по дисциплине «Музееведение»




ГЛОССАРИЙ

 

Архитектурно-художественное решение экспозиции — художественное проек­тирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экс­позиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального ос­воения содержания экспозиции посетителями музея.

 

Ассоциативность музейного предмета — проявление свойства экспрессивности. Оно заключается в том, что вызывает у зрителя эмоциональные переживания на основе каких-либо ассоциаций.

 

Атрибуция — исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему. Такие исследова­ния дают возможность выявить присущие данному предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д.

 

Аттрактивность — способность музейных предметов привлекать внимание. Это свойство, которое обусловлено их трехмерностью, разнообразием форм, цветом, фак­турой, размерами.

 

Виды деятельности музея — комплектование фондов, научные исследования, на­учно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная.

 

Документирование — процесс, связанный с познанием различных сторон жизни окружающего мира. В ходе его выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реаль­ность и являющихся элементами исторической памяти. Цель д. — достижение адекват­ного соотношения между явлением (событием, фактом) и документами — свидетельст­вами этого явления, отобранными в музей.

 

Дублетный фонд — часть коллекционного фонда, которая состоит из определен­ного нормативными документами числа экземпляров полностью идентичных предме­тов. Принадлежность предметов основного фонда к д. ф. фиксируется при помощи кар­точек. Д. ф. в основе своей обычно состоит из типовых предметов.

 

ИКОМ (ICOM — The International Council of Museums) — Международный со­вет музеев. Основан в ноябре 1946 г. в Париже по инициативе Chauncey J. Hamlin (Со­единенные Штаты Америки), который становится его первым президентом. ИКОМ яв­ляется международной неправительственной, профессиональной организацией, объе­диняющей музеи и музейных работников. Состоит из индивидуальных и коллективных членов.

 

ИКОМ России — создан в 1957 г. В настоящее время объединяет 300 индивиду­альных и коллективных членов — музеев и музейных работников России. Входит в ав­торитетную неправительственную организацию под эгидой ЮНЕСКО — Междуна­родный совет музеев — как национальная ассоциация, призванная содействовать раз­витию международных музейных связей и оказывать поддержку музейному сотрудниче­ству.

 

Интерпретация — истолкование музейных предметов как источника знаний и эмоций, их критический анализ.

 

Информативность — способность музейного предмета выступать в качестве ис­точника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т. д.

 

Исследование в музее — особая форма музейной деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало.

 

История музейного дела — изучает причины возникновения «музейной потребности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных и культурных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, организацию музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. История музейного дела как элемент музееведения соприкасаются с историей науки, культуры в целом, с историей отдельных дисциплин, представленных и музеях.

 

Классификация — деление всего объема музейных предметов на группы по признакам родства и различия.

 

Климатология музейная определенный режим хранения в музейном фонде. Его целью являются контроль и обеспечение при хранении и экспонировании музейных предметов и научно-вспомогательных материалов такой температуры и влажности, которые бы максимально задерживали их естественное старение.

 

Коллекционный фонд — часть основного фонда музея, включающая музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному лучшему из имеющихся в нескольких экземплярах. Принадлежность предметов основного фонда к к. ф. фиксируется при помощи карточек.

 

Комплектование (или музейное документирование) — специфическая деятельность, заключающаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. К. проводится музейными методами, а результатом его являются музейные фонды.

 

Консервация — сохранение музейных предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.

 

Маркетинг в музее — комплексное изучение рынка, планирование спектра предлагаемых услуг и осуществление реализации программ взаимодействия музея с обществом.

 

Менеджмент в музее — процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материалов и человеческих ресурсов музея для достижения стоящих перед ним целей.

 

Метод музееведения — для метода музееведения характерно применение разно образных методов общественных и естественных наук в процессе исследования музейных предметов, осуществления музейной коммуникации, а также использование методов специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствознания, литературоведения; применение методов непосредственного наблюдения жизни общества, исследования в области экспозиции, ее восприятия, работы по консервации, реставрации музейных предметов.

 

Музееведение — общественная наука, изучающая процессы сохранения соци­альной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных пред­метов; музейное дело; музей как общественный институт, его социокультурные функ­ции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.

 

Музей — особое научно-культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями и исполь­зующиеся в научных и культурных целях.

 

Музейная выставка — вид временной музейной экспозиции (в отличие от посто­янной). Выставки — стационарные и передвижные — посвящаются актуальным во­просам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, выдающимся личностям прошлого и настоящего.

 

Музейная коллекция — совокупность музейных предметов, связанных общно­стью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое.

 

Музейная педагогика — область научного знания и построенной на его основе научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

 

Музейное источниковедение — познание музейных предметов с целью создания целостного представления о них как историко-культурных ценностях. Особенность м. и. — выявление не только информации музейных предметов, но и других свойств, позволяющих использовать эти предметы в процессе коммуникации, например аттрактивность, экспрессивность.

 

Музейное собрание — совокупность коллекций, принадлежащих одному музею.

 

Музейность — понятие, связанное со специфическим отношением человека к действительности, которое проявляется в стремлении к приобретению, сохранению и использованию объектов (материальных свидетельств развития природы и общества), выступающих носителями ценности социокультурного характера.

 

Музейный педагог — лицо, профессионально занимающееся образователь­но-воспитательной деятельностью в музее.

 

Музейный предмет — извлеченный из реальной действительности предмет му­зейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохранять­ся. М. п. является носителем социокультурной и естественнонаучной информа­ции — аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния.

 

Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предме­тов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в м. ф. предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении.

 

Научная концепция музея — всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач спосо­бов и средств их реализации.

 

Научная работа в музее — деятельность с использованием научных методов. По­скольку музей является многофункциональным учреждением, то и его научные исследо­вания имеют многосторонний и комплексный характер. Музеи ведут научные исследования, как в области музееведения, так и в области профильных наук.

 

Научно-вспомогательные музейные материалы — под ними понимают входя­щие в фонды хранения предметы, не обладающие свойствами музейных предметов, но помогающие их изучению и экспонированию.

 

Научные инвентари — юридические документы (акты приема, акты выдачи, кни­ги поступлений, книги научной инвентаризации), специально разработанные для осу­ществления юридической охраны музейных фондов.

 

Обменный фонд музея — совокупность непрофильных музейных предметов, предназначенных для межмузейного обмена.

 

Общая теория музееведения (метамузеология) — связана с познанием объекта, предмета, метода и структуры науки. Она определяет место музееведения в системе на­учных дисциплин; решает вопросы взаимодействия с различными науками; разрабатывает научный аппарат и язык науки; выявляет природу музейного отношения к действи­тельности, феномен музейного предмета; разрабатывает проблемы, связанные с социо­-культурными функциями музеев, их местом в системе других социокультурных институ­тов, с типологией, классификацией музеев, с закономерностями формирования и функционирования музейной сети; разрабатывает научные основы всех специфически музейных видов деятельности; определяет характер фундаментальных и прикладных ис­следований в области музееведения.

 

Объект исследования музееведения — совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки. Объект музееведения — это музей.

 

Основной фонд музея — музейные предметы, которые составляют основу собра­ния и на базе которых развертывается вся его деятельность.

 

Отбор — часть процесса документирования. Он заключается в том, что объекты реального мира — носители музейности — в процессе документирования должны быть опознаны и отобраны, т. е. изъяты из первоначальной, естественной среды быто­вания. О. предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования. Теория документирования научно обосновывает критерии о. и методику музееведческого исследования действительности.

 

Открытое хранение фондов — система хранения, позволяющая сделать доступ­ным для обозрения каждый из находящихся в фондохранилище предметов.

 

Оценка — суждение о ценности предмета. О. зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отношений, объективной стороной которых выступают каче­ственные характеристики предметов (их информационный потенциал), а субъектив­ной — потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом дан­ным предметом на музейных сотрудников и посетителей.

 

Подлинность музейного предмета — доказательство соответствия всех призна­ков музейного предмета, находящихся в неразрывном единстве. У предмета, который не является подлинником, это единство нарушено.

 

Предмет исследования — определенный круг закономерностей, отражающий профиль, сферу интересов, гносеологические задачи науки.

 

Предмет музееведения — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, а также к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музей­ного дела.

 

Предмет музейного значения — предмет реального мира, который прошел про­цесс музейной оценки его социокультурного значения.

 

Предмет реального мира — вещественный источник, функционирующий в есте­ственной среде бытования и выполняющий утилитарную функцию.

 

Прикладное музееведение — составная часть музееведения. Она включает в себя научную методику, технику, организацию и управление. Научная методика — ос­новной стержень п. м. Она оформляется в самостоятельный раздел на относительно поздней стадии, поскольку неразрывно связана с теорией. Методикой охватываются все формы деятельности музеев.

 

Реклама (музейная) — процесс подготовки и распространения целенаправлен­ных сообщений, которые все вместе и каждое в отдельности предназначены оказывать позитивное влияние на становление, развитие и функционирование рыночных отноше­ний музейной деятельности.

 

Репрезентативность музейных предметов — представительность их среди пред­метов однотипных, тождественных. В ряду похожих предметов имеются такие, которые

с наибольшей полнотой раскрывают то или иное явление действительности и ярче его отражают, т. е. являются более представительными, репрезентативными.

 

Реставрация — восстановление облика музейного предмета, максимально при­ближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, про­исшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

 

Свойства музейного предмета — совокупность характеристик, обусловливаю­щих различия или сходства одного предмета с другими, что создает новое специфиче­ское качество: обладающий ими предмет является музейным. С. м. п. лежат в основе его отбора в музейное собрание.

 

Систематизация — группировка имеющихся музейных предметов с целью опре­деления ценности и места предмета в музее.

 

Состав фондов музея — специальная организация фондов, разделяющая их в со­ответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также определяю­щая юридическое положение музейных предметов.

 

Социокультурные функции музея — те отличительные, не свойственные другим учреждениям обязанности, виды деятельности музея по отношению к обществу и куль­туре.

 

Среда (музейная) — место бытования музейного предмета, где созданы необхо­димые условия для максимального влияния его на человека в музее.

 

Структура музееведения — взаимодействие определенных элементов науки и практической деятельности, не существующих в отрыве друг от друга. С. м. включает исторический, теоретический и прикладной элементы.

 

Теория документирования — изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подле­жащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяю­щих реальность и выступающих элементами исторической памяти. Таким образом, про­является документационный подход к реальности. Т. д. научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

 

Теория музейной коммуникации — исследует музей как один из коммуникацион­ных институтов, который не только концентрирует, обобщает и распространяет инфор­мацию, но и самостоятельно продуцирует ее на базе музееведческих исследований. Дан­ная теория изучает специфику передачи информации, в основе которой лежат музейные предметы. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, ее основным каналом является экспозиция.

 

Теория тезаврирования (научно-фондовой работы) — связана с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, учетом этой ценности и проблемами ее сохранения. В рамках т. т. фонд музейных предметов рассматривается как особая до­кументальная система, модель реального мира.

 

Типовой музейный предмет — отражает типичное явление и обладает свойства­ми, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время.

 

Уникальный музейный предмет — предмет, существующий в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе и обладающий особой научной и социо­культурной ценностью.

 

Учет музейных фондов — направление фондовой работы, обеспечивающее со­хранность приобретенных музейных предметов и фиксирующее в специальных доку­ментах их принадлежность к государственной собственности, т. е. осуществляющие их юридическую охрану.

 

Учетная документация — научно-охранные материалы (документация), содер­жащие полную информацию о музейных предметах, полученную извне или в ходе музей­ных исследований.

 

Физические свойства музейных предметов — форма, размер, вес, цвет предме­та, материал, из которого он изготовлен.

 

Фондовая работа — одно из направлений деятельности музея, целью которой яв­ляется создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных предметов, а также проведение изысканий в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики ф. р.

 

Функции музейного предмета — система отношений музейных предметов между собой. Музейный предмет в музейном пространстве не выступает сам по себе, а взаимо­действует с другими предметами. К ф. м. п. относятся: моделирование действительно­сти, коммуникативная и научно-информационная функции.

 

Хранение музейных фондов — направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения.

 

Экспозиция (музейная) — основная форма музейной коммуникации. Она реали­зуется путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в со­ответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

 

Экспрессивность — способность музейных предметов воздействовать на зрителя и вызывать у него эмоциональное переживание.

 

Язык науки — система понятий, терминов, которыми оперирует музееведение.

 

Public relations в музее — система взаимодействия музея с обществом, выра­жающаяся в поддержании благоприятных отношений музея со своими посетителями посредством проведения целого ряда мероприятий, направленных на создание позитив­ного мнения о музее и его деятельности.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: