Зарождение и становление светописи в Казани в 1843 – 1870-е гг.




Глава 2. Становление фотографии в Казани.

Светопись проникает в Казань уже в начале 40-х годов XIX века. Сначала это приезжие дагеротиписты. Именно они открывают первые в Казани временные мастерские фотографии. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-С.3.)

Первыми наш город посетили в 1843 г. братья Барт. Они поселились в доме Перцова на Рыбной улице, где они открывают первое в Казани фотографическое ателье. Это принесло им немало выгод: многие жители города стали посещать их заведение с целью испробовать новшество, не смотря на довольно высокую це­ну, назначенную за портреты. Вскоре братья покинули Казань и продолжили своё путешествие. Вслед за ними, из Петербурга, приез­жает Давиньон, давно известный своими дагерротипами, и братья Тицнер, а в 1844 г. в наш город приезжает французский поданный Иосиф Иванович Пейшес.

В рекламном объявлении И.И.Пейшес сообщал, что он «намерен ос­таться некоторое время в Казани, для снятия портретов в несколько се­кунд»233. Светописное заведение И.И.Пейшеса располагалось в «доме Дамера против Университета». Там же «госпожа Пейшес, урожденная Лонер, воспи­танная в Парижской консерватории, бывшая артистка Большого Парижского и Санкт-Петербургского театра» давала уроки танцев.

Вскоре у г. Пейшеса появляется конкурент в лице некоего живописца Перского, который не только «занимается живописью и золочением в церк­вах, комнатах, на стекле, вывесками и прочими живописными работами; равно и малярною», но также «делает Дагерротипные портреты». По всей ви­димости, дагерротипные опыты Перского не имели успеха. Десятилетие спу­стя Перский принимает «заказы всякого рода изящной живописи, отделки комнат, оклейки оных обоями», о дагерротипии, равно как о фотографии, ни слова.

Не смотря на большое количество желающих иметь дагеротипные портреты, самые ранние фотографии горожан, сделанные в Казани, были выполнены купцом и дагеротипным живописцем Христианом Фридрихом Вильгельмом Вегнером. Он посетил Казань во время своего путешествия по России в октябре 1848 г. До при­езда в Казань прусский подданный, уроженец города Вильснака В.Вегенер успел посетить Архангельск и Вятку. В нашем городе мастер жил год, а затем продолжил свой вояж.

Практически, сразу же после обнародования об изобретении, появилось и новое слово - «фотография», введённое сэром Джоном Гартелем. Новый термин возник путем слияния двух греческих слов «ФОТО» - свет и «ГРА- ФО» - пишу. В русском языке новое искусство долгое время именовали «све­тописью», но европейский вариант со временем вытеснил это слово из обще­го употребления.

В январе 1855 г. в Казань из Санкт-Петербурга приехал фотограф Готлиб Ман. Тридцатисемилетний мекленбургский подданный из Ростока пу­тешествовал вместе со своей супругой Наталией, урожденной Эрне. По при­езду Ман подал прошение на имя казанского губернатора с просьбой снаб­дить его билетом на пребывание в Казани242. Документ ему был выдан, и су­пруги Ман прожили в Казани полгода. Возможно, в это время Ман открыл в городе фотографию. Любопытно написание профессии Мана. Чиновники канцелярии казанского губернатора, дабы не иметь никаких неприятностей, именуют Мана «Фото-Графом». В июне 1855 г. Ман покинул Казань и уе­хал в Нижний Новгород, возможно, чтобы поработать на Нижегородской яр­марке.

Практические сразу же после появления фотографии в России её начи­нают осваивать и русские мастера. Некоторые фотографы открывали стацио­нарные мастерские, а многие так же и иностранцы разъезжали по российским городам в поисках клиентов.

В 1851 г. в Казани непродолжительное время работал П.Александровский. Фотография его располагалась на Воскресенской улице в доме Акчурина. Дела его шли успешно, и «по желанию почтеннейшей пуб­лики» он продлил свое пребывание в Казани. Вероятно, интерес казанцев был вызван тем, что кроме возможности быть запечатленным посредством дагерротипа Александровский предлагал «всем желающим снимать и фото­графические портреты».

«Портретист» Ф.Пец, прибывший из Петербурга в середине сентября 1853 г., изготавливал помимо «обыкновенных дагерротипных портретов... фотографические на бумаге и миниатюрные на слоновой кости». Все же­лающие могли обращаться «в дом Меркулова против клиники». Правда сам фотограф предупреждал, что «пребывание его здесь будет непродолжитель­ным, он будет жертвовать всем, чтобы заслужить одобрение почтеннейшей публики».

В 1850-х гг. фотографы-гастролеры стали привычными гостями Каза­ни. Проработав несколько месяцев, а иногда пару недель на новом месте, владелец передвижной фотолаборатории продолжал свое путешествие по российским городам. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

В это же время в Казани появляются первые стационарные фотографические заведения. Съемки производятся только в светлое время дня, так как электрического освещения ещё нет и в помине. Называются эти помещения «галереями». В рекламе мастерских подчёркивается, что галереи – тёплые. Это немаловажно. Приезжая фотографироваться, дамы нередко привозили нарядное платье с собой, боясь измять в дороге. Переодевались за ширмой. Фотограф, как художник, обдумываю композицию портрета. Да и выдержка была долгой. Так что весь процесс занимал довольно длительное время. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-С.3.)

Одно из самых известных таких заведений принадлежало Александру Окуловскому. Свою фотомастерскую он открыл в 1853 г. Это было первое стационарное фотографическое заведение в Казани. Кроме дагеротипных портретов мастер изготавливал и «фо­тографические, иллюминованные красками и просто в туши». Кроме фото­графии, Окуловский занимался также переплетными работами. В мае 1857 года фотогра­фическое заведение А.Окуловского переходит во владение зубного врача Эд­варда Вестли.

Новую профессию дагерротиписта, а позже фотографа осваивают ху­дожники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплет­чики и те люди, которых влекло всё новое.

Среди них были и братья Вестли. Оба имели профессии не связанные с изобразительным искусством или фотографией. Эдвард был зубным врачом. Он приехал в Казань в ноябре 1854 г. и поселился на Воскресенской улице в Месетникова, куда и приглашал казанцев лечить зубы.

Что заставило практикующего врача столь кардинально изменить род занятий - неизвестно. Однако с 1857 г. фотографическое заведение в доме Акчурина работает под маркой «Фотография Братьев Уэстли». Эдвард Вестли был совладельцем фотографии вместе со своим братом-близнецом, «учеником словесности» Клодом Вестли. Братья много ездят по России.

Только за 1858-1860 гг. они выехали в Симбирск, в Пермь, Нижний Нов­город, Тифлис, Уфу. Но дело от этого отнюдь не страдало, так как пу­тешествовали братья всегда порознь. А к 1864 г. братья Вестли окончательно покидают Казань, и новым владельцем фотографии становится Иван Иванович Маслов.

В Казани растет число постоянных фотографических заведений. Если такие «фотографические места», как дом Акчурина, уже не нуждались в рек­ламе, то владельцы вновь открытых заведений, а особенно тех, которые распо­лагались за пределами «казанского проспекта», то есть Воскресенской улицы, предпочитали давать об этом знать казанцам посредством объявлений.

