Изобразительное искусство. Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами




Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами, которые украшали внутренние стены па­радных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выпол­нения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, го­нят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека — царя!

Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжест­венные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружён­ных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.

"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон

Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» — трехъярусную мозаичную плиту, иллюстри­рующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые ко­лесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами — тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизон­тально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса — крупная фигура царя. Слева к ней на­правляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и маль­чиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обе­зоруженных пленников.

Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охо­ты на диких животных, которая считалась великолепной трениров­кой для военных действий. В композиции «Большая львиная охо­та» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном дви­жении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с си­лой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натя­гивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью ху­дожник изображает рычащую голову льва, защищающегося от уг­розы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспро­изводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке ло­шадиных грив и уздечки.

Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж

Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа — рельефа мемориального характера. Речь идет о камен­ных плитах с округлой поверхностью, на которых символически за­печатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарам­сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце — сим­волы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сра­зиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глу­бокую пропасть.

Интересна композиция стелы. На срав­нительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасаю­щихся бегством врагов: их копья слома­ны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искрив­лённые ветром деревья, которые лепят­ся по крутым тропам горного ущелья.

 

Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж

Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вави­лонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной по­зе к богу солнца Шамашу. Голова царя покрыта шап­кой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, остав­ляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венча­ют четыре пары рогов — знак величия, у него длин­ная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти — кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

Искусство Древней Передней Азии внесло нема­лый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из са­мых ранних произведений — небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания бо­жества, так называемые адоранты (лат. «поклоне­ние», «обожание»). У них благоговейно сложены ру­ки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое жела­ние божества. Они навсегда застыли в позах смире­ния и покорности. На плече каждой статуэтки — имя того, кого она должна представлять в

Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж

храме. Вот уп­равляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжён­ный выжидающий взгляд? Обращает на себя внима­ние утончённая проработка деталей одежды — юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитка­ми. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.

Общепризнанным шедевром является скульп­турное изображение головы богини Иштар, предвос­хитившее многие античные образцы. Пустые глазни­цы богини когда-то были инкрустированы драгоцен­ными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Во­лосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу не­сколько высокомерное выражение.

Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад

Музыкальное искусство

Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высо­ком уровне развития музыки можно судить по произведениям лите­ратуры и изобразительного искусства. Так, напри­мер, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узна­ём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записыва­лись вслед за именами богов и царей. Именами музы­кантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были ран­гом выше.

Во время траурных церемоний храмовые музы­канты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасны­ми звуками. Сохранилось такое приказание царя му­зыкантам:

«Царь повелел певцу предстать и петь перед власте­лином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, уми­ротворилась его душа, осушились его слёзы, прекра­тились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».

Таким образом, музыка должна была доставлять на­слаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые да­вали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемо­ний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.

Из музыкальных инструментов особое распространение получи­ли арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и ли­ры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики — амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящён­ных культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инст­рументов совершались даже жертвоприношения.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, бо­рющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги

Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.

Иракский музей, Багдад

ня Иш­тар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозо­вую тучу, которые должны были погубить Гильга­меша.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и спосо­бом исполнения, особой популярностью пользова­лись ассирийские горизонтальные арфы. На них иг­рали с помощью медиатора (тонкой длинной палоч­ки). Если же это были вертикальные арфы, то при воспроизведении музыки пользовались только паль­цами.

Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначаю­щие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Между­речье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также раз­вивали музыкальную теорию.

 

Вопросы и задания

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка­кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус­ловия и важнейшие исторические события?

2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни­невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Между­речья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобыт­ного человека?

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

Творческая мастерская

· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моём едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей — как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах — как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоён,

Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.

· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» — выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде неболь­шого сочинения.

· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представле­ны основные виды искусства Древней Передней Азии.

Советуем послушать или посмотреть

Видеофильмы: «Я открою тебе сокровенное слово», «Искусство Между­речья», «Месопотамия. Легендарные сады Эдема» (из цикла «Исчезнувшие цивилизации») и «Чудеса Востока» (из цикла «Семь чудес света»).

Диафильмы: «Двуречье: страницы истории», «Искусство Древней Ас­сирии».

Альбомы по искусству Месопотамии.

 

  Темы рефератов, докладов или сообщений   ФИО учащегося
1. «Шедевры художественной культуры Междуречья» Шапиро
2. «Лучшие достиже­ния архитектуры Месопотамии» Шмаков
3. «Эпос о Гильгамеше» — выдающийся па­мятник мировой литературы» Шардакова
4. «Изо­бразительное искусство и музыка Месопотамии» Новиков

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: