(Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей.- МГУ,1985)
Качества нарушений развития | Отставание | Поломка, выпадение отдельных уже сформированных функций | Диспропорциональность | |||
Типы, варианты, синдромы психического дизонтогенеза | Недоразвитие | Задержанное развитие | Поврежденное развитие | Дефицитарное Развитие | Искаженное развитие | Дисгаромоничное развитие |
Характерно | Раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития | Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными имеются и сохранные. | Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет патологичекским воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения ТОГО,ЧТО БЫЛО | Связана с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи. опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. | Основой –является врожденный текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных свяязей. Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного. Поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. При искаженном развитии наиболее выражены асинхронии. | Сходствос искаженным развитием состоит в сочетании явлений рретардации одних систем с парциальной аксельрацией других. Нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие – в основе лежит не врожденный болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. |
Типичный пример | Олигофрения | ЗПР | Органическая деменция | Слепота, глухота, | РДА | Психопатии разного генеза |
Этиология | Генетические пороки развития Диффузные поврежденияя незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и постнатальных воздействий | Генетические Соматогенные Психогенные факторы Инфекции, интоксикации, травмы мозга внутри Утробного, натального и раннего постнатального периода | Генетические Соматогенные Психогенные факторы Инфекции, интоксикации, травмы мозга внутри Утробного, натального и раннего постнатального периода | ? | ||
Первичный Дефект | Первичность и тотальность недоразвития мозговых систем | Парциальные нарушения базальных звеньев психических процессов, например хронической астенией. Нейро Динамическими (церебро астеническими) энцефалопатическими расстройтсвами(психопатоподобными, эпилептиформными) Первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса. Гнозиса., памяти | Сочетание повреждение ряда сформированных психических функций и недоразвитием или повреждением лобных систем Страдают лобно-подкорковые взаимоотношения | Анализатора либо определенной соматической системы | Врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. | |
Вторичные нарушения | В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Различные функции недоразвиты неравномерно. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше –базальных. Развитие интеллекта страдает в большей степени, чем речи., а последняя нарушена больше, чем восприятие, моторика,память, элементарные эмоции | Высшие функции задержаны вторично Задержка развития эмоциональной сферы проявляется в разных клинических вариантах инфантилизма. Задержка развития познавательных процессов при Соматических заболеваниях будет связана с хронической астенией. При психогенных формах- педагогической запущенностью При церебрально-органических формах –с нейродинамическими. Энцефалопатическими расстройствами и | Расстройства эмоциональной сферы нередко с рассторможением влечений, нарушения целенаправленной деятельности. личности | Недоразвитие свячзанных с этими системами функций и связанные с ними третичные нарушения. | Патологическое развитие личности | |
Проявления | Выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях с трудностью их перестройки. | Регресс интеллекта и поведения |