Глава 2. Становление фотографии в Казани.
Светопись проникает в Казань уже в начале 40-х годов XIX века. Сначала это приезжие дагеротиписты. Именно они открывают первые в Казани временные мастерские фотографии. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-С.3.)
Первыми наш город посетили в 1843 г. братья Барт. Они поселились в доме Перцова на Рыбной улице, где они открывают первое в Казани фотографическое ателье. Это принесло им немало выгод: многие жители города стали посещать их заведение с целью испробовать новшество, не смотря на довольно высокую цену, назначенную за портреты. Вскоре братья покинули Казань и продолжили своё путешествие. Вслед за ними, из Петербурга, приезжает Давиньон, давно известный своими дагерротипами, и братья Тицнер, а в 1844 г. в наш город приезжает французский поданный Иосиф Иванович Пейшес.
В рекламном объявлении И.И.Пейшес сообщал, что он «намерен остаться некоторое время в Казани, для снятия портретов в несколько секунд»233. Светописное заведение И.И.Пейшеса располагалось в «доме Дамера против Университета». Там же «госпожа Пейшес, урожденная Лонер, воспитанная в Парижской консерватории, бывшая артистка Большого Парижского и Санкт-Петербургского театра» давала уроки танцев.
Вскоре у г. Пейшеса появляется конкурент в лице некоего живописца Перского, который не только «занимается живописью и золочением в церквах, комнатах, на стекле, вывесками и прочими живописными работами; равно и малярною», но также «делает Дагерротипные портреты». По всей видимости, дагерротипные опыты Перского не имели успеха. Десятилетие спустя Перский принимает «заказы всякого рода изящной живописи, отделки комнат, оклейки оных обоями», о дагерротипии, равно как о фотографии, ни слова.
Не смотря на большое количество желающих иметь дагеротипные портреты, самые ранние фотографии горожан, сделанные в Казани, были выполнены купцом и дагеротипным живописцем Христианом Фридрихом Вильгельмом Вегнером. Он посетил Казань во время своего путешествия по России в октябре 1848 г. До приезда в Казань прусский подданный, уроженец города Вильснака В.Вегенер успел посетить Архангельск и Вятку. В нашем городе мастер жил год, а затем продолжил свой вояж.
Практически, сразу же после обнародования об изобретении, появилось и новое слово - «фотография», введённое сэром Джоном Гартелем. Новый термин возник путем слияния двух греческих слов «ФОТО» - свет и «ГРА- ФО» - пишу. В русском языке новое искусство долгое время именовали «светописью», но европейский вариант со временем вытеснил это слово из общего употребления.
В январе 1855 г. в Казань из Санкт-Петербурга приехал фотограф Готлиб Ман. Тридцатисемилетний мекленбургский подданный из Ростока путешествовал вместе со своей супругой Наталией, урожденной Эрне. По приезду Ман подал прошение на имя казанского губернатора с просьбой снабдить его билетом на пребывание в Казани242. Документ ему был выдан, и супруги Ман прожили в Казани полгода. Возможно, в это время Ман открыл в городе фотографию. Любопытно написание профессии Мана. Чиновники канцелярии казанского губернатора, дабы не иметь никаких неприятностей, именуют Мана «Фото-Графом». В июне 1855 г. Ман покинул Казань и уехал в Нижний Новгород, возможно, чтобы поработать на Нижегородской ярмарке.
Практические сразу же после появления фотографии в России её начинают осваивать и русские мастера. Некоторые фотографы открывали стационарные мастерские, а многие так же и иностранцы разъезжали по российским городам в поисках клиентов.
В 1851 г. в Казани непродолжительное время работал П.Александровский. Фотография его располагалась на Воскресенской улице в доме Акчурина. Дела его шли успешно, и «по желанию почтеннейшей публики» он продлил свое пребывание в Казани. Вероятно, интерес казанцев был вызван тем, что кроме возможности быть запечатленным посредством дагерротипа Александровский предлагал «всем желающим снимать и фотографические портреты».
«Портретист» Ф.Пец, прибывший из Петербурга в середине сентября 1853 г., изготавливал помимо «обыкновенных дагерротипных портретов... фотографические на бумаге и миниатюрные на слоновой кости». Все желающие могли обращаться «в дом Меркулова против клиники». Правда сам фотограф предупреждал, что «пребывание его здесь будет непродолжительным, он будет жертвовать всем, чтобы заслужить одобрение почтеннейшей публики».
В 1850-х гг. фотографы-гастролеры стали привычными гостями Казани. Проработав несколько месяцев, а иногда пару недель на новом месте, владелец передвижной фотолаборатории продолжал свое путешествие по российским городам. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
В это же время в Казани появляются первые стационарные фотографические заведения. Съемки производятся только в светлое время дня, так как электрического освещения ещё нет и в помине. Называются эти помещения «галереями». В рекламе мастерских подчёркивается, что галереи – тёплые. Это немаловажно. Приезжая фотографироваться, дамы нередко привозили нарядное платье с собой, боясь измять в дороге. Переодевались за ширмой. Фотограф, как художник, обдумываю композицию портрета. Да и выдержка была долгой. Так что весь процесс занимал довольно длительное время. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-С.3.)
Одно из самых известных таких заведений принадлежало Александру Окуловскому. Свою фотомастерскую он открыл в 1853 г. Это было первое стационарное фотографическое заведение в Казани. Кроме дагеротипных портретов мастер изготавливал и «фотографические, иллюминованные красками и просто в туши». Кроме фотографии, Окуловский занимался также переплетными работами. В мае 1857 года фотографическое заведение А.Окуловского переходит во владение зубного врача Эдварда Вестли.
Новую профессию дагерротиписта, а позже фотографа осваивают художники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплетчики и те люди, которых влекло всё новое.
Среди них были и братья Вестли. Оба имели профессии не связанные с изобразительным искусством или фотографией. Эдвард был зубным врачом. Он приехал в Казань в ноябре 1854 г. и поселился на Воскресенской улице в Месетникова, куда и приглашал казанцев лечить зубы.
Что заставило практикующего врача столь кардинально изменить род занятий - неизвестно. Однако с 1857 г. фотографическое заведение в доме Акчурина работает под маркой «Фотография Братьев Уэстли». Эдвард Вестли был совладельцем фотографии вместе со своим братом-близнецом, «учеником словесности» Клодом Вестли. Братья много ездят по России.
Только за 1858-1860 гг. они выехали в Симбирск, в Пермь, Нижний Новгород, Тифлис, Уфу. Но дело от этого отнюдь не страдало, так как путешествовали братья всегда порознь. А к 1864 г. братья Вестли окончательно покидают Казань, и новым владельцем фотографии становится Иван Иванович Маслов.
В Казани растет число постоянных фотографических заведений. Если такие «фотографические места», как дом Акчурина, уже не нуждались в рекламе, то владельцы вновь открытых заведений, а особенно тех, которые располагались за пределами «казанского проспекта», то есть Воскресенской улицы, предпочитали давать об этом знать казанцам посредством объявлений.
Также в это время стационарные фотографии становятся своеобразными ориентирами в городском пространстве. Начиная с конца 1850-х гг. в объявлениях и рекламных сообщениях все чаще встречаются ссылки на фотозаведения. Например: «За отъездом продается рояль С.-Петербургской работы. Спросить в фотографическом заведении у зубного врача г-на Вестли, на Воскресенской улице в доме Акчурина»или «Продается за отъездом две ветряные мельницы, с двумя домами, кухнями, каретным сараем, погребами, конюшней и всеми службами на чрезвычайно выгодных условиях...О цене и условиях узнать на углу Проломной и Гостинодворской улиц, в доме Заусайлова, в «Новой фотографии». Житель Амстердама Альберт Кон, торговавший в Казани голландским полотном «по нераспродаже в Нижегородской ярмарке», приглашал в свой магазин, который помещался «на Воскресенской улице, в доме Акчурина, где находится фотография Маслова». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Как мы уже упоминали ранее, в 50-60-е годы XIX века в России начинают набирать популярность «крашенки». Раскрашивание фотографий хоть как-то нарушало монотонность черно-белой гаммы, но требовало много терпения и вкуса. Иногда снимки лишь слегка оттеняли цветом.
Чтобы угодить клиенту, мастера часто подправляли снимки, прибегая к ретуши. Ретушь бывала двух категорий. «Техническая» осуществлялась на негативе с помощью туши и ластика, а в «художественной», более тонкой, применяли карандаши, кисти, тушь, акварель или пастель, так что нередко снимок сильно изменялся, приобретая «живописность». Ретуширование по второму разряду нередко превращалось в раскрашивание всего отпечатка, хотя чаще ретушеры ограничивались подкрашиванием отдельных его участков. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: ACT, 2003.- 160 с.)
Эта техника являлась своеобразным переходом от господствовавшей долгие годы живописи к фотографии. Взаимоотношения этих двух видов искусств долгое время оставались достаточно сложными.
Использование художниками оптических приборов — камеры-обскуры и камеры-лючиды —можно отнести к предвестникам фотографии. До появления фотоснимка документальная функция, то есть способность фиксировать и информировать, была возложена на живопись. Зачастую художник был призван выполнять функцию репортера. Для этого он применял технические приборы, например, камеру-обскуру — устройство, позволяющее снимать виды с помощью проекции. Известно, что этим изобретением пользовался один из основоположников архитектурного пейзажа в России М.И. Махаев. Причем он разделял разные способы исполнения видов — «снимание» при помощи камеры-обскуры и рисование с чертежей. На рисованных проспектах мастер подписывался «рисовал М. Махаев», а когда пользовался камерой-обскурой — «снимал М. Махаев».
Художники нередко принимали участие в географических экспедициях в качестве документалистов. С начала XIX века их поездки по Российской империи для зарисовок видов местностей и городов становятся все более частыми. При подготовке экспедиции живописцев снабжали инструкциями, основным требованием которых было подробнейшее, с передачей реальных цветов, фиксирование всего, что они увидят. По сути их просили привезти «фотографические» изображения.
Камера-обскура являлась средством быстрого запечатления натуры. Это ее свойство отвечало общему стремлению эпохи к быстрому накоплению информации. Художники же в связи с учащением ритма и ускорением жизни спешили наблюдать и фиксировать натуру. (Горленко Н. Фотография - ловушка для живописца. К вопросу о живописи и фотографии в России во второй половине XIX века / Режим доступа: https://www.tg-m.ru/articles/3-2010-28/fotografiya-lovushka-dlya-zhivopistsa-k-voprosu-zhivopisi-fotografii-v-rossii (дата обращения: 1.05.2020 г.))
В Европе и США фотографию долго не принимали. Несмотря на оглушительный успех отдельных, пусть и немногих, и невзирая на бесспорную одаренность некоторых иных, профессия фотографа долгое время оставалась незначительной и малопочтенной. Нередко новая профессия оказывалась занятием временным, едва ли не разовым, а то и случайным.
В первые два десятилетия после изобретения фотографии и бешеной популярности дагерротипа, было большое количество картикатур на светопись и дагеротипистов. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: ACT, 2003.- 160 с.)
В Казани в такой технике работал фотограф Я.П.Данилевский. Он посетил Казань в 1855 г. и открыл свое заведение в доме Меркулова на ул.Воскресенской. До приезда в Казань мастер поработал в Орле, Курске, Москве, Нижнем Новгороде. Он занимался «сниманием фотографических портретов в тушь и акварель». Ретушером у Данилевского по трехлетнему контракту (1853 - 1857) работал известный в будущем художник И.Н.Крамской (1834 - 1887).
Произведения И.Н. Крамского не раз подвергались нападкам за отсутствие в них колорита. Сказывался ретушерский опыт. Когда живописец работал в ателье фотографа А.И. Деньера в Петербурге, его называли «богом ретуши». Стасов в одном из писем Третьякову крайне резко отзывался о работах Крамского: «Вот насчет Крамского я совершенно расхожусь с большинством публики: это не успех в колорите, а только “потуги” человека, не обладающего колоритом и ищущего на “европейский лад”. Дети Гинзбурга, мадам Вогау, кокотка в коляске — это не картины, а потуги!» Известна целая серия монохромных портретов с белыми полями, созданная Крамским в начале 1870-х годов: портреты Ф.А. Васильева, М.К. Клодта, М.М. Антокольского, С.Н. Крамской, К.А. Савицкого, Д.И. Фонвизина. «Портреты г. Тулинова, — писали «Санкт-Петербургские ведомости» в 1862 году, — графа Д.А. Толстого и в особенности княгини Е.А. Васильчиковой, вышедшие из-под кисти этого художника, были бы безукоризненно образцовыми произведениями, если бы автор в таком же совершенстве владел колоритом, в каком обладает рисунком, умом и вкусом в постановке фигуры и уменьем окружать их подходящими аксессуарами». Опыт работы Крамского в фотоателье сказывался на его живописном творчестве: у него «навсегда осталась манера создавать объем лица мелкими штрихами, тонкой кисточкой, любовь к бесфактурной поверхности, незаметному живописному рельефу». (Горленко Н. Фотография - ловушка для живописца. К вопросу о живописи и фотографии в России во второй половине XIX века / Режим доступа: https://www.tg-m.ru/articles/3-2010-28/fotografiya-lovushka-dlya-zhivopistsa-k-voprosu-zhivopisi-fotografii-v-rossii (дата обращения: 1.05.2020 г.))
К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. В семьях начинают формироваться фотоальбомы, в которых сохранялись портреты нескольких поколений. Как, правило, фотографии для таких альбомов выполнялись в лучших фотоателье. (Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. – С. 5.) Фотоснимки с видами различных достопримечательностей и портретами известных людей становятся предметами продажи и коллекционирования. В это же время возникает традиция, сохранившаяся до наших дней: составления альбомов учебных заведений. Самое ранее упоминание о подобном альбоме относится к 1867 г., когда Первая казанская мужская гимназия готовилась к празднованию своего столетнего юбилея. В связи с этим событием было принято решение составить «альбом из фотографических портретов лиц, кончивших курс в этой гимназии», для чего педагогический совет просил всех закончивших гимназический курс выслать до 1 января 1868 г. фотографические портреты. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
В Казани фотографами, которых, в местном масштабе можно назвать звездами первой величины: московский мещанин В. П. Бебин, прусский подданный Г. Ф. Локке, имевший ранее фотографические заведения в Петербурге и Дрездоне. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)
Еще одной модной тенденцией становятся фотографические бланки. Они представляли собой прямоугольный кусок картона, на который клеился позитивный отпечаток фотографии. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов. Как правило, они содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился. (Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? [Электронный ресурс]. / www.antik-war.lv// Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? – 2017. – январь. – Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539, свободный. – Проверено 16.04.2020.)
В Казани так же, как и в большинстве крупных городов были типографии и литографии, изготавливавшие фотографические бланки. В литографии Перова заказывали бланки В.П.Бебин, К.Т.Сафонов и И.Т.Кухмаков, бланки фотографии А.Н.Колокольникова изготавливались в литографии Чиркова, а для «Центральной фотографии» в доме Золина печатались в заведении М.А.Гладышевой. Известная владелица фотографии в Черноозерском саду А.П.Вяткина пользовалась услугами литографии Данилова. Среди казанских фотографов была популярна типография В.М.Ключникова, в которой печатались бланки для фотозаведений В.П.Бебина, Н.Н.Соболева и А.Г.Шумилова.
Кроме того, большое количество бланков заказывались казанскими фотографами в крупных российских и европейских литографиях. Особой популярностью пользовалось заведение австрийского подданного Иосифа Иосифовича Покорного, наладившего в России производство фотографическихбланков. Его литографические заведения располагались в Москве, Либаве, Одессе. Из казанских фотографов-профессионалов услугами его литографий пользовались А.Ф.Беляев, М.А.Засыпкина, С.И.Иванов, М.Н.Капустин, А.А.Несмелов, братья Фельзер и владелец фотографии «Рембрандт» А.Х.Зимсон. У московского литографа И.К.Гека, заведение которого работало под фирмой «Первая русская фабрика художественных паспарту, рамок, альбомов и фотографических бланков», печатались бланки фотографии А. П.Хлебникова. В петербургских литографиях Скамони и Б.Ф.Зенгер заказывали бланки братья Фельзер, позже услугами Скамони пользовался и Г.Финкелыптейн. Многие крупные казанские фотоателье заказывали бланки для своей продукции в Варшаве: М.А.Вяткин и В.А.Гисси у Л.Карпинского, С.И.Иванов у П.А.Лебедзинского, С.Г.Михайлов у Г.Кона, В.Г.Трюмпер иВ. Г.Федорову Оттона Флека. В литографии «Кюле, Микше и Тюрк», имевшее производство не только в Варшаве, но и в Вене, изготавливались бланки для фотозаведений А.П.Вяткиной и С.С.Фельзера. Таким образом, зарождавшаяся фотоиндустрия способствовала развитию типографского дела.
Несмотря на красивое оформление бланков, основным продуктом фотографического заведения был снимок, стоимость которого зависела от техники изготовления, размеров, оформления, имени фотографа. Самыми дорогостоящими были снимки, выполненные в технике дагерротипии. Цена на портрет составляли от 10 до 3 рублей серебром и устанавливались в зависимости от оформления и популярности автора. С переходом к отпечаткам на бумаге цены на фотоснимки снижаются, однако остаются достаточно высокими. В 1859 г. Свистунов предлагал изготовить фотоснимок от 3 рублей и выше «цены же акварельных и масляных будет зависеть от величины и степени выполнения самих портретов». В 1860 г. фотограф Лешковский установил стоимость фотопортрета от 1 рубля серебром и выше. Для сравнения в эти годы можно было снять хорошую комнату с прислугой и самоваром за5-6 рублей в месяц. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Также в это время в обиход входят понятия «фотографическое заведение», «фотография». А комиссионер Казанского университета Г. Ф. Локке называет свое заведение «фотографическим институтом». Несколько позднее, уже к концу века, придёт пора первых «ателье». Постепенно, на рубеже веков, будет сходить на нет и слово «светопись» - русская калька слова «фотография». (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)
Фотография все более проникает в жизнь казанцев и подобно столичным магазинам в Казани начинают торговать различными фототоварами: альбомами, рамками для фотографий, стереоскопами. В столице казанской губернии они продавались как в так называемых «временных магазинах», так и в заведениях, которые работали ни один год. Одесский оптик Зальцвиш, открывший в Казани на Воскресенской улице в доме Акчурина временный магазин оптических инструментов в 1859 г., среди разных товаров предлагал «стереоскопы с прекраснейшими дагерротипными картинками на пластинах и стекле», здесь вероятнее всего речь шла об амбротипах. Эту технологию в 1854 г. запатентовал Джеймс Каттинг. Суть её состоит в следующем: высохший коллодионный слой поливали канадским бальзамом и накрывать еще одним стеклом. Тем самым изображение становилось полностью запечатанным между двух стекол и лишалось доступа воздуха, а следовательно, не могло окисляться и разрушаться. (Алексеев А. Мокрый коллодионный процесс. Вечный коллодий/Режим доступа: https://www.foto-video.ru/practice/pract/42410/ (дата обращения:12.05. 2020 г.)) Амбротип, процесс недорогой и сравнительно простой в работе, во второй половине 1850-х гг. тягался с дагерротипом и подражал ему: амбротипы тоже оправляли в рамки и шкатулки. Пик популярности этой технологии пришелся на 1856-1857 годы. Однако амбротипия использовалась вплоть до 1870-х гг. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М., 2003. - С.53)
В начале 1860-х гг. в магазине Ю.Ф.Кюна на Большой Проломной улице в доме Щербакова можно было приобрести «стереоскопы из красного дерева, бумажные складные», а также наборы стереоскопических картин. Большой популярностью пользовались альбомы300 и рамки для фотографий, которыми торговали в магазине Ю.Ф.Кюна, в футлярном и переплетном заведении А.Раутенберга, в книжном художественном музыкальном и канцелярских принадлежностей магазине братьев Петрик.
В Казани крупные магазины, специализирующие исключительно на фототоварах, откроются только в конце XIX столетия. Однако уже в середине 1860-х гг. в казанских магазинах появляется товары для фотографов- профессионалов. Так, в магазине Ю.Ф.Кюна можно было приобрести «объективы для фотографии», у оптика Зальцвиша - «угольные фильтры, употребляемые в хозяйстве, лабораториях, фотографиях, в походах и путешествиях, на охоте для очистки воды».
Но в эпоху господства мокроколодионного процесса, фотографы вынуждены были заказывать все необходимое оборудование и препараты либо в столичных магазинах, либо, же выписывать из-за границы. Например, владелец «Депо фотографических принадлежностей» в Санкт-Петербурге Л.Вульф предлагал свою продукцию фотографам Казани, поместив объявление на страницах «Губернских ведомостей», «уведомляю всех занимающихся фотографией, что в оном депо можно получать все принадлежности для фотографии по самым умеренным ценам. Заказы исполняются со всевозможною аккуратностью. Прейскурант высылается безденежно». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)
Начало 70-х годов 19 века ознаменовано появлением первых известных нам фотоальбомов с видами Казани. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)
Видовая фотография становится предметом продажи, и фотографы, изготавливавшие подобные снимки для реализации, часто украшали ими витрины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фотоальбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности. Альбомы эти изготавливались в одном единственном экземпляре по специальному заказу. В 1868 г. великий князь Алексей Александрович во время посещения Казани получил в дар от супруги начальника губернии П.И.Скарятина альбом с фотографическими видами города Казани и типами инородческого населения Казанской губернии. Через год подобный альбом был изготовлен по заказу казанского губернатора для преподнесения в дар цесаревне, урожденной принцессе Дагмаре, будущей императрице Марии Федоровне, путешествовавшей по России вместе со своим супругом, наследником престола цесаревичем Александром Александровичем.
Традиция преподнесения памятных альбомов сохранялась долгое время. С удешевлением фотографического процесса альбомы начинают изготавливать по заказу к кому-либо памятному событию, в чиновничьей среде становится традиционным изготовление альбомов или фотографий на память коллеге, получившему более высокое назначение в другой регион или уходящему в отставку. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)