-90-е гг. ХХ столетия?
Контрольные задания по теме:
Задание – 1.
|
Что такое преступность? Определите свое отношение к следующим дискуссионным вопросам: а) присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и явлении «преступность»?; б) преступность – явление исторически приходящее или вечное?; в) преступность – это совокупность преступлений или нет?; г) преступность – изменчива или постоянна?
Задание – 2.
Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук:
Задание – 3.
Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:
- принцип демократизма;
- диалектический закон единства и борьбы противоположностей;
- философские категории явления и сущности;
- диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений.
Задание – 4.
Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется вам правильным (ответ обоснуйте)?
1) Криминология – часть науки уголовного права, так как она зародилась в недрах этой науки, пользуется её понятиями и категориями; учение о преступности и её причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности.
2) Криминология есть наука юридическая.
3) Криминология как наука сочетает в себе право и социологию.
4) По своим задачам, приёмам и методам исследования криминология – это социология; по специфичности круга изучаемых явления – это криминальная судебная социология.
Задание – 5.
В литературе можно встретить различные определения криминологии:
- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
|
- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности её возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях её предупреждения.
Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.
Задание – 6.
Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.
Задание – 7.
Раскройте состояние криминологической науки в мире и в России в современный период.
Творческая работа: подготовьте и выступите с докладом на темы «Соотношение преступности, лжи и справедливости» или «Какую пользу может принести изучение криминологии отдельным гражданам?».
Задания для самоконтроля:
1. Значение криминологии для формирования мировоззрения юриста. Влияние криминологии на практику воздействия на преступность.
2. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Какие задачи стоят перед криминологией?
3. Кому из философов древности принадлежат наиболее значимые криминологические идеи?
4. Какой политик одним из первых успешно провёл широкомасштабный криминологический эксперимент?
|
5. Какова была основная черта практики воздействия на преступность на ранних этапах истории человечества? Какое влияние на эту практику оказала криминологическая мысль?
6. Каким было отношение к криминологии в России в начале ХХ в.?
7. Как изменилась криминология в нашей стране в ХХ в.?
8. в чём заключается научное и практическое значение криминологии?
9. Как вы понимаете тезис Платона о том, что «преступность – болезнь общества»?
10. Э.Дюркгейм рассматривал преступность как социальную норму. Оцените корректность такого понимания преступности? Означает ли это, что преступность – вечное явление?
11. Охарактеризуйте антропологическую концепцию Ч. Ломброзо. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей. Какие изменения претерпела теория Ч. Ломброзо в исследованиях его последователей (Э. Ферри, Ш. Глюк).
12. Имеет ли антропологический подход к анализу преступности какую-либо научную и практическую ценность?
13. В чём сущность теологического подхода к пониманию преступности? Имеет ли теологический подход в криминологии научную и практическую ценность?