Оглавление
Пояснительная записка. 3
Содержание. 4
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса. 5
Учебно-тематический план. 6
Литература. 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по информатике и ИКТ «Основы программирования на языке Паскаль» для учащихся 10 класса рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), ориентирован на предпрофильную подготовку и посвящён изучению языка программирования Паскаль.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика. Это добавляет новую цель в образовании - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика».
Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьной программы осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка данного элективного курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, позволяет получить необходимые знания по основам программирования на языке Паскаль.
Курс включает в себя как рассмотрение и знакомство с типовыми алгоритмами и структурами: ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, так и темы, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.
Изучение данного курса имеет важное значение для развития мышления. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.
Цели элективного курса:
· раскрытие значения программирования и сути профессии программиста;
· ознакомление суворовцев со средой PASCAL и основами программирования;
· подготовка суворовцев к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности.
Задачи элективного курса:
· формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
· знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;
· знакомство со структурированными типами данных;
· профессиональное самоопределение;
· развитие алгоритмического мышления;
· решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.
Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения обучающимися навыков программирования. Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в среде языка программирования Паскаль согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения суворовцами практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
СОДЕРЖАНИЕ
Программист – профессия будущего. Профессия программиста. Программирование. Языки программирования и история их развития.
Язык программирования PASCAL. Работа в среде PASCAL. Вход в среду. Выход из среды. Открытие нового окна. Открытие уже существующего файла (программы). Алфавит PASCAL. Структура программы. Типы данных языка PASCAL. Переменные и константы в PASCAL. Арифметические выражения и оператор присваивания.
Программирование линейных алгоритмов. Понятие алгоритма, виды алгоритмов, линейный алгоритм.
Программирование ветвящихся алгоритмов. Условный оператор. Оператор выбора. Организация ветвлений с помощью условного оператора и оператора выбора.
Программирование циклических алгоритмов. Циклы. Организация программ циклической структуры: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром.
Программирование с использованием подпрограмм. Подпрограммы. Процедура. Функция.
Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
В результате освоения элективного курса обучающиеся должны знать:
· алгоритмические конструкции, исполнители;
· основы программирования на одном из языков программирования;
· общую структуру языка программирования, его синтаксис;
· правила определения типа переменной и ее описания;
· правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;
· правила записи на языке программирования условного оператора, оператора выбора, цикла с предусловием, цикла с постусловием, цикла со счётчиком, процедуры, функции;
· основные приёмы отладки и тестирования программ.
обучающиеся должны уметь:
· составлять и записывать программы, используя известные алгоритмические конструкции;
· распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
· использовать процедуры и функции при решении задач;
· правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
· записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
· описывать тип и размерность массивов;
· составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
· понимать листинг, корректировать программу;
· выводить результаты на дисплей или записывать в файл;
· решать олимпиадные задачи начального уровня.
· проводить отладку и тестирование программ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Перечень разделов и тем | Количество часов | Вид занятия |
Программист – профессия будущего. Профессия программиста | Лекция | ||
Программирование. Языки программирования и история их развития | |||
Язык программирования PASCAL | |||
Работа в среде PASCAL | |||
Вход в среду. Выход из среды | |||
Открытие нового окна | |||
Открытие уже существующего файла (программы) | |||
Алфавит PASCAL | |||
Структура программы | |||
Типы данных языка PASCAL | |||
Переменные и константы в PASCAL | |||
Арифметические выражения и оператор присваивания | |||
Программирование линейных алгоритмов | |||
Понятие алгоритма, виды алгоритмов, линейный алгоритм | |||
Программирование ветвящихся алгоритмов | |||
Условный оператор | |||
Оператор выбора | |||
Организация ветвлений с помощью условного оператора и оператора выбора | |||
Программирование циклических алгоритмов | |||
Организация программ циклической структуры: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром | |||
Программирование с использованием подпрограмм | |||
Подпрограммы | |||
Процедура | |||
Функция | |||
Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности | практикум | ||
ИТОГО: 35 часов |
ЛИТЕРАТУРА
1. Информатика Задачник – практикум в 2-х томах/ Под ред. И.Г.Семакина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
2. Информатика и ИКТ. 9 класс/ Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.
3. Информатика: весь курс: для подготовки к ЕГЭ/ О.Ю. Заславская./М.: Эксмо, 2014.
4. ГИА. Информатика. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / О.В.Ярцева, Е.Н.Цикина. – Ярославль,: Академия развития, 2014.