Игры по речевому развитию дошкольников




Название игры, возраст детей Цель Описание игры Наглядность, оборудование, атрибуты
Игры на развития лексической стороны речи
«Посылка» 4 – 5 Расширение объема словаря, уточнение представле­ний о признаках предметов, развитие связной речи. Каждый ребенок получает «посылку» (короб­ку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъ­является после того, как будет отгадан. Предметы, коробки по количеству игроков.
«Ассоциации» 4 – 5 Расширение объема словаря, развитие речевых ас­социаций, общей моторики. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ре­бенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрос­лому. Аналогично: тяжелый — грузовик; колючий — еж, мягкий — снег, высокий -- человек, стеклянный — стакан. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
«Я собрал в огороде...» 4 – 5   Расширение объема словаря, развитие слуховой па­мяти. Взрослый начинает игру, произнося предло­жение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумы­вает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лекси­ческой темы предложение меняется по содержанию: «Я со­брал в саду...», «Я положил в шкаф...», «Я видел на улице...», «В лесу живет...», «На кухне есть...» и т.д. нет
Игры по развитию грамматического строя речи
«Один –много» 4 – 5   Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное. Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д. Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…..Конь…. Мальчик…. Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч. картинки с разными предметами.
«Прятки» 5 – 6 учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под). В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д. Грузовик, мишка, мышка.
«Мой, моя, моё, мои» 5 – 6 закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными. Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.). нет
Игры на развития связной речи
«Кто больше заметит небылиц?» 4 – 5   Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил. Стихотворение «Путаница», фишки.
«Нарисуй сказку» 4 – 5   научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета. Лист бумаги, карандаш
«Фотограф» 4 – 5   научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные». Большая картина, фрагменты этой картины.
Игры, направленные на формирование звуковой культуры речи
«Пусти лодочку по воде» 4 – 5   развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого. Упражнение выполняется 2 раза. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
«Лодочка и пароход» 4 – 5   развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Воспитатель делит детей на две группы: одна группа - лодочки, другая - пароходы. Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание). По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
«Секрет» 5 – 6 Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка - ножка, мошка - ложка, сушки - ушки, мушки - кружки, мишка - мышка, шишки - книжки, замок - замок, пили - пили, кружки - кружки, дорогой - дорогой. Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально. нет

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: