Вилочные погрузчики проверяют на продольную и поперечную устойчивость.
При расчете принимают номинальный груз с формой куба, у которого сторона равна удвоенному расстоянию от центра тяжести груза до спинки грузовых вил. В наклонном положении погрузчик должен удерживаться основным тормозом.
Продольную устойчивость рассчитывают в пяти разных случаях.
Первый случай. Автопогрузчик с поднятым на полную высоту номинальным грузом и отклонением вперед до отказа грузоподъемником стоит на горизонтальной площадке. При расчете следует учитывать дополнительный наклон грузоподъемника вперед из-за просадки переднего моста и упругой деформации элементов конструкции (рисунок 2.16, а). Такой случай встречается при штабелировании груза и считается самым тяжелым для устойчивости. При расчете приняты обозначения:
QH — грузоподъемная сила;
G1, G2 — веса соответственно номинального груза, автопогрузчика без грузоподъемника и вертикально установленного грузоподъемника, кгс
О, О1, O2 — центры тяжести соответственно груза, автопогрузчика без грузоподъемника и вертикально установленного грузоподъемника;
С —ось поворота рамы грузоподъемника;
О', О'2 — центры тяжести груза и грузоподъемника, отклоненных вперед на угол β=β1+β2;
β1β2=2 ° — углы наклона соответственно грузоподъемника вперед до отказа и из-за проседания шин вместе с упругой деформацией конструкции;
a1, a2, a`2, l,l`,
h,h1, h2 — вылеты центров тяжести от оси передних колес и их высоты от земли;
аc, h c — координаты оси поворота грузоподъемника относительно оси передних колес. Вылеты центра тяжести грузоподъемника и груза от оси передних колес при наклоне можно определить по формулам.
a`2= ac + O`2Ccos(γ1 – β);
l` = ac + O`C(γ – β);
где
O`C = OC =
И углы наклона к горизонту линий OC и O2C
Коэффициент грузовой устойчивости
Второй случай. Автопогрузчик с поднятым на полную высоту номинальным грузом и нормально установленным к основанию автопогрузчика грузоподъемником стоит на наклонной площадке (см. рисунок 2.16, б).
Рисунок 2.16 - Схемы продольной устойчивости вилочных погрузчиков с поднятым грузом: a - при штабелировании; 6 — на уклоне
Уклон площадки принимают равным 4% (α = 2° 16') для автопогрузчиков грузоподъемностью до 5 т и 3,5% (α = 2°) — свыше 5 т.
Соответственно принятым на рисунке обозначениям коэффициент грузовой устойчивости
Коэффициент грузовой устойчивости в этом случае,, может быть меньше, чем в первом случае.
Третий случай. Автопогрузчик с грузом при увеличенной 1Г0 массе на 10%, т. е. при 1,1Q, поднятым от земли на высоту h = 300 мм, и отклоненным назад грузоподъемником до отказа
Рисунок 2.17 - Схемы продольной устойчивости вилочных погрузчиков с опущенным грузом:
а — на горизонтальной площадке; б — на наклонной площадке
Движется с максимальной скоростью и затормаживается с замедлением / = 1,5 м/с2 (рис. 2.17, а). При расчете приняты обозначения:
О, O2 — центры тяжести соответственно груза и грузоподъемника, когда груз поднят на 300 мм мри вертикально установленном грузоподъемнике;
Ох — центр тяжести автопогрузчика без грузоподъемника;
О", О"2 — центры тяжести соответственно груза и грузоподъемника, когда груз поднят на 300 мм и грузоподъемник отклонен назад на угол β=β1-β2;
β1-β2=2° — углы наклона соответственно грузоподъемника назад и от проседания шин вместе с упругой деформацией конструкции, град;
С — ось поворота рамы грузоподъемника;
a1,a2,a2``,l,l``
h, h``, h1,h2`` — вылеты центров тяжести от оси передних колеc и их высоты от земли.
Значения величин Q, Gl, G2, ac, hc такие же, как и в первом случае.
Вылеты а2``, l`` и высоты h1`` и h`` определяют по формулам
Где
Углы наклона к горизонту
Коэффициент устойчивости
Где F, F1, F2 – силы инерции соответственно груза, автопогрузчика без грузоподъемника, определяемые по общей формуле
;
Где
(N=Q или N=G1 и N=G2; l – замедление, м/с2; g – ускорение свободного падения)
Четвертый случай. Автопогрузчик с номинальным грузом, поднятым от земли на h = 300 мм и отклоненным назад грузоподъемником стоит на площадке с уклоном 18%, т. е. наклоненной под углом α = 10° 12' (см. рисунок 2.17, б).
При тех же обозначениях, что и в третьем случае, получим коэффициент устойчивости
Пятый случай. Автопогрузчик без груза с вилами, поднятыми на 300 мм от земли, и отклоненным назад до отказа грузоподъемником съезжает с уклона на максимальной скорости и при резком повороте.
Рисунок 2.18 - Схемы устойчивости вилочных погрузчиков;
а - без груза в транспортном положении о поворотом; 6 - c грузом
Гранью возможного опрокидывания является линия ВС, проходящая через шарнир балансира управляемого моста и опору крайнего колеса ведущего моста (рисунок 2.18, а).
Площадка должна иметь уклон 15+1,09 vb %, но не более 50% для автопогрузчиков грузоподъемностью до 5 т и не более 40% при грузоподъемности от 5 до 10 т. Угол наклона площадки
Где vn – максимальная скорость автопогрузчика без груза км/ч.
Возможное перемещение в плане центров тяжести автопогрузчика без грузоподъемника и одного грузоподъемника из-за наклона площадки на угол α
Где h1, h2`` - соответственно высота от земли центра тяжести автопогрузчика без грузоподъемника и с отклоненным назад грузоподъемником (см. рисунок 2.17).
При весе G1 автопогрузчика без грузоподъемника и G2 с грузоподъемником (см. третий случай устойчивости) получим суммарно высоту центра тяжести автопогрузчика с грузоподъемником, отклоненным назад,
И соответственно расстояние от оси передних колес до центра тяжести автопогрузчика
где а1 и а2 — ординаты центров тяжести от оси передних колес для автопогрузчика без грузоподъемника и одного грузоподъемника (см. рисунок 2.17, б).
Смещение центра тяжести всего автопогрузчика в плане от его продольной оси при наклоне опорной площадки на угол α (см. рисунок 2.18, a) bсум = hсум tg α. Оно не должно выходить за линию ВС опрокидывания.
Поперечную устойчивость автопогрузчика рассчитывают при штабелировании. Автопогрузчик с поднятым номинальным грузом на полную высоту и отклоненным назад грузоподъемником на угол β=β1-β2 стоит на поперечном уклоне с углом α. Гранью, возможного опрокидывания является линия ВС, проходящая через шарнир балансира управляемого моста и опору крайнего колеса ведущего моста (см. рисунок 2.18, б). Здесь h — высота шарнира управляемого моста от земли; X, Y — координаты центра тяжести автопогрузчика; G — вес погрузчика с номинальным грузом без управляемого (балансирного) моста. Значения L и АВ такие же, как на рисунок 2.17, а; углы β1 и β2 такие же, как в третьем случае продольной устойчивости.
Опрокидывание автопогрузчика начнется, когда вектор веса G будет пересекать грань опрокидывания ВС. Согласно требованиям СЭВ автопогрузчик должен сохранять устойчивость при поперечном уклоне, равном 6%, т. е. при угле α= 3° 26`. Согласно обозначениям на рисунок 2.18, б
Где EF – плечо опрокидывания; OF – высота от центра тяжести до основания погрузчика;
Из подобия треугольников CMN и FMD получим
При CN=h получим
Значение EF определяют по формуле
Где а
Угол определится из уравнения