ГЛОССАРИЙ
Архитектурно-художественное решение экспозиции — художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.
Ассоциативность музейного предмета — проявление свойства экспрессивности. Оно заключается в том, что вызывает у зрителя эмоциональные переживания на основе каких-либо ассоциаций.
Атрибуция — исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему. Такие исследования дают возможность выявить присущие данному предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д.
Аттрактивность — способность музейных предметов привлекать внимание. Это свойство, которое обусловлено их трехмерностью, разнообразием форм, цветом, фактурой, размерами.
Виды деятельности музея — комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная.
Документирование — процесс, связанный с познанием различных сторон жизни окружающего мира. В ходе его выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Цель д. — достижение адекватного соотношения между явлением (событием, фактом) и документами — свидетельствами этого явления, отобранными в музей.
Дублетный фонд — часть коллекционного фонда, которая состоит из определенного нормативными документами числа экземпляров полностью идентичных предметов. Принадлежность предметов основного фонда к д. ф. фиксируется при помощи карточек. Д. ф. в основе своей обычно состоит из типовых предметов.
ИКОМ (ICOM — The International Council of Museums) — Международный совет музеев. Основан в ноябре 1946 г. в Париже по инициативе Chauncey J. Hamlin (Соединенные Штаты Америки), который становится его первым президентом. ИКОМ является международной неправительственной, профессиональной организацией, объединяющей музеи и музейных работников. Состоит из индивидуальных и коллективных членов.
ИКОМ России — создан в 1957 г. В настоящее время объединяет 300 индивидуальных и коллективных членов — музеев и музейных работников России. Входит в авторитетную неправительственную организацию под эгидой ЮНЕСКО — Международный совет музеев — как национальная ассоциация, призванная содействовать развитию международных музейных связей и оказывать поддержку музейному сотрудничеству.
Интерпретация — истолкование музейных предметов как источника знаний и эмоций, их критический анализ.
Информативность — способность музейного предмета выступать в качестве источника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т. д.
Исследование в музее — особая форма музейной деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало.
История музейного дела — изучает причины возникновения «музейной потребности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных и культурных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, организацию музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. История музейного дела как элемент музееведения соприкасаются с историей науки, культуры в целом, с историей отдельных дисциплин, представленных и музеях.
Классификация — деление всего объема музейных предметов на группы по признакам родства и различия.
Климатология музейная определенный режим хранения в музейном фонде. Его целью являются контроль и обеспечение при хранении и экспонировании музейных предметов и научно-вспомогательных материалов такой температуры и влажности, которые бы максимально задерживали их естественное старение.
Коллекционный фонд — часть основного фонда музея, включающая музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному лучшему из имеющихся в нескольких экземплярах. Принадлежность предметов основного фонда к к. ф. фиксируется при помощи карточек.
Комплектование (или музейное документирование) — специфическая деятельность, заключающаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. К. проводится музейными методами, а результатом его являются музейные фонды.
Консервация — сохранение музейных предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.
Маркетинг в музее — комплексное изучение рынка, планирование спектра предлагаемых услуг и осуществление реализации программ взаимодействия музея с обществом.
Менеджмент в музее — процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материалов и человеческих ресурсов музея для достижения стоящих перед ним целей.
Метод музееведения — для метода музееведения характерно применение разно образных методов общественных и естественных наук в процессе исследования музейных предметов, осуществления музейной коммуникации, а также использование методов специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствознания, литературоведения; применение методов непосредственного наблюдения жизни общества, исследования в области экспозиции, ее восприятия, работы по консервации, реставрации музейных предметов.
Музееведение — общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов; музейное дело; музей как общественный институт, его социокультурные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.
Музей — особое научно-культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями и использующиеся в научных и культурных целях.
Музейная выставка — вид временной музейной экспозиции (в отличие от постоянной). Выставки — стационарные и передвижные — посвящаются актуальным вопросам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, выдающимся личностям прошлого и настоящего.
Музейная коллекция — совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое.
Музейная педагогика — область научного знания и построенной на его основе научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.
Музейное источниковедение — познание музейных предметов с целью создания целостного представления о них как историко-культурных ценностях. Особенность м. и. — выявление не только информации музейных предметов, но и других свойств, позволяющих использовать эти предметы в процессе коммуникации, например аттрактивность, экспрессивность.
Музейное собрание — совокупность коллекций, принадлежащих одному музею.
Музейность — понятие, связанное со специфическим отношением человека к действительности, которое проявляется в стремлении к приобретению, сохранению и использованию объектов (материальных свидетельств развития природы и общества), выступающих носителями ценности социокультурного характера.
Музейный педагог — лицо, профессионально занимающееся образовательно-воспитательной деятельностью в музее.
Музейный предмет — извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. М. п. является носителем социокультурной и естественнонаучной информации — аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния.
Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в м. ф. предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении.
Научная концепция музея — всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации.
Научная работа в музее — деятельность с использованием научных методов. Поскольку музей является многофункциональным учреждением, то и его научные исследования имеют многосторонний и комплексный характер. Музеи ведут научные исследования, как в области музееведения, так и в области профильных наук.
Научно-вспомогательные музейные материалы — под ними понимают входящие в фонды хранения предметы, не обладающие свойствами музейных предметов, но помогающие их изучению и экспонированию.
Научные инвентари — юридические документы (акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации), специально разработанные для осуществления юридической охраны музейных фондов.
Обменный фонд музея — совокупность непрофильных музейных предметов, предназначенных для межмузейного обмена.
Общая теория музееведения (метамузеология) — связана с познанием объекта, предмета, метода и структуры науки. Она определяет место музееведения в системе научных дисциплин; решает вопросы взаимодействия с различными науками; разрабатывает научный аппарат и язык науки; выявляет природу музейного отношения к действительности, феномен музейного предмета; разрабатывает проблемы, связанные с социо-культурными функциями музеев, их местом в системе других социокультурных институтов, с типологией, классификацией музеев, с закономерностями формирования и функционирования музейной сети; разрабатывает научные основы всех специфически музейных видов деятельности; определяет характер фундаментальных и прикладных исследований в области музееведения.
Объект исследования музееведения — совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки. Объект музееведения — это музей.
Основной фонд музея — музейные предметы, которые составляют основу собрания и на базе которых развертывается вся его деятельность.
Отбор — часть процесса документирования. Он заключается в том, что объекты реального мира — носители музейности — в процессе документирования должны быть опознаны и отобраны, т. е. изъяты из первоначальной, естественной среды бытования. О. предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования. Теория документирования научно обосновывает критерии о. и методику музееведческого исследования действительности.
Открытое хранение фондов — система хранения, позволяющая сделать доступным для обозрения каждый из находящихся в фондохранилище предметов.
Оценка — суждение о ценности предмета. О. зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отношений, объективной стороной которых выступают качественные характеристики предметов (их информационный потенциал), а субъективной — потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом данным предметом на музейных сотрудников и посетителей.
Подлинность музейного предмета — доказательство соответствия всех признаков музейного предмета, находящихся в неразрывном единстве. У предмета, который не является подлинником, это единство нарушено.
Предмет исследования — определенный круг закономерностей, отражающий профиль, сферу интересов, гносеологические задачи науки.
Предмет музееведения — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, а также к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.
Предмет музейного значения — предмет реального мира, который прошел процесс музейной оценки его социокультурного значения.
Предмет реального мира — вещественный источник, функционирующий в естественной среде бытования и выполняющий утилитарную функцию.
Прикладное музееведение — составная часть музееведения. Она включает в себя научную методику, технику, организацию и управление. Научная методика — основной стержень п. м. Она оформляется в самостоятельный раздел на относительно поздней стадии, поскольку неразрывно связана с теорией. Методикой охватываются все формы деятельности музеев.
Реклама (музейная) — процесс подготовки и распространения целенаправленных сообщений, которые все вместе и каждое в отдельности предназначены оказывать позитивное влияние на становление, развитие и функционирование рыночных отношений музейной деятельности.
Репрезентативность музейных предметов — представительность их среди предметов однотипных, тождественных. В ряду похожих предметов имеются такие, которые
с наибольшей полнотой раскрывают то или иное явление действительности и ярче его отражают, т. е. являются более представительными, репрезентативными.
Реставрация — восстановление облика музейного предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.
Свойства музейного предмета — совокупность характеристик, обусловливающих различия или сходства одного предмета с другими, что создает новое специфическое качество: обладающий ими предмет является музейным. С. м. п. лежат в основе его отбора в музейное собрание.
Систематизация — группировка имеющихся музейных предметов с целью определения ценности и места предмета в музее.
Состав фондов музея — специальная организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также определяющая юридическое положение музейных предметов.
Социокультурные функции музея — те отличительные, не свойственные другим учреждениям обязанности, виды деятельности музея по отношению к обществу и культуре.
Среда (музейная) — место бытования музейного предмета, где созданы необходимые условия для максимального влияния его на человека в музее.
Структура музееведения — взаимодействие определенных элементов науки и практической деятельности, не существующих в отрыве друг от друга. С. м. включает исторический, теоретический и прикладной элементы.
Теория документирования — изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и выступающих элементами исторической памяти. Таким образом, проявляется документационный подход к реальности. Т. д. научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.
Теория музейной коммуникации — исследует музей как один из коммуникационных институтов, который не только концентрирует, обобщает и распространяет информацию, но и самостоятельно продуцирует ее на базе музееведческих исследований. Данная теория изучает специфику передачи информации, в основе которой лежат музейные предметы. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, ее основным каналом является экспозиция.
Теория тезаврирования (научно-фондовой работы) — связана с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, учетом этой ценности и проблемами ее сохранения. В рамках т. т. фонд музейных предметов рассматривается как особая документальная система, модель реального мира.
Типовой музейный предмет — отражает типичное явление и обладает свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время.
Уникальный музейный предмет — предмет, существующий в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе и обладающий особой научной и социокультурной ценностью.
Учет музейных фондов — направление фондовой работы, обеспечивающее сохранность приобретенных музейных предметов и фиксирующее в специальных документах их принадлежность к государственной собственности, т. е. осуществляющие их юридическую охрану.
Учетная документация — научно-охранные материалы (документация), содержащие полную информацию о музейных предметах, полученную извне или в ходе музейных исследований.
Физические свойства музейных предметов — форма, размер, вес, цвет предмета, материал, из которого он изготовлен.
Фондовая работа — одно из направлений деятельности музея, целью которой является создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных предметов, а также проведение изысканий в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики ф. р.
Функции музейного предмета — система отношений музейных предметов между собой. Музейный предмет в музейном пространстве не выступает сам по себе, а взаимодействует с другими предметами. К ф. м. п. относятся: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная функции.
Хранение музейных фондов — направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения.
Экспозиция (музейная) — основная форма музейной коммуникации. Она реализуется путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Экспрессивность — способность музейных предметов воздействовать на зрителя и вызывать у него эмоциональное переживание.
Язык науки — система понятий, терминов, которыми оперирует музееведение.
Public relations в музее — система взаимодействия музея с обществом, выражающаяся в поддержании благоприятных отношений музея со своими посетителями посредством проведения целого ряда мероприятий, направленных на создание позитивного мнения о музее и его деятельности.
■