Также в это время стационарные фотографии становятся своеобразными ориентирами в городском пространстве. Начиная с конца 1850-х гг. в объявлениях и реклам­ных сообщениях все чаще встречаются ссылки на фотозаведения. Например: «За отъездом продается рояль С.-Петербургской работы. Спросить в фото­графическом заведении у зубного врача г-на Вестли, на Воскресенской улице в доме Акчурина»или «Продается за отъездом две ветряные мельницы, с двумя домами, кухнями, каретным сараем, погребами, конюшней и всеми службами на чрезвычайно выгодных условиях...О цене и условиях узнать на углу Проломной и Гостинодворской улиц, в доме Заусайлова, в «Новой фо­тографии». Житель Амстердама Альберт Кон, торговавший в Казани гол­ландским полотном «по нераспродаже в Нижегородской ярмарке», пригла­шал в свой магазин, который помещался «на Воскресенской улице, в доме Акчурина, где находится фотография Маслова». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Как мы уже упоминали ранее, в 50-60-е годы XIX ве­ка в России начинают набирать популярность «крашенки». Раскрашивание фотографий хоть как-то нарушало монотонность черно-белой гаммы, но требовало много терпения и вкуса. Иногда снимки лишь слегка оттеняли цветом.

Чтобы угодить клиенту, мастера часто подправляли снимки, прибегая к ретуши. Ретушь бывала двух категорий. «Техническая» осуществлялась на негативе с помощью туши и ластика, а в «художественной», более тонкой, применяли карандаши, кисти, тушь, акварель или пастель, так что нередко снимок сильно изменялся, приобретая «живописность». Ретуширование по второму разряду нередко превращалось в раскрашивание всего отпечатка, хотя чаще ретушеры ограничивались подкрашиванием отдельных его участков. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: ACT, 2003.- 160 с.)

Эта техника являлась своеобразным переходом от господствовавшей долгие годы живописи к фотографии. Взаимоотношения этих двух видов искусств долгое время оставались достаточно сложными.

Использование художниками оптических приборов — камеры-обскуры и камеры-лючиды —можно отнести к предвестникам фотографии. До появления фотоснимка документальная функция, то есть способность фиксировать и информировать, была возложена на живопись. Зачастую художник был призван выполнять функцию репортера. Для этого он применял технические приборы, например, камеру-обскуру — устройство, позволяющее снимать виды с помощью проекции. Известно, что этим изобретением пользовался один из основоположников архитектурного пейзажа в России М.И. Махаев. Причем он разделял разные способы исполнения видов — «снимание» при помощи камеры-обскуры и рисование с чертежей. На рисованных проспектах мастер подписывался «рисовал М. Махаев», а когда пользовался камерой-обскурой — «снимал М. Махаев».

Художники нередко принимали участие в географических экспедициях в качестве документалистов. С начала XIX века их поездки по Российской империи для зарисовок видов местностей и городов становятся все более частыми. При подготовке экспедиции живописцев снабжали инструкциями, основным требованием которых было подробнейшее, с передачей реальных цветов, фиксирование всего, что они увидят. По сути их просили привезти «фотографические» изображения.

Камера-обскура являлась средством быстрого запечатления натуры. Это ее свойство отвечало общему стремлению эпохи к быстрому накоплению информации. Художники же в связи с учащением ритма и ускорением жизни спешили наблюдать и фиксировать натуру. (Горленко Н. Фотография - ловушка для живописца. К вопросу о живописи и фотографии в России во второй половине XIX века / Режим доступа: https://www.tg-m.ru/articles/3-2010-28/fotografiya-lovushka-dlya-zhivopistsa-k-voprosu-zhivopisi-fotografii-v-rossii (дата обращения: 1.05.2020 г.))

В Европе и США фотографию долго не принимали. Несмотря на оглушительный успех отдельных, пусть и немногих, и невзирая на бесспорную одаренность некоторых иных, профессия фотографа долгое время оставалась незначительной и малопочтенной. Нередко новая профессия оказывалась занятием временным, едва ли не разовым, а то и случайным.

В первые два десятилетия после изобретения фотографии и бешеной популярности дагерротипа, было большое количество картикатур на светопись и дагеротипистов. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М.: ACT, 2003.- 160 с.)

В Казани в такой технике работал фотограф Я.П.Данилевский. Он посетил Казань в 1855 г. и открыл свое заведение в доме Меркулова на ул.Воскресенской. До приезда в Казань мастер поработал в Орле, Курске, Москве, Нижнем Новгороде. Он занимался «сниманием фотографических портретов в тушь и акварель». Ретушером у Да­нилевского по трехлетнему контракту (1853 - 1857) работал известный в бу­дущем художник И.Н.Крамской (1834 - 1887).

Произведения И.Н. Крамского не раз подвергались нападкам за отсутствие в них колорита. Сказывался ретушерский опыт. Когда живописец работал в ателье фотографа А.И. Деньера в Петербурге, его называли «богом ретуши». Стасов в одном из писем Третьякову крайне резко отзывался о работах Крамского: «Вот насчет Крамского я совершенно расхожусь с большинством публики: это не успех в колорите, а только “потуги” человека, не обладающего колоритом и ищущего на “европейский лад”. Дети Гинзбурга, мадам Вогау, кокотка в коляске — это не картины, а потуги!» Известна целая серия монохромных портретов с белыми полями, созданная Крамским в начале 1870-х годов: портреты Ф.А. Васильева, М.К. Клодта, М.М. Антокольского, С.Н. Крамской, К.А. Савицкого, Д.И. Фонвизина. «Портреты г. Тулинова, — писали «Санкт-Петербургские ведомости» в 1862 году, — графа Д.А. Толстого и в особенности княгини Е.А. Васильчиковой, вышедшие из-под кисти этого художника, были бы безукоризненно образцовыми произведениями, если бы автор в таком же совершенстве владел колоритом, в каком обладает рисунком, умом и вкусом в постановке фигуры и уменьем окружать их подходящими аксессуарами». Опыт работы Крамского в фотоателье сказывался на его живописном творчестве: у него «навсегда осталась манера создавать объем лица мелкими штрихами, тонкой кисточкой, любовь к бесфактурной поверхности, незаметному живописному рельефу». (Горленко Н. Фотография - ловушка для живописца. К вопросу о живописи и фотографии в России во второй половине XIX века / Режим доступа: https://www.tg-m.ru/articles/3-2010-28/fotografiya-lovushka-dlya-zhivopistsa-k-voprosu-zhivopisi-fotografii-v-rossii (дата обращения: 1.05.2020 г.))

К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. В семьях начинают формироваться фотоальбомы, в которых сохранялись порт­реты нескольких поколений. Как, правило, фотографии для таких альбомов выполнялись в лучших фотоателье. (Миролюбова Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 годы Из собрания Эрмитажа. - Ленинград, 1991. – С. 5.) Фотоснимки с видами различных достоприме­чательностей и портретами известных людей становятся предметами прода­жи и коллекционирования. В это же время возникает традиция, сохранив­шаяся до наших дней: составления альбомов учебных заведений. Самое ра­нее упоминание о подобном альбоме относится к 1867 г., когда Первая казан­ская мужская гимназия готовилась к празднованию своего столетнего юби­лея. В связи с этим событием было принято решение составить «альбом из фотографических портретов лиц, кончивших курс в этой гимназии», для чего педагогический совет просил всех закончивших гимназический курс вы­слать до 1 января 1868 г. фотографические портреты. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

В Казани фотографами, которых, в местном масштабе можно назвать звездами первой величины: московский мещанин В. П. Бебин, прусский подданный Г. Ф. Локке, имевший ранее фотографические заведения в Петербурге и Дрездоне. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Еще одной модной тенденцией становятся фотографические бланки. Они представляли собой прямоугольный кусок картона, на который клеился позитивный отпечаток фотографии. Печать бланков производилась как по имевшимся образцам, так и по индивидуальным рисункам фотографов. Как правило, они содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился. (Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? [Электронный ресурс]. / www.antik-war.lv// Ликбез. Тема №4: фотографический бланк или паспарту? – 2017. – январь. – Режим доступа: https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?p=4787539, свободный. – Проверено 16.04.2020.)

В Казани так же, как и в боль­шинстве крупных городов были типографии и литографии, изготавливавшие фотографические бланки. В литографии Перова заказывали бланки В.П.Бебин, К.Т.Сафонов и И.Т.Кухмаков, бланки фотографии А.Н.Колокольникова изготавливались в литографии Чиркова, а для «Цен­тральной фотографии» в доме Золина печатались в заведении М.А.Гладышевой. Известная владелица фотографии в Черноозерском саду А.П.Вяткина пользовалась услугами литографии Данилова. Среди казанских фотографов была популярна типография В.М.Ключникова, в которой печата­лись бланки для фотозаведений В.П.Бебина, Н.Н.Соболева и А.Г.Шумилова.

Кроме того, большое количество бланков заказывались казанскими фо­тографами в крупных российских и европейских литографиях. Особой попу­лярностью пользовалось заведение австрийского подданного Иосифа Иоси­фовича Покорного, наладившего в России производство фотографическихбланков. Его литографические заведения располагались в Москве, Либаве, Одессе. Из казанских фотографов-профессионалов услугами его литографий пользовались А.Ф.Беляев, М.А.Засыпкина, С.И.Иванов, М.Н.Капустин, А.А.Несмелов, братья Фельзер и владелец фотографии «Рембрандт» А.Х.Зимсон. У московского литографа И.К.Гека, заведение которого работа­ло под фирмой «Первая русская фабрика художественных паспарту, рамок, альбомов и фотографических бланков», печатались бланки фотографии А. П.Хлебникова. В петербургских литографиях Скамони и Б.Ф.Зенгер зака­зывали бланки братья Фельзер, позже услугами Скамони пользовался и Г.Финкелыптейн. Многие крупные казанские фотоателье заказывали бланки для своей продукции в Варшаве: М.А.Вяткин и В.А.Гисси у Л.Карпинского, С.И.Иванов у П.А.Лебедзинского, С.Г.Михайлов у Г.Кона, В.Г.Трюмпер иВ. Г.Федорову Оттона Флека. В литографии «Кюле, Микше и Тюрк», имев­шее производство не только в Варшаве, но и в Вене, изготавливались бланки для фотозаведений А.П.Вяткиной и С.С.Фельзера. Таким образом, зарождавшаяся фотоиндустрия способствовала развитию типографского дела.

Несмотря на красивое оформление бланков, основным продуктом фо­тографического заведения был снимок, стоимость которого зависела от тех­ники изготовления, размеров, оформления, имени фотографа. Самыми доро­гостоящими были снимки, выполненные в технике дагерротипии. Цена на портрет составляли от 10 до 3 рублей серебром и устанавливались в зависи­мости от оформления и популярности автора. С переходом к отпечаткам на бумаге цены на фотоснимки снижаются, однако остаются достаточно высо­кими. В 1859 г. Свистунов предлагал изготовить фотоснимок от 3 рублей и выше «цены же акварельных и масляных будет зависеть от величины и сте­пени выполнения самих портретов». В 1860 г. фотограф Лешковский уста­новил стоимость фотопортрета от 1 рубля серебром и выше. Для сравнения в эти годы можно было снять хорошую комнату с прислугой и самоваром за5-6 рублей в месяц. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Также в это время в обиход входят понятия «фотографическое заведение», «фотография». А комиссионер Казанского университета Г. Ф. Локке называет свое заведение «фотографическим институтом». Несколько позднее, уже к концу века, придёт пора первых «ателье». Постепенно, на рубеже веков, будет сходить на нет и слово «светопись» - русская калька слова «фотография». (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Фотография все более проникает в жизнь казанцев и подобно столич­ным магазинам в Казани начинают торговать различными фототоварами: альбомами, рамками для фотографий, стереоскопами. В столице казанской губернии они продавались как в так называемых «временных магазинах», так и в заведениях, которые работали ни один год. Одесский оптик Зальцвиш, открывший в Казани на Воскресенской улице в доме Акчурина временный магазин оптических инструментов в 1859 г., среди разных товаров предлагал «стереоскопы с прекраснейшими дагерротипными картинками на пластинах и стекле», здесь вероятнее всего речь шла об амбротипах. Эту технологию в 1854 г. запатентовал Джеймс Каттинг. Суть её состоит в следующем: высохший коллодионный слой поливали канадским бальзамом и накрывать еще одним стеклом. Тем самым изображение становилось полностью запечатанным между двух стекол и лишалось доступа воздуха, а следовательно, не могло окисляться и разрушаться. (Алексеев А. Мокрый коллодионный процесс. Вечный коллодий/Режим доступа: https://www.foto-video.ru/practice/pract/42410/ (дата обращения:12.05. 2020 г.)) Амбротип, процесс недорогой и сравнительно простой в работе, во второй половине 1850-х гг. тягался с дагерротипом и подражал ему: амбротипы тоже оправляли в рамки и шкатулки. Пик популярности этой технологии пришелся на 1856-1857 годы. Однако амброти­пия использовалась вплоть до 1870-х гг. (Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. - М., 2003. - С.53)

В начале 1860-х гг. в магазине Ю.Ф.Кюна на Большой Проломной ули­це в доме Щербакова можно было приобрести «стереоскопы из красного дерева, бумажные складные», а также наборы стереоскопических картин. Большой популярностью пользовались альбомы300 и рамки для фотографий, которыми торговали в магазине Ю.Ф.Кюна, в футлярном и переплетном заведении А.Раутенберга, в книжном художественном музыкальном и канцелярских принадлежностей магазине братьев Петрик.

В Казани крупные магазины, специализирующие исключительно на фототоварах, откроются только в конце XIX столетия. Однако уже в середи­не 1860-х гг. в казанских магазинах появляется товары для фотографов- профессионалов. Так, в магазине Ю.Ф.Кюна можно было приобрести «объ­ективы для фотографии», у оптика Зальцвиша - «угольные фильтры, упот­ребляемые в хозяйстве, лабораториях, фотографиях, в походах и путешестви­ях, на охоте для очистки воды».

Но в эпоху господства мокроколодионного процесса, фотографы вы­нуждены были заказывать все необходимое оборудование и препараты либо в столичных магазинах, либо, же выписывать из-за границы. Например, вла­делец «Депо фотографических принадлежностей» в Санкт-Петербурге Л.Вульф предлагал свою продукцию фотографам Казани, поместив объявле­ние на страницах «Губернских ведомостей», «уведомляю всех занимающихся фотографией, что в оном депо можно получать все принадлежности для фо­тографии по самым умеренным ценам. Заказы исполняются со всевозможною аккуратностью. Прейскурант высылается безденежно». (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)

Начало 70-х годов 19 века ознаменовано появлением первых известных нам фотоальбомов с видами Казани. (Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.-256 с.)

Видовая фотография становится предметом продажи, и фотографы, из­готавливавшие подобные снимки для реализации, часто украшали ими вит­рины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фото­альбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности. Альбомы эти изготавли­вались в одном единственном экземпляре по специальному заказу. В 1868 г. великий князь Алексей Александрович во время посещения Казани получил в дар от супруги начальника губернии П.И.Скарятина альбом с фотографиче­скими видами города Казани и типами инородческого населения Казанской губернии. Через год подобный альбом был изготовлен по заказу казанского губернатора для преподнесения в дар цесаревне, урожденной принцессе Дагмаре, будущей императрице Марии Федоровне, путешествовавшей по России вместе со своим супругом, наследником престола цесаревичем Александром Александровичем.

Традиция преподнесения памятных альбомов сохранялась долгое вре­мя. С удешевлением фотографического процесса альбомы начинают изготав­ливать по заказу к кому-либо памятному событию, в чиновничьей среде ста­новится традиционным изготовление альбомов или фотографий на память коллеге, получившему более высокое назначение в другой регион или ухо­дящему в отставку. (Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: