Игры по речевому развитию дошкольников
| Название игры, возраст детей
| Цель
| Описание игры
| Наглядность, оборудование, атрибуты
| | Игры на развития лексической стороны речи
| | «Посылка»
4 – 5
| Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
| Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
| Предметы, коробки по количеству игроков.
| | «Ассоциации»
4 – 5
| Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
| Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый — грузовик; колючий — еж, мягкий — снег, высокий -- человек, стеклянный — стакан.
| Набор картинок по изучаемой лексической теме.
| | «Я собрал в огороде...»
4 – 5
| Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
| Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду...», «Я положил в шкаф...», «Я видел на улице...», «В лесу живет...», «На кухне есть...» и т.д.
| нет
| | Игры по развитию грамматического строя речи
| | «Один –много»
4 – 5
| Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
| Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…..Конь…. Мальчик….
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
| картинки с разными предметами.
| | «Прятки»
5 – 6
| учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
| В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
| Грузовик, мишка, мышка.
| | «Мой, моя, моё, мои»
5 – 6
| закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными.
| Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).
| нет
| | Игры на развития связной речи
| | «Кто больше заметит небылиц?»
4 – 5
| Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
| Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.
Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
| Стихотворение «Путаница», фишки.
| | «Нарисуй сказку»
4 – 5
| научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
| Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
| Лист бумаги, карандаш
| | «Фотограф»
4 – 5
| научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
| Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
| Большая картина, фрагменты этой картины.
| | Игры, направленные на формирование звуковой культуры речи
| | «Пусти лодочку по воде»
4 – 5
| развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
| Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.
Упражнение выполняется 2 раза.
| Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
| | «Лодочка и пароход»
4 – 5
| развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
| Воспитатель делит детей на две группы: одна группа - лодочки, другая - пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
| лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
| | «Секрет»
5 – 6
| Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
| Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка - ножка, мошка - ложка, сушки - ушки, мушки - кружки, мишка - мышка, шишки - книжки, замок - замок, пили - пили, кружки - кружки, дорогой - дорогой.
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.
| нет
|
|
Поиск по сайту:
|