Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому




(Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей.- МГУ,1985)

Качества нарушений развития Отставание Поломка, выпадение отдельных уже сформированных функций Диспропорциональность
Типы, варианты, синдромы психического дизонтогенеза Недоразвитие Задержанное развитие Поврежденное развитие Дефицитарное Развитие Искаженное развитие Дисгаромоничное развитие
Характерно Раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития   Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными имеются и сохранные. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет патологичекским воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения ТОГО,ЧТО БЫЛО Связана с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи. опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Основой –является врожденный текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных свяязей. Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного. Поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. При искаженном развитии наиболее выражены асинхронии. Сходствос искаженным развитием состоит в сочетании явлений рретардации одних систем с парциальной аксельрацией других. Нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие – в основе лежит не врожденный болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Типичный пример Олигофрения ЗПР Органическая деменция Слепота, глухота, РДА Психопатии разного генеза
Этиология Генетические пороки развития Диффузные поврежденияя незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и постнатальных воздействий Генетические Соматогенные Психогенные факторы Инфекции, интоксикации, травмы мозга внутри Утробного, натального и раннего постнатального периода Генетические Соматогенные Психогенные факторы Инфекции, интоксикации, травмы мозга внутри Утробного, натального и раннего постнатального периода   ?  
Первичный Дефект Первичность и тотальность недоразвития мозговых систем Парциальные нарушения базальных звеньев психических процессов, например хронической астенией. Нейро Динамическими (церебро астеническими) энцефалопатическими расстройтсвами(психопатоподобными, эпилептиформными) Первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса. Гнозиса., памяти   Сочетание повреждение ряда сформированных психических функций и недоразвитием или повреждением лобных систем Страдают лобно-подкорковые взаимоотношения Анализатора либо определенной соматической системы   Врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Вторичные нарушения В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Различные функции недоразвиты неравномерно. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше –базальных. Развитие интеллекта страдает в большей степени, чем речи., а последняя нарушена больше, чем восприятие, моторика,память, элементарные эмоции Высшие функции задержаны вторично Задержка развития эмоциональной сферы проявляется в разных клинических вариантах инфантилизма. Задержка развития познавательных процессов при Соматических заболеваниях будет связана с хронической астенией. При психогенных формах- педагогической запущенностью При церебрально-органических формах –с нейродинамическими. Энцефалопатическими расстройствами и Расстройства эмоциональной сферы нередко с рассторможением влечений, нарушения целенаправленной деятельности. личности Недоразвитие свячзанных с этими системами функций и связанные с ними третичные нарушения.   Патологическое развитие личности
Проявления Выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях с трудностью их перестройки.   Регресс интеллекта и поведения      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